Что ожидает египетских коптов после кончины Шенуды III?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Копты, потомки древних египтян и прямые наследники культуры египетских фараонов, составляют на сегодняшний день около 9% населения Египта. Точное число коптов неизвестно. Предположительно, их насчитывается около 6 млн. Их может быть и больше, но власти Египта - страны, преимущественно мусульманской (последствия арабского завоевания VII века), - этим вопросом не озадачиваются.  Ещё около полумиллиона коптов насчитывается в Эфиопии. Численность зарубежной коптской диаспоры составляет около 1 миллиона человек, из них 100 тыс.  в Соединённых Штатах и Канаде.

Большинство коптов принадлежат к Коптской православной церкви, меньшинство (около 100 тыс.)  - к Коптской католической церкви. Копты всегда отличались ревностной приверженностью христианству, несмотря на жёсткое давление  мусульманского окружения. Так, копты практически не представлены в высших эшелонах египетской власти. Единственным политиком коптского происхождения с мировым именем был 6-й Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали (Бутрос – арабский вариант имени Пётр). В экономическом секторе копты более успешны, что служит дополнительным поводом для нападок на них. Тем более что копты традиционно занимают «неприличные» для мусульман экономические ниши. Например, заведуют утилизацией мусора в столице, где образовался целый коптский квартал – Город мусорщиков с населением более 40 000 чел. Поскольку пищевые отходы идут на прокорм свиней, мусульмане считают эту деятельность «нечистой», хотя она даёт ощутимый по египетским меркам доход.  

С уходом Хосни Мубарака с поста президента коптская община возлагала большие надежды на будущее, поскольку предполагалось принятие новыми властями закона о молельных домах, согласно которому процедура регистрации коптских общин была бы облегчена и вводилась бы уголовная ответственность за дискриминацию по религиозному и расовому признакам. Однако этого не произошло. Напротив, из-за возникшего в результате «арабской весны» вакуума власти египетское общество скатилось к ещё большему радикализму. К примеру, международная религиозно-политическая ассоциация «Братья- мусульмане» (в России запрещена как террористическая) снискала ещё большие симпатии местного населения своими антиправительственными лозунгами, а её представители на парламентских выборах в декабре 2011 г. получили 40% голосов. Положение коптов усугубляет недавняя смерть их духовного лидера Шенуды III – Патриарха Александрийского и всея Африки. Этот пост Шенуда III занимал более 40 лет – с 1971 г., и с его уходом Коптская православная церковь оказалась обезглавленной. Найти достойную замену Шенуде III будет нелегко, учитывая его колоссальный опыт, влияние в церковных кругах и энергию, с которой он отстаивал идею межконфессионального диалога с Антиохийской, Болгарской, Румынской православными церквами. Шенуда III не отказывался от диалога с католиками и с Константинополем. В дни тяжёлых для коптов испытаний, когда в 1970-х годах Египет вновь сотрясли антикоптские выступления мусульманских радикалов, Шенуда III был помещён под домашний арест по распоряжению Анвара Садата. Освободил его уже Хосни Мубарак, да и то только через три года после прихода к власти. 

Самые тяжёлые времена коптская община переживала в 1940-1950-х гг. В результате идеологического кризиса, помноженного на непрекращающееся давление со стороны властей и призывы местных фундаменталистов принимать ислам, только с  1946 по 1956 гг. отреклись от веры во Христа и стали мусульманами  около 50 тыс. коптов. В коптской молодёжной среде отмечался тогда рост пренебрежительного отношения к священнослужителям и вообще к церковным установлениям. Это объяснялось резким вторжением в идеологическое поле государства принципов либерализма, светскости и секулярного толкования общественно-политических процессов. Тогда коптам удалось «повернуть время вспять», остановить духовный распад своей общины, очистить церковные обряды от наносных и чуждых элементов, занесённых в богослужебную практику в ходе попыток реформировать копсткую церковную службу на протестантский лад. За прошедшие с момента кризиса 40 лет нравственный авторитет православного коптского клира значительно вырос,  и факты обращения этнических коптов в ислам сегодня немногочисленны. Огромные заслуги в этом принадлежат Шенуде III, который обладал острым стратегическим мышлением. Именно под его руководством Коптская православная церковь расширяет ареал своей деятельности, стараясь не лишить духовного окормления зарубежную коптскую диаспору. В США открываются коптские церкви, в Новой Зеландии, Австралии, Боливии и Бразилии появляются коптские епархии. 

Как сложатся отношения между коптами и новыми властями Египта теперь, после смерти Шенуды IIІ? К сожалению, о тихой и спокойной жизни многомиллионной коптской общины в Египте говорить не приходится. Копты оказались заложниками в собственной стране и обречены на перманентный конфликт с превышающими их по численности мусульманами. Несмотря на то, что копты являются коренным, а не пришлым  населением Египта и так же как и другие египтяне трудятся на благо своей страны, на них смотрят искоса. Тот же Шенуда III до принятия духовного сана участвовал в арабо-израильской войне 1948-1949 гг. в качестве офицера-резервиста, но это никак не повлияло на благосклонность государства к своим же гражданам коптской народности. Растёт эмиграция коптов из страны. С марта 2011 г. более 93 тыс. коптов покинули Египет и осели преимущественно в США, Австралии и Канаде. Официальный Каир поощряет коптскую эмиграцию, избавляясь таким образом от «нежелательных элементов». В XVIII веке, например, при вторжении наполеоновских войск в Египет исламские правители вознамерились уничтожить всех христиан в стране как потенциальных союзников французов. К счастью, до этого не дошло. 

И сегодня, в веке XXI-м, периодические антихристианские погромы с человеческими жертвами и сожжением церквей – унылый психологический пейзаж коптско-мусульманских отношений. При этом официальные СМИ выказывают поддержку радикально настроенной исламской молодёжи, как это было во время «арабской весны» и прокатившихся тогда очередных антихристианских погромов. 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с Патриархом Шенудой III преподнёс ему в подарок патриарший посох со словами: «Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться».  Очень важно, чтобы при решении коптского вопроса голос России как самой крупной христианской державы звучал громче.