Геополитический выбор Белоруссии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Одновременно с подготовкой и проведением президентских выборов в Российской Федерации значительно активизировались международные процессы, затрагивающие Республику Беларусь. Учитывая тесные союзнические отношения России и Белоруссии в рамках Союзного государства и Единого экономического пространства, можно говорить о безусловной связи этих двух рядов событий.

Евросоюз и США до сих пор так и не признали результаты выборов белорусского президента, состоявшихся 19 декабря 2010 года. Всё это время на Республику Беларусь оказывалось постоянное давление со стороны Вашингтона и Брюсселя с тем, чтобы расшатать белорусский режим, добиваясь от него постепенных уступок в вопросах «демократизации белорусского общества», используя в качестве аргументов как раз президентские выборы и последовавший за этим разгон оппозиционного митинга.

С одной стороны, это была, если можно так выразиться, «плановая работа» западных демократий в отношении А.Лукашенко, с другой - Запад решил опробовать сценарий оказания скоординированного дипломатического давления на Белоруссию. Такие действия явились своего рода «обкаткой» организации широкого фронта борьбы с Белоруссией и одновременно были демонстрацией «силы» по адресу России и лично В.Путина, давая понять последнему, что теоретически такой вариант возможен и применительно к России.

Очередной виток противостояния Евросоюза и Белоруссии начался 27 февраля 2012 года, когда Совет Евросоюза утвердил принятое Советом министров иностранных дел ЕС решение о расширении списка «невъездных» в Европу граждан Белоруссии. Обсуждались также вопросы введения экономических санкций – прежде всего, на экспорт нефти (не российской, а добываемой в самой Белоруссии) и нефтепродуктов. Формальным поводом для этого наряду со стандартными обвинениями в «диктатуре» стало нежелание белорусских властей выпустить из тюрем немногочисленных остающихся там участников президентских выборов 2010 года и ввести мораторий на смертную казнь. Последнее требование было вызвано тем, что 30 ноября 2011 года двое убийц из Витебска, Коновалов и Ковалёв, были приговорены к высшей мере наказания за организацию ряда взрывов в Минске и Витебске, самым громким из которых был взрыв в минском метро, унёсший жизни 15 человек при большом количестве раненых.

Ранее А.Лукашенко предупреждал Брюссель, что он не поддастся шантажу и предпримет ответные меры. В итоге МИД Белоруссии 28 февраля отозвал своего представителя в Брюсселе и посла в Польше, так как именно Польша наряду с Германией выступает в последнее время главным инициатором усиления нажима на Белоруссию. Одновременно с этим, не дожидаясь реакции ЕС, Белоруссия предложила представителю ЕС и послу Польши выехать соответственно в Брюссель и Варшаву «для консультаций». В Брюсселе были несколько растеряны такой реакцией Белоруссии, однако быстро пришли в себя и из Минска были отозваны все послы стран Евросоюза. Это, конечно же, не разрыв отношений, но достаточно серьёзный дипломатический конфликт.

4 марта во время проведения традиционного республиканского спортивного праздника «Минская лыжня – 2012» А.Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов, назвал отъезд из Минска послов стран ЕС «абсолютной истерикой» и подверг резкой критике личности  министров иностранных дел Польши Радослава Сикорского и Германии Гидо Вестервелле, назвав первого «не поляком», а второго «голубым». Общий тон заявления А.Лукашенко означал, что Белоруссия не собирается уступать.

Твёрдость Батьки во многом была обусловлена и дипломатической поддержкой со стороны России и Казахстана. 24 февраля, предупреждая о возможных последствиях, с совместным заявлением выступили Д.Медведев и А.Лукашенко, подчеркнув, что «президенты Белоруссии и России подтверждают недопустимость использования мер экономического давления либо принуждения в межгосударственных отношениях». 11 марта пресс-служба МИД России опубликовала совместное заявление правительств России, Казахстана и Белоруссии о том, что проблемы могут быть урегулированы без применения санкций, и выступили категорически против их использования как инструмента давления на одного из членов Единого экономического пространства (ЕЭП) - Белоруссию. Важно, что это был скоординированный ответ стран-участниц ЕЭП на выпады США и Евросоюза. «Мы считаем, что введение санкций в отношении Белоруссии может… стать угрозой экономической безопасности наших государств и развитию интеграционных процессов на евразийском континенте», - говорилось в официальном комментарии МИД России по поводу заявления трёх государств. Стало ясно, что Белоруссия не одинока в своём нынешнем противостоянии с Западом, а государства, входящие в Единое экономическое пространство, готовы к совместным политическим действиям на международной арене.

Тем временем в самой Белоруссии активизировались прозападные силы, которые начали пугать обывателя скорым «захватом» Белоруссии Россией, а заодно подсказывать вариант действий для А.Лукашенко: мол, Батька может в очередной раз переиграть ЕС, обменяв возвращение послов на предоставление свободы немногим остающимся политзаключённым. Стало очевидно, что Брюссель пытается найти выход из того тупика, в который он сам себя и загнал. А.Лукашенко на это никак не отреагировал.

Выждав ещё некоторое время и убедившись, что белорусский президент не намерен заглатывать наживку в виде подброшенной идеи об «обмене», руководство Евросоюза сменило тактику, опасаясь, что Белоруссия в таких условиях может сделать окончательный геополитический выбор в пользу России. 15 марта Верховный комиссар Евросоюза по делам внешней политики и безопасности К.Эштон заявила, что послы Евросоюза вернутся в Минск в течение недели, однако это не означает отмены или смягчения санкций – напротив, они будут ужесточены. На заседании Совета министров иностранных дел ЕС 22-23 марта могут быть одобрены новые санкции против Белоруссии. Минск отреагировал на заявление К.Эштон о предстоящем возвращении послов немедленно и жёстко: «У нас нет такой информации. Однако, рассуждая здраво, о каком возвращении европейских послов сегодня может идти речь, если сам Евросоюз не устает грозить нам введением новых санкций 23 марта! Давайте сначала дождемся этой даты, а уже потом мы будем определяться, в том числе и относительно возвращения послов", - прокомментировала в тот же день начальник отдела пресс-службы МИД Белоруссии М.Ваньшина.

Таким образом, Белоруссия подтвердила свою позицию о неприемлемости любого нажима на неё извне и дала ясно понять, что возвращение европейских послов в Минск вовсе на самоцель, более того, их пребывание в Минске может оказаться под вопросом в случае продолжения конфликта.

Евросоюз пока не выглядит в этой ситуации победителем – во всяком случае, 15 марта Европарламент так и не принял резолюцию по Белоруссии, отложив её до следующего заседания 28-29 марта. В проекте решения предполагается оказать существенную финансовую помощь белорусской оппозиции, а также добиться отмены проведения чемпионата мира по хоккею 2014 года в Минске. Последнее предложено, чтобы больнее уязвить лично А.Лукашенко – чемпионат мира по хоккею является его любимым детищем, а Белоруссия уже затратила огромные средства для возведения соответствующей инфраструктуры. Впрочем, и на это А.Лукашенко отреагировал достаточно спокойно, заметив, что предстоит проверка Международной федерации хоккея на следование принципу «спорт вне политики», и высказав уверенность, что чемпионат мира по хоккею в 2014 году состоится именно в Минске. С учётом большого авторитета белорусского президента в мировом хоккее, скорее всего, так и будет.

Неуступчивая позиция Белоруссии, поставившая Евросоюз в крайне двусмысленное положение, во многом основана на поддержке Минска Москвой. Долгое время Белоруссия, будучи, по сути, лимитрофным государством, старалась балансировать между Европой и Россией, извлекая из своего положения как экономические (прежде всего), так и политические выгоды. Многовекторность в наиболее конфликтном в белорусско-российских отношениях 2010 году была вообще объявлена приоритетом белорусской внешней политики. В окружении А.Лукашенко сформировалась группа людей, всячески убеждающих белорусского президента в том, что Россия представляет серьёзную опасность для белорусского суверенитета. Между тем всё это «балансирование» показало свою полную несостоятельность после президентских выборов в Белоруссии, когда их непризнание со стороны Запада поставило под угрозу сами полномочия А.Лукашенко. И здесь его интересы кардинально разошлись с интересами той части белорусских верхов, которая подталкивала к дрейфу в сторону Европы. К тому же такие «колебания курса» начали вызывать раздражение и в белорусском обществе. Впервые явное недовольство внешнеполитическими колебаниями Минска выразили прорусские общественно-политические силы. 

Чтобы как-то выправить эту ситуацию, Минск начал делать попытки опереться на другие влиятельные мировые державы, пытаясь отсрочить окончательный (и неизбежный) геополитический выбор. Ещё одним «центром силы», с которым пытается взаимодействовать Белоруссия, является Китай. На белорусском направлении заметна и активизация деятельности Катара. Сохраняются также демонстративно хорошие отношения с Грузией. Одновременно белорусский МИД пытается вести отдельные переговоры с Латвией, Литвой и Норвегией, чтобы через них попробовать найти варианты решения проблемы с ЕС. Приведём ряд любопытных фактов. 

16 января 2012 года вице-премьер Белоруссии А. Тозик заявил, что в Белоруссии будет реализовано 20 крупных проектов при непосредственной финансовой поддержке Китая. В Минске с участием китайских компаний будут построены "китайский квартал" ("Чайна-таун") и гостиница "Пекин". Китайцы также планируют возведение китайско-белорусского индустриального парка в Смолевичском районе, неподалёку от белорусской столицы, со специальным режимом функционирования (считай – китайской аренды) сроком на 50 лет. На эти проекты Пекин, как было заявлено, собирается выделить до 30 миллиардов долларов. Правда, 15 марта премьер-министр Белоруссии М.Мясникович на встрече с послом КНР Гун Цзяньвэем уточнил, что речь идёт о 16 миллиардах долларов, но и это для Белоруссии очень большая сумма. Тем более что всё это - на фоне фактического расторжения белорусско-российских соглашений о постройке российской компанией «Итера» Минск-сити (справедливости ради стоит отметить, что «Итера» не обеспечила выполнение ранее достигнутых договорённостей). Растёт и объём торговли с Китаем, который в 2011 году превысил 3 миллиарда долларов.

5-7 марта Минск с визитом посетил министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи, которого принял А.Лукашенко. Стороны заявили, что считают друг друга стратегическими партнёрами и считают недопустимым, когда другие (в данном случае – США и Евросоюз) вмешиваются в дела Ирана и Белоруссии, пытаясь навязать свою волю при помощи санкций. Интересно, что в это же самое время, 7 марта, несмотря на визит министра иностранных дел Ирана, из Минска в столицу Катара Доху отправился старший сын белорусского президента Виктор Лукашенко, являющийся помощником президента по национальной безопасности. Катар – антагонист Ирана, союзник США и страна, которая в последнее время не без риска для себя провоцирует ухудшение отношений с Россией. Вряд ли всё это случайно. Официальные комментарии о встрече Виктора Лукашенко и эмира Катара шейха Хамад бен Халифа Аль Тани были скупы. Заметим, что это уже второй визит В.Лукашенко в Катар, где, как предполагают, сын белорусского президента пытается решить проблемы диверсификации поставок газа в Белоруссию и привлечения катарского капитала в белорусскую экономику. В прессу попал протокол поручений А.Лукашенко по итогам визита его сына в Катар 15-16 августа 2011 года. В этом документе говорится о необходимости определить местоположение будущего «Катарского острова» (по аналогии, видимо, с «Чайна-тауном») и других совместных с Катаром проектах, в которых лично заинтересованы члены правящей в эмирате династии.

Интересно, что 1 июля 2011 года в Катаре побывал премьер-министр Литвы А.Кубилюс, который обсуждал варианты поставки из Катара газа, чтоб частично заменить им российский, для чего предполагалось построить в Литве терминал для сжиженного газа в Клайпеде. Белорусская сторона также обсуждает варианты строительства в Литве собственного газового терминала, предполагая частично импортировать газ из Катара.

В связи с использованием портов Литвы и Латвии Белоруссия всерьёз и не без оснований рассчитывает на поддержку двух прибалтийских государств в своём конфликте с Европой, однако не замыкается на ближайших соседях, а активно ведёт двусторонние переговоры и с другими членами ЕС. Так, 15-16 марта 2012 года посол Белоруссии А.Гринкевич провёл переговоры с госсекретарём МИД Норвегии Т.Ларсеном. Именно Норвегия может быть потенциальным партнёром Литвы и Белоруссии по вопросу импорта газа из Катара, так как ранее проговаривался вариант предоставления Норвегией Литве плавучего терминала для хранения сжиженного газа.

Несмотря на сложные отношения России с Грузией, Белоруссия продолжает поддерживать с Тбилиси достаточно тесные отношения. Пока ни о каком признании Минском независимости Абхазии и Южной Осетии не идёт и речи. М.Саакашвили же периодически поддерживают Белоруссию в рамках Восточного партнёрства, возражая против введения в отношении неё европейских санкций. 

Вместе с тем в Белоруссии всё более явственно отдают себе отчёт в том, что в обозримой перспективе для страны нет альтернативы тесной интеграции в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и будущего Евразийского союза. 

А.Лукашенко извлёк из событий последних лет определённые уроки и сделал ряд серьёзных шагов навстречу России – вынужденных или нет, это уже другая тема, но он эти шаги сделал. В конце 2011 года за 2,5 млрд. долларов «Газпрому» была продана оставшаяся половина «Белтрансгаза». Заговорили о возможной приватизации с участием российского капитала и других важнейших белорусских предприятий. Впервые за долгое время произошёл зондаж реакции за рубежом и внутри Белоруссии на возможное введение российского рубля как единого платёжного средства в рамках Союзного государства России и Белоруссии. О такой возможности заявил недавно председатель верхней палаты Национального собрания Беларуси А. Рубинов. Чиновник такого ранга не мог проявить самодеятельность в столь важном вопросе – очевидно, что он высказался с одобрения белорусского президента, что само по себе симптоматично. 

Произошли и другие знаковые события. 15 марта в Витебске таможенные службы России и Белоруссии согласовали экспортные пошлины на нефтепродукты, что для Белоруссии чрезвычайно важно - экспорт нефтепродуктов составляет значительную часть общего экспорта республики. В тот же день, 15 марта, на переговорах заместителя премьер-министра Белоруссии В.Семашко и заместителя председателя правительства России Д.Рогозина было объявлено о расширении военно-промышленного сотрудничества – в этой сфере будут созданы российско-белорусские холдинги. Россия начнёт использовать белорусские мощности и квалифицированную рабочую силу, а белорусские предприятия примут участие в выполнении российского оборонного заказа. Собственно говоря, это возвращение к десятилетиями оправдывавшей себя практике такого сотрудничества в советские времена. Всё это доказывает, что Белоруссия на сегодня - ближайший союзник Российской Федерации, хотя ещё далеко не все проблемы белорусско-российских отношений нашли своё решение.

Несмотря на противоречивость внешней политики Белоруссии, у А.Лукашенко и его окружения в целом присутствует понимание необходимости делать ясный и окончательный геополитический выбор в пользу России и евразийского интеграционного проекта, заявляя данное направление важнейшим приоритетом белорусской внешней и внутренней политики. Для этого необходимо преодолеть инерцию пресловутой многовекторности, традиционно понимаемой как конъюнктурная, лишённая стратегической перспективы игра на противоречиях ведущих мировых центров силы.