Со времени состоявшегося в декабре минувшего года назначения на должность вице-премьера Дмитрий Рогозин стал одним из наиболее активных ньюсмейкеров в российском правительстве. За короткий срок Д.Рогозин посетил предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в Ижевске, Туле, Воронеже, Ульяновске, Казани, Борисоглебске, Новосибирске, не говоря уже о московских и подмосковных оборонных заводах и НИИ, выступил перед учеными Академии военных наук и Сибирского отделения РАН, сделал несколько энергичных заявлений. Суть его выступлений - масштабные планы восстановления отечественного ОПК, дабы, как заявил Д. Рогозин в Туле, российская армия смогла «бряцать современным оружием, и только тогда не будет войны». При этом он отклонил любые алармистские комментарии, пояснив: «Мы живем в хищном лесу, где идет борьба за ресурсы, и Россия не должна стать мишенью, жертвой этой борьбы».
Д. Рогозин пришел на пост вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу с поста главного военного представителя РФ при Североатлантическом альянсе. Если в переговорах с натовцами за его спиной незримо стоял весь оборонный потенциал страны, за который отвечали другие люди, то теперь именно он – заместитель Председателя Правительства России, председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации – в первую очередь ответственен за состояние этого потенциала. Дел же на этом важнейшем для обеспечения национальной безопасности РФ направлении – невпроворот.
Следует всячески поддержать убежденность Д.Рогозина в том, что во главу планов восстановления отечественного ОПК должна быть поставлена наука. Выступая в новосибирском Академгородке, он подчеркнул, что без принятия безотлагательных мер в области оборонной фундаментальной науки Россия рискует получить существенное отставание, в первую очередь, по таким направлениям, как электронная компонентная база, устройства для наведения высокоточного оружия, лазерные системы, гиперзвуковые технологии и разработка источников сверхширокополосного электромагнитного излучения.
Все более зримым становится облик агентства по стратегическому планированию для оценки угроз национальной и технологической безопасности России, которое создается по инициативе Д. Рогозина и будет действовать под эгидой Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Агентство задумано как российский аналог американского Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA), его функции будут заключаться в оценке развития ситуации в мире в области безопасности, определении рисков и угроз национальной обороноспособности и технологической независимости России на 25-30-летнюю перспективу. «Она (эта структура) должна выступать как такой научно-исследовательский хищник, выхватывающий наиболее интересные, самые прорывные и самые рискованные для частного бизнеса идеи», – определил Д. Рогозин специфику нового агентства, отвечая на вопросы журналистов в ходе рабочей поездки в Новосибирск.
Вице-премьер также высказывается против массовых закупок вооружения и комплектующих за рубежом. Во-первых, возникает зависимость от иностранных поставщиков в оснащении собственной армии. Во-вторых, из-за этого Россия в рамках военно-технического сотрудничества с другими странами нередко наносит ущерб себе. Производя хорошую технику, востребованную за рубежом, но не обладая всем технологическим рядом, она вынуждена прибегать к помощи извне. Например, на российскую бронетехнику часто устанавливаются тепловизоры французского производства, а потом такой продукт продается за рубеж. «Это невыгодно, – считает Д. Рогозин. – Выгодно иметь продукт "под ключ" и продавать его».
Вице-премьер определил и главную точку приложения сил – «глубочайшую модернизацию» предприятий ОПК. К 1 марта текущего года на утверждение Кабинета министров будет внесен проект федеральной целевой программы по развитию ОПК в объеме 3 трлн. рублей. Эти средства выделяются в дополнение к тем, которые планируется затратить на закупки военной продукции в рамках государственной программы вооружения (ГПВ) до 2020 г. Напомним, что, как было заявлено в конце прошлого года, общая сумма расходов на ГПВ на ближайшие 10 лет составит до 22,5 трлн. рублей, из которых на оснащение Вооруженных сил РФ вооружением, военной и спецтехникой в 2012 г. будет направлено более 1,1 трлн.
Однако такой реформе ОПК, о которой говорит Д.Рогозин, во многом противодействует инерция прошлого, и с этим новому председателю Военно-промышленной комиссии ещё предстоит иметь дело. Например, заявлено, что к концу года будет разработан аванпроект авианосца, после чего корабелы приступят к его закладке. Между тем строительство авианесущих кораблей в госпрограмму вооружений России на 2011-2020 гг., утвержденную в прошлом году, не заложено. Сообщается также, что в ГПВ будет внесено еще одно серьезное изменение: вместо восьми планируется закупка десяти ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей». Многие эксперты относятся к таким масштабным планам строительства боевых кораблей для ВМФ скептически. Так, бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов заявил буквально следующее: «…за 20 лет Россия не построила ни одного крупного корабля или подводной лодки. Доделывали лишь то, что оставил на стапелях Советский Союз». Так что слова о «глубочайшей модернизации» потребуется подтверждать делами очень быстро.
Есть и более серьезные препятствия на пути реализации заявленных планов. Назовем лишь два.
Первое – технического и технологического свойства: мы имеем в виду отсутствие в РФ собственного производства элементной базы. Слишком много комплектующих страна получает из-за границы. А что из этого выходит, своей драматической судьбой продемонстрировал космический аппарат «Фобос-Грунт». Автоматическая межпланетная станция (АМС) состояла из 95 тыс. микросхем, 62% из которых не должны были использоваться в космической отрасли. Результат – первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, стоимостью в 5 млрд. рублей, не вышла на заданную орбиту и рухнула в океан. Похожая картина – и с военной техникой.
Есть и еще один настоятельный побудительный мотив к созданию своей элементной базы — кибербезопасность с точки зрения обороны. В США создано специальное киберкомандование, где отрабатываются действия не только по открытым сетям, в частности по противодействию вирусам, но и закладки специальных программ в оборудование, в элементную базу. В том числе и поставляемую в Россию.
Д. Рогозин видит грозящую опасность. Однако проблему не решить в один приём. Она носит системный характер. После многих лет упадка и деградации ОПК ряд технологий утрачены или устарели, высок средний возраст сотрудников оборонных НИИ и заводов, не хватает простейшего - квалифицированных рабочих массовых специальностей.
Препятствие второе. Имя ему – коррупция. С болью думаешь о том, что как минимум 20% от дополнительных 3 триллионов рублей, обещанных вице-премьером на развитие ОПК, сразу же осядет на личных счетах руководителей разного масштаба. И это – не фантазия автора: заместитель генпрокурора РФ – главный военный прокурор Сергей Фридинский на днях заявил, что из выделенных на оборонку огромных государственных денег крадется каждый пятый рубль.
В 2011 г. году военные прокуроры выявили почти 3 тыс. правонарушений в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ). На преступников «работают» несовершенство законодательства, разбалансированность системы контроля и финансирования, нечистоплотность коммерсантов. Подлоги и фиктивные отчеты за якобы выполненные работы, «откаты» при реализации госконтрактов – все это в арсенале мошенников.Из года в год на цели обороны выделяется всё больше денег, а успехи, мягко говоря, невелики. Главный военный прокурор подчеркнул, что в результате коррупции гособоронзаказ в одних случаях исполняется плохо, а в других – вообще не исполняется. Однако, по его мнению, все участники сделок довольны, благодаря откатам: «Заявлений никто никаких не пишет, исков не заявляет, показаний не дает».
В конце января свой отчет о проверке предприятий, ответственных за исполнение государственного оборонного заказа 2011 г., обнародовала Федеральная служба по оборонному заказу («Рособоронзаказ»). В общей сложности были проведены 257 проверок, по результатам которых ведомство обнаружило экономические нарушения на сумму в 25 млрд. рублей. Если учесть, что финансирование ГОЗ в прошлом году составило 870 млрд. рублей, нетрудно посчитать, какой процент приходится на хищения и коррупцию. Тут потребуются не только увеличение военного бюджета и поддержка науки, но и другие меры. Они давно назрели. Фронт военной грозы, зародившейся на Ближнем Востоке, уже движется вглубь Евразии…