21 марта 2012 г. все 15 членов СБ ООН единодушно приняли Заявление, которое должно, по мнению членов Совбеза, способствовать разрешению сирийского кризиса. Заявление состоит из шести пунктов, главные из которых – призыв к прекращению насилия с обеих сторон, вывод сирийской армии из населенных пунктов, продолжение посреднической миссии спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннана и начало политического диалога между сирийскими властями и оппозицией. Заявление было выработано совместно Россией, Кофи Аннаном и Лигой арабских государств и затем согласовано с представителями ведущих стран Запада и другими членами СБ ООН.
Если руководство Сирии выразило согласие выполнять рекомендации Заявления, то оппозиция в лице стамбульского Сирийского национального совета (СНС) отозвалась о нём как об «уловке» и предоставлении возможности Башару Асаду «выиграть время». Одновременно вооруженные антиправительственные группировки в Сирии, оказывая давление на Кофи Аннана, приехавшего в Дамаск, совершили ряд террористических вылазок. Так, группа боевиков напала на квартал Мезза в Дамаске, где расположен ряд военных объектов, но вскоре была окружена и уничтожена правительственными войсками. Несколько террористических актов - взрывов начиненных взрывчаткой автомашин - произошли в пригороде Дамаска и в Алеппо, в результате чего погибли десятки мирных жителей.
Продолжается информационная война против Сирии. CNN и Euronews со ссылкой на мифический «Сирийский центр мониторинга соблюдения прав человека», созданный в Лондоне и не имеющий ни офиса, ни сотрудников, заявили о гибели в сирийских городах «70 человек от рук правительственных войск и применении сирийской армией тяжелой артиллерии против сирийских повстанцев сразу после принятия Заявления СБ ООН», что, естественно, никакого подтверждения не получило. В то же время впервые, пожалуй, с начала кризиса в Сирии правозащитная организация Human Rights Watch сообщила, что сирийская вооруженная оппозиция «применяет жестокие методы, а именно похищения, пытки и убийства офицеров сирийской армии». Это неоднократно документально подтверждал Дамаск.
Автор этих строк, будучи в составе международной делегации в Сирии, видел фотографии обезображенных трупов сирийских военнослужащих, погибших под пытками боевиков-террористов из антиправительственных группировок, в рядах которых действуют «воины джихада» «Аль-Каиды». Что касается стамбульского СНС, то это учреждение, несмотря на то что его «крышует» НАТО, так и не смогло предложить даже подобие какой-то программы и явить миру что-то, похожее на «легитимных представителей сирийского народа».
В феврале 2012 г. более двадцати руководящих деятелей оппозиции вышли из состава СНС и создали свой орган – «Группу сирийских патриотов», за которыми в марте последовали еще три известных оппозиционных деятеля, заявивших о своем выходе из СНС из-за «несогласия с его политикой». Удивляться тут нечему: СНС представляет собой сожительство группировок и лиц - от либерал-демократов до братьев-мусульман, от курдских сепаратистов до радикальных исламистов – с разными и, как правило, невнятными целями. «Умеренные» братья-мусульмане и радикалы-исламисты, с которыми председатель СНС Бурган Гальюн имеет весьма натянутые отношения, сплочены в плане организации более других. Относительной удачей СНС можно считать то, что на его сторону удалось перетянуть Абдо Хусамеддина, заместителя министра нефтяной промышленности и минеральных ресурсов Сирии, и нескольких высших офицеров сирийской армии (по данным сирийских властей - двух, по утверждению СНС - двенадцать). Причем замминистра - перебежчик Хусамеддин - сразу потребовал себе руководящий пост в СНС, вступил в конфликт с его руководством. Другую свару затеял бежавший в Турцию сирийский бригадный генерал Мустафа Ахмед аш-Шейх, оспаривая руководство «Сирийской свободной армией» у ранее перешедшего на сторону оппозиции полковника Рияда аль-Асхада.
Сирийская армия, очистив от антиправительственных вооруженных группировок города Хомс и Идлиб, практически ликвидировала очаги их организованного сопротивления. Тем не менее террористические акты (взрывы заминированных автомашин) продолжаются, так как не прекращается проникновение на сирийскую территорию боевиков-террористов, вооружаемых и финансируемых из сопредельных с Сирией стран. По свидетельству бывшего тележурналиста канала Аль-Джазиры, порвавшего с этим каналом, проникновение вооруженных боевиков в Сирию, в частности из Ливана, началось отнюдь не после «жестоких репрессий властей», а с первых же дней беспорядков в городе Дараа в марте 2011 г. Этот тележурналист, давший интервью телеканалу Euronews, рассказал, что лично видел десятки вооруженных боевиков, нелегально направлявшихся на сирийскую территорию через ливано-сирийскую границу в марте 2011 года.
В настоящее время в Сирии проводится в жизнь план социально-экономических и политических реформ. В соответствии с новым законом идет процесс создания новых политических партий. С представителями некоторых из них нам довелось беседовать во время поездки в Сирию в январе 2012 г. Это партии, представляющие либералов, интересы курдской общины, левое движение. Они позиционируют себя как патриотическую оппозицию. В отличие от зарубежной стамбульской, они готовы к конструктивному диалогу с властями и имеют ряд своих предложений.
26 февраля 2012 г. в Сирии прошел референдум по проекту новой Конституции, за одобрение которой высказались 89,4 % проголосовавших. Из новой Конституции изъято положение о руководящей роли партии ПАСВ, в неё введены все элементы демократического государственного устройства. На май 2012 г. намечены парламентские выборы, в которых могут принять участие все зарегистрированные политические партии, в том числе зарубежная оппозиция, которая тем не менее предложение участвовать в выборах отвергает. Надо хорошо понимать, что нынешнее сирийское руководство пользуется массовой поддержкой большинства населения страны (находясь в Сирии, мы не раз видели демонстрации в поддержку Башара Асада с участием десятков тысяч человек).
При голосовании в Совете Безопасности ООН по Заявлению о положении в Сирии Россия, Китай, ведущие западные державы и члены ЛАГ высказались за принятие этого документа. Единая позиция дает, с одной стороны, некоторую надежду на мирное разрешение сирийского кризиса. С другой стороны, знание реального положения дел почти не оставляет места оптимизму. Цели подписавших Заявление СБ ООН по Сирии очень различны, если не диаметрально противоположны.
Целями российской и китайской дипломатии является недопущение иностранной военной интервенции, политическое разрешение конфликта на путях диалога между сирийским руководством и оппозицией, сохранение суверенитета и территориальной целостности Сирии. Примерно такую же позицию занимают Иран, Ливан, в определенной степени Ирак, Алжир, часть общественно-политических сил Иордании. Целями ведущих стран НАТО и Израиля являются устранение президента Башара Асада, полное изменение политики Сирии, а в дальнейшем - ее расчленение. Тем самым в лице Сирии будет устранён союзник Ирана и палестинского сопротивления, будут созданы условия для нанесения удара по Ирану, о возможности которого уже в апреле не раз заявляли израильские лидеры. Одновременно удастся ослабить шиитское влияние в Ливане и Ираке. Примерно те же цели преследуют Турция и монархии Персидского залива. Именно поэтому после подписания Россией Заявления по Сирии Запад принялся убеждать мир в изменении позиции Москвы по отношению к Сирии, «дистанцировании России от режима Башара Асада, нежелании быть его крестным отцом», как выразился глава МИД Франции. Это прямое давление на Россию, приглашение «сдать» Сирию, обрекая её на судьбу Ливии.
В данной ситуации, на наш взгляд, России было бы уместно, не меняя уровень отношений с Дамаском, попросить объяснений у стран НАТО по результатам их военного вмешательства в Ливии, где власть фактически передана радикалам-исламистам, где творятся пытки и казни (об этом уже в полный голос говорит Human Rights Wath), где создаются тренировочные лагеря «Аль-Каиды» и откуда нестабильность переползает в другие страны (достаточно посмотреть, что творится в Мали). И это не всё. Продолжается вооруженное противостояние в Йемене - стране, геополитически нависающей над стратегически важным проходом из Красного моря в Индийский океан: там также под нажимом Западной коалиции, в первую очередь США, президент Али Абдалла Салех был отстранён от власти, что не решило, подчеркнём, ни одной проблемы и где после этого целые районы уже переданы под контроль «Аль-Каиды».
Если свержение Башара Асада допустить, мир, вне всякого сомнения, будет иметь в Сирии ещё одну Ливию. После падения Ливии, Сирии и, возможно, ещё до начала активной фазы дестабилизации Ирана и некоторых государств Африки южнее Сахары наступит «очередь» постсоветских государств Центральной Азии.