Одновременно с подготовкой и проведением президентских выборов в Российской Федерации значительно активизировались международные процессы, затрагивающие Республику Беларусь. Учитывая тесные союзнические отношения России и Белоруссии в рамках Союзного государства и Единого экономического пространства, можно говорить о безусловной связи этих двух рядов событий.
Евросоюз и США до сих пор так и не признали результаты выборов белорусского президента, состоявшихся 19 декабря 2010 года. Всё это время на Республику Беларусь оказывалось постоянное давление со стороны Вашингтона и Брюсселя с тем, чтобы расшатать белорусский режим, добиваясь от него постепенных уступок в вопросах «демократизации белорусского общества», используя в качестве аргументов как раз президентские выборы и последовавший за этим разгон оппозиционного митинга.
С одной стороны, это была, если можно так выразиться, «плановая работа» западных демократий в отношении А.Лукашенко, с другой - Запад решил опробовать сценарий оказания скоординированного дипломатического давления на Белоруссию. Такие действия явились своего рода «обкаткой» организации широкого фронта борьбы с Белоруссией и одновременно были демонстрацией «силы» по адресу России и лично В.Путина, давая понять последнему, что теоретически такой вариант возможен и применительно к России.
Очередной виток противостояния Евросоюза и Белоруссии начался 27 февраля 2012 года, когда Совет Евросоюза утвердил принятое Советом министров иностранных дел ЕС решение о расширении списка «невъездных» в Европу граждан Белоруссии. Обсуждались также вопросы введения экономических санкций – прежде всего, на экспорт нефти (не российской, а добываемой в самой Белоруссии) и нефтепродуктов. Формальным поводом для этого наряду со стандартными обвинениями в «диктатуре» стало нежелание белорусских властей выпустить из тюрем немногочисленных остающихся там участников президентских выборов 2010 года и ввести мораторий на смертную казнь. Последнее требование было вызвано тем, что 30 ноября 2011 года двое убийц из Витебска, Коновалов и Ковалёв, были приговорены к высшей мере наказания за организацию ряда взрывов в Минске и Витебске, самым громким из которых был взрыв в минском метро, унёсший жизни 15 человек при большом количестве раненых.
Ранее А.Лукашенко предупреждал Брюссель, что он не поддастся шантажу и предпримет ответные меры. В итоге МИД Белоруссии 28 февраля отозвал своего представителя в Брюсселе и посла в Польше, так как именно Польша наряду с Германией выступает в последнее время главным инициатором усиления нажима на Белоруссию. Одновременно с этим, не дожидаясь реакции ЕС, Белоруссия предложила представителю ЕС и послу Польши выехать соответственно в Брюссель и Варшаву «для консультаций». В Брюсселе были несколько растеряны такой реакцией Белоруссии, однако быстро пришли в себя и из Минска были отозваны все послы стран Евросоюза. Это, конечно же, не разрыв отношений, но достаточно серьёзный дипломатический конфликт.
4 марта во время проведения традиционного республиканского спортивного праздника «Минская лыжня – 2012» А.Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов, назвал отъезд из Минска послов стран ЕС «абсолютной истерикой» и подверг резкой критике личности министров иностранных дел Польши Радослава Сикорского и Германии Гидо Вестервелле, назвав первого «не поляком», а второго «голубым». Общий тон заявления А.Лукашенко означал, что Белоруссия не собирается уступать.
Твёрдость Батьки во многом была обусловлена и дипломатической поддержкой со стороны России и Казахстана. 24 февраля, предупреждая о возможных последствиях, с совместным заявлением выступили Д.Медведев и А.Лукашенко, подчеркнув, что «президенты Белоруссии и России подтверждают недопустимость использования мер экономического давления либо принуждения в межгосударственных отношениях». 11 марта пресс-служба МИД России опубликовала совместное заявление правительств России, Казахстана и Белоруссии о том, что проблемы могут быть урегулированы без применения санкций, и выступили категорически против их использования как инструмента давления на одного из членов Единого экономического пространства (ЕЭП) - Белоруссию. Важно, что это был скоординированный ответ стран-участниц ЕЭП на выпады США и Евросоюза. «Мы считаем, что введение санкций в отношении Белоруссии может… стать угрозой экономической безопасности наших государств и развитию интеграционных процессов на евразийском континенте», - говорилось в официальном комментарии МИД России по поводу заявления трёх государств. Стало ясно, что Белоруссия не одинока в своём нынешнем противостоянии с Западом, а государства, входящие в Единое экономическое пространство, готовы к совместным политическим действиям на международной арене.
Тем временем в самой Белоруссии активизировались прозападные силы, которые начали пугать обывателя скорым «захватом» Белоруссии Россией, а заодно подсказывать вариант действий для А.Лукашенко: мол, Батька может в очередной раз переиграть ЕС, обменяв возвращение послов на предоставление свободы немногим остающимся политзаключённым. Стало очевидно, что Брюссель пытается найти выход из того тупика, в который он сам себя и загнал. А.Лукашенко на это никак не отреагировал.
Выждав ещё некоторое время и убедившись, что белорусский президент не намерен заглатывать наживку в виде подброшенной идеи об «обмене», руководство Евросоюза сменило тактику, опасаясь, что Белоруссия в таких условиях может сделать окончательный геополитический выбор в пользу России. 15 марта Верховный комиссар Евросоюза по делам внешней политики и безопасности К.Эштон заявила, что послы Евросоюза вернутся в Минск в течение недели, однако это не означает отмены или смягчения санкций – напротив, они будут ужесточены. На заседании Совета министров иностранных дел ЕС 22-23 марта могут быть одобрены новые санкции против Белоруссии. Минск отреагировал на заявление К.Эштон о предстоящем возвращении послов немедленно и жёстко: «У нас нет такой информации. Однако, рассуждая здраво, о каком возвращении европейских послов сегодня может идти речь, если сам Евросоюз не устает грозить нам введением новых санкций 23 марта! Давайте сначала дождемся этой даты, а уже потом мы будем определяться, в том числе и относительно возвращения послов", - прокомментировала в тот же день начальник отдела пресс-службы МИД Белоруссии М.Ваньшина.
Таким образом, Белоруссия подтвердила свою позицию о неприемлемости любого нажима на неё извне и дала ясно понять, что возвращение европейских послов в Минск вовсе на самоцель, более того, их пребывание в Минске может оказаться под вопросом в случае продолжения конфликта.
Евросоюз пока не выглядит в этой ситуации победителем – во всяком случае, 15 марта Европарламент так и не принял резолюцию по Белоруссии, отложив её до следующего заседания 28-29 марта. В проекте решения предполагается оказать существенную финансовую помощь белорусской оппозиции, а также добиться отмены проведения чемпионата мира по хоккею 2014 года в Минске. Последнее предложено, чтобы больнее уязвить лично А.Лукашенко – чемпионат мира по хоккею является его любимым детищем, а Белоруссия уже затратила огромные средства для возведения соответствующей инфраструктуры. Впрочем, и на это А.Лукашенко отреагировал достаточно спокойно, заметив, что предстоит проверка Международной федерации хоккея на следование принципу «спорт вне политики», и высказав уверенность, что чемпионат мира по хоккею в 2014 году состоится именно в Минске. С учётом большого авторитета белорусского президента в мировом хоккее, скорее всего, так и будет.
Неуступчивая позиция Белоруссии, поставившая Евросоюз в крайне двусмысленное положение, во многом основана на поддержке Минска Москвой. Долгое время Белоруссия, будучи, по сути, лимитрофным государством, старалась балансировать между Европой и Россией, извлекая из своего положения как экономические (прежде всего), так и политические выгоды. Многовекторность в наиболее конфликтном в белорусско-российских отношениях 2010 году была вообще объявлена приоритетом белорусской внешней политики. В окружении А.Лукашенко сформировалась группа людей, всячески убеждающих белорусского президента в том, что Россия представляет серьёзную опасность для белорусского суверенитета. Между тем всё это «балансирование» показало свою полную несостоятельность после президентских выборов в Белоруссии, когда их непризнание со стороны Запада поставило под угрозу сами полномочия А.Лукашенко. И здесь его интересы кардинально разошлись с интересами той части белорусских верхов, которая подталкивала к дрейфу в сторону Европы. К тому же такие «колебания курса» начали вызывать раздражение и в белорусском обществе. Впервые явное недовольство внешнеполитическими колебаниями Минска выразили прорусские общественно-политические силы.
Чтобы как-то выправить эту ситуацию, Минск начал делать попытки опереться на другие влиятельные мировые державы, пытаясь отсрочить окончательный (и неизбежный) геополитический выбор. Ещё одним «центром силы», с которым пытается взаимодействовать Белоруссия, является Китай. На белорусском направлении заметна и активизация деятельности Катара. Сохраняются также демонстративно хорошие отношения с Грузией. Одновременно белорусский МИД пытается вести отдельные переговоры с Латвией, Литвой и Норвегией, чтобы через них попробовать найти варианты решения проблемы с ЕС. Приведём ряд любопытных фактов.
16 января 2012 года вице-премьер Белоруссии А. Тозик заявил, что в Белоруссии будет реализовано 20 крупных проектов при непосредственной финансовой поддержке Китая. В Минске с участием китайских компаний будут построены "китайский квартал" ("Чайна-таун") и гостиница "Пекин". Китайцы также планируют возведение китайско-белорусского индустриального парка в Смолевичском районе, неподалёку от белорусской столицы, со специальным режимом функционирования (считай – китайской аренды) сроком на 50 лет. На эти проекты Пекин, как было заявлено, собирается выделить до 30 миллиардов долларов. Правда, 15 марта премьер-министр Белоруссии М.Мясникович на встрече с послом КНР Гун Цзяньвэем уточнил, что речь идёт о 16 миллиардах долларов, но и это для Белоруссии очень большая сумма. Тем более что всё это - на фоне фактического расторжения белорусско-российских соглашений о постройке российской компанией «Итера» Минск-сити (справедливости ради стоит отметить, что «Итера» не обеспечила выполнение ранее достигнутых договорённостей). Растёт и объём торговли с Китаем, который в 2011 году превысил 3 миллиарда долларов.
5-7 марта Минск с визитом посетил министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи, которого принял А.Лукашенко. Стороны заявили, что считают друг друга стратегическими партнёрами и считают недопустимым, когда другие (в данном случае – США и Евросоюз) вмешиваются в дела Ирана и Белоруссии, пытаясь навязать свою волю при помощи санкций. Интересно, что в это же самое время, 7 марта, несмотря на визит министра иностранных дел Ирана, из Минска в столицу Катара Доху отправился старший сын белорусского президента Виктор Лукашенко, являющийся помощником президента по национальной безопасности. Катар – антагонист Ирана, союзник США и страна, которая в последнее время не без риска для себя провоцирует ухудшение отношений с Россией. Вряд ли всё это случайно. Официальные комментарии о встрече Виктора Лукашенко и эмира Катара шейха Хамад бен Халифа Аль Тани были скупы. Заметим, что это уже второй визит В.Лукашенко в Катар, где, как предполагают, сын белорусского президента пытается решить проблемы диверсификации поставок газа в Белоруссию и привлечения катарского капитала в белорусскую экономику. В прессу попал протокол поручений А.Лукашенко по итогам визита его сына в Катар 15-16 августа 2011 года. В этом документе говорится о необходимости определить местоположение будущего «Катарского острова» (по аналогии, видимо, с «Чайна-тауном») и других совместных с Катаром проектах, в которых лично заинтересованы члены правящей в эмирате династии.
Интересно, что 1 июля 2011 года в Катаре побывал премьер-министр Литвы А.Кубилюс, который обсуждал варианты поставки из Катара газа, чтоб частично заменить им российский, для чего предполагалось построить в Литве терминал для сжиженного газа в Клайпеде. Белорусская сторона также обсуждает варианты строительства в Литве собственного газового терминала, предполагая частично импортировать газ из Катара.
В связи с использованием портов Литвы и Латвии Белоруссия всерьёз и не без оснований рассчитывает на поддержку двух прибалтийских государств в своём конфликте с Европой, однако не замыкается на ближайших соседях, а активно ведёт двусторонние переговоры и с другими членами ЕС. Так, 15-16 марта 2012 года посол Белоруссии А.Гринкевич провёл переговоры с госсекретарём МИД Норвегии Т.Ларсеном. Именно Норвегия может быть потенциальным партнёром Литвы и Белоруссии по вопросу импорта газа из Катара, так как ранее проговаривался вариант предоставления Норвегией Литве плавучего терминала для хранения сжиженного газа.
Несмотря на сложные отношения России с Грузией, Белоруссия продолжает поддерживать с Тбилиси достаточно тесные отношения. Пока ни о каком признании Минском независимости Абхазии и Южной Осетии не идёт и речи. М.Саакашвили же периодически поддерживают Белоруссию в рамках Восточного партнёрства, возражая против введения в отношении неё европейских санкций.
Вместе с тем в Белоруссии всё более явственно отдают себе отчёт в том, что в обозримой перспективе для страны нет альтернативы тесной интеграции в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и будущего Евразийского союза.
А.Лукашенко извлёк из событий последних лет определённые уроки и сделал ряд серьёзных шагов навстречу России – вынужденных или нет, это уже другая тема, но он эти шаги сделал. В конце 2011 года за 2,5 млрд. долларов «Газпрому» была продана оставшаяся половина «Белтрансгаза». Заговорили о возможной приватизации с участием российского капитала и других важнейших белорусских предприятий. Впервые за долгое время произошёл зондаж реакции за рубежом и внутри Белоруссии на возможное введение российского рубля как единого платёжного средства в рамках Союзного государства России и Белоруссии. О такой возможности заявил недавно председатель верхней палаты Национального собрания Беларуси А. Рубинов. Чиновник такого ранга не мог проявить самодеятельность в столь важном вопросе – очевидно, что он высказался с одобрения белорусского президента, что само по себе симптоматично.
Произошли и другие знаковые события. 15 марта в Витебске таможенные службы России и Белоруссии согласовали экспортные пошлины на нефтепродукты, что для Белоруссии чрезвычайно важно - экспорт нефтепродуктов составляет значительную часть общего экспорта республики. В тот же день, 15 марта, на переговорах заместителя премьер-министра Белоруссии В.Семашко и заместителя председателя правительства России Д.Рогозина было объявлено о расширении военно-промышленного сотрудничества – в этой сфере будут созданы российско-белорусские холдинги. Россия начнёт использовать белорусские мощности и квалифицированную рабочую силу, а белорусские предприятия примут участие в выполнении российского оборонного заказа. Собственно говоря, это возвращение к десятилетиями оправдывавшей себя практике такого сотрудничества в советские времена. Всё это доказывает, что Белоруссия на сегодня - ближайший союзник Российской Федерации, хотя ещё далеко не все проблемы белорусско-российских отношений нашли своё решение.
Несмотря на противоречивость внешней политики Белоруссии, у А.Лукашенко и его окружения в целом присутствует понимание необходимости делать ясный и окончательный геополитический выбор в пользу России и евразийского интеграционного проекта, заявляя данное направление важнейшим приоритетом белорусской внешней и внутренней политики. Для этого необходимо преодолеть инерцию пресловутой многовекторности, традиционно понимаемой как конъюнктурная, лишённая стратегической перспективы игра на противоречиях ведущих мировых центров силы.