22 марта в Республике Мали произошёл государственный переворот. Группа мятежников во главе с капитаном Амаду Саного захватила президентский дворец, ряд государственных учреждений, здание национального радио и телевидения. Было заявлено о переходе всей полноты власти к так называемому «Национальному комитету по восстановлению демократии и воссозданию государства», а также о роспуске правительства, приостановлении действия конституции, аресте ряда министров и большинства кандидатов на намечавшихся 29 апреля президентских выборах.
Комментаторы сразу увязали это с восстанием туарегов на севере страны. В вышедшем в день путча заявлении МИД России указывалось, что целями хунты являются «урегулирование ситуации на севере страны, где происходят столкновения с сепаратистами», (1) а заместитель министра иностранных дел России М.Богданов заявил, что «военный переворот в Мали — печальное последствие ливийского кризиса». (2) Действительно, начиная с середины января 2012 года, ряд населённых пунктов на севере Мали подверглись нападениям туарегов малийского происхождения, возвратившихся из Ливии. Армия бывшего полковника ливийской армии Мухамеда аг-Наджима («Национальный фронт освобождения Азуада»), насчитывающая от полутора до двух тысяч человек, захватила значительные территории севера Мали, объявив о своей независимости. Жители подвергшихся нападению городов и сёл были вынуждены бежать в Алжир, Буркина-Фасо, Мавританию, Нигер или на юг Мали. (3) Армия Мали не смогла оказать нападавшим серьёзного сопротивления и сдавала одну позицию за другой. Эти военные поражения и утрата почти половины территории страны, как сообщают большинство комментаторов, и стали причиной произошедшего переворота.
Туарегские восстания происходили в Мали неоднократно. Первое крупное восстание относится к началу 1960-х годов, то есть времени обретения независимости. В 1992 году проблема севера встала вновь, когда после свержения жёсткого правителя Муссы Траоре туареги почувствовали «свободу» и вновь стали требовать независимости. Кровь полилась тогда не только в пустынных районах Сахары, но и вблизи крупных городов (Ансонго, Гао, Менака). И уже тогда туареги имели не одни лишь автоматы и гранатомёты, но также гаубицы и противотанковые ракетные установки. (4) Можно представить, как вооружена армия малийских туарегов сегодня, разжившаяся оружием бывшей армии Ливийской Джамахирии! Не сумев добиться военных успехов в борьбе с туарегами, власти Мали подписали тогда соглашение с Фронтом освобождения Азавака, где взяли на себя обязательства по ускоренному развитию туарегских районов.
Война, вспыхнувшая на севере Мали в январе 2012 года, названа причиной переворота самими путчистами. Однако действительно ли северная война является реальной причиной переворота? На этот счёт есть серьёзные сомнения. В начале марта я называл Мали в числе стран первоочередного риска резкой дестабилизации. (5) Однако причиной этого риска были названы не столько внутренние противоречия, сколько их использование внешними силами. Заметим, что в эти дни внутренние проблемы Мали обнажены в мировых СМИ весьма основательно, а вот о внешнем возбудителе практически не говорится. Точнее, внешний фактор сводят к ливийскому оружию. Однако ливийское оружие лишь техническое средство, а сам «внешний фактор» – это нечто иное.
СМИ навязчиво твердят, что Мали является «одной из самых бедных стран мира». Конечно, если говорить об уровне жизни, это так. По ВВП на душу населения Мали занимает 127-е место в мире (6), однако по уровню развития человеческого потенциала Мали отводят 168-е место в мире из 179. (7) В то же время в контексте происходящего сегодня приведение только этих данных – заведомое лукавство. Территория Мали имеет огромное стратегическое и экономическое значение. Мали граничит с семью странами (Алжир, Мавритания, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Нигер, Буркина-Фасо, Сенегал) и имеет запасы золота, урана, фосфатов, бокситов, железной руды, марганца, олова и меди. Есть и новейшая информация о том, что на севере Мали обнаружены значительные запасы нефти и огромные запасы пресной воды (пресные подводные озёра). Напомним, что в последние годы Комиссия международного права ООН «вдруг» озаботилась разработкой темы «Общие природные ресурсы», и хотя природные ресурсы многообразны, приоритет был отдан не нефти или газу (напротив, это предложение было отклонено!) и даже не золоту или платине, а именно водоносным пластам, находящимся в земле. В настоящее время разработан проект конвенции о принципах раздела водоносных пластов, который готовится к представлению для подписания государствами. (8) В Мали, скорее всего, речь идёт не о поддержке сепаратистского движения туарегов, которых никто не поддерживал извне, пока они претендовали на пустынные сахарские земли, а о захвате вновь открытых колоссальных природных ресурсов. Механизм был отработан на Судане, от которого отрезали часть территории, содержащей все основные нефтяные запасы страны. Скоро надо ожидать появления проекта независимого «Северного Мали» (а может быть, и «Северного Судана» – ведь до 1960 года Мали было частью государства под названием Западный Судан).
Да и в самом перевороте пока ещё много неясного. Вызывает удивление, что президентский дворец был взят столь легко. Во время моего пребывания в Мали первое, что бросилось мне в глаза, было стратегическое выгодное расположение дворца на вершине горы в районе Кулуба. Защита дворца не представляет особой сложности, напротив, его штурм и даже простое приближение к нему возможны лишь в результате очень хорошо спланированной операции. Первым, кому удалось захватить президентский дворец в Мали, был сам Амаду Тумани Туре (именуемый в стране АТТ), когда он в марте 1991 года сверг правившего страной почти четверть века Муссу Траоре. Уж кто-кто, а АТТ должен был знать все сильные и слабые стороны защиты своей резиденции до тонкостей. Так что возникает впечатление, что во время захвата дворец вообще был пуст. Кадры захваченного президентского дворца оставляют ощущение спектакля: реальных разрушений нет, а вот демонстративно разбитые и разбросанные вещи к реальному штурму отношения не имеют. Означает ли это, что президент знал о готовящемся штурме? А если знал, то почему боевой генерал спасовал перед низшими офицерами? Кстати, сама дата 22 марта не позволяла забыть о возможности переворота, ведь сам АТТ взял власть именно после народных волнений, вспыхнувших 22 марта 1991 года. Впрочем, остаётся вероятность того, что президент действительно, как утверждают путчисты, находится в их руках: бежать с горы Кулуба президенту было бы некуда. Однако о том, жив ли АТТ, мы можем судить лишь со слов самих путчистов. Пока доказательств того, что он жив, нет.
Ещё одна странность – накануне переворота президентский дворец посетила высокая делегация Африканского Союза (АС) во главе с Председателем Комиссии АС Ж.Пингом и министром иностранных дел ЮАР Н.Машабане. Обсуждалась помощь Мали со стороны АС и ЮАР, при этом Южная Африка обещала выделить 4,5 миллиарда франков CFA (около 7 миллионов евро) для урегулирования ситуации на севере. (9) Мы уже писали о том, что попытки АС и южноафриканской дипломатии урегулировать те или иные кризисы немедленно блокировались Западом. (10) Возникает вопрос: не является ли данный путч тем же превентивным ударом по намечавшемуся перелому ситуации на севере Мали?
Наконец, последний штрих. По имеющейся информации, лидер путчистов капитан Амаду Саного был членом отобранный правительством США контртеррористической группы и проходил обучение в США, куда неоднократно выезжал. (11) И стоит также вспомнить, что нынешний президент Мали Амаду Тумани Туре, напротив, получил в своё время образование в СССР.
После переворота в Мали ряд лидеров крупнейших стран мира выступили с его осуждением. Международные организации приостановили членство Мали и совместные программы. (12) Однако если внимательно вчитаться в тексты этих заявлений, то можно увидеть одну интересную деталь, «странным образом» присущую им всем. Вот, например, заявление Генерального секретаря ООН: «Генеральный секретарь Пан Ги Мун с глубокой обеспокоенностью следит за нынешним развитием ситуации в Мали. Он призвал проявить спокойствие и все претензии решать мирным путем в рамках демократического процесса». (13) А вот заявление министра иностранных дел Франции А.Жюппе: «Необходимо восстановить конституционный порядок и стабильную политическую ситуацию, а также безопасность в стране, избегая насилия». (14) И, наконец, заявление Комиссара Европейского союза по вопросам развития А.Пьебалкса: «В связи с государственным переворотом в Мали я принял решение временно приостановить операции ЕС по развитию до тех пор, пока ситуация не прояснится». (15) Итак, как видим, ни в одном из заявлений не выдвигается требование о немедленном восстановлении власти Амаду Тумани Туре. В лучшем случае, если само имя АТТ упоминается, то только в контексте необходимости обеспечения его безопасности, но не возвращения его к власти. Требование же восстановить «конституционный порядок» может быть понято в самом разном виде: принятия новой конституции, проведения новых выборов (причём даже без участия уже зарегистрированных кандидатов) и т.д. и т.п. И здесь ситуацию в Мали полезно сравнить с ситуацией в Кот-д’Ивуаре конца 2011 года, когда Франция и «международное сообщество» требовали не абстрактного «восстановления конституционного порядка», а именно смены конкретного лица Л.Гбагбо на конкретное лицо А.Уттару. Чётко и недвусмысленно. Сейчас «международное сообщество» вновь даёт совершенно ясный сигнал о том, что оно с удивительным единодушием НЕ требует восстановления законной власти президента Амаду Туре.
Государственный переворот в Мали является очередным звеном в планетарном переделе территорий и природных ресурсов. Учитывая, что локомотивом передела выступают транснациональные и транстерриториальные субъекты, развал государственности в Западную Африку пришёл всерьёз и надолго.
________________________
(1) См. официальный сайт Министерства иностранных дел России: http://www.mid.ru /brp_4.nsf /newsline/ E59EB3E 89CB9BB 27442579C9003C42A2
(2) См.:http://ria.ru/world/20120322/603042215.html
(3) Официальная позиция правительства Мали наиболее полно излагается в выступлении Посла Мали в США Л.Кейта от 3 марта 2012 года, // См. официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Мали в Интернете: http://www.diplomatie.gouv.ml/voir_actu.aspx?lactu=311.
(4) См.: Новиков С.С., Урсу Д.П., История Мали в новое и новейшее время. М., Институт Африки РАН. 1994. С.245-246.
(5) См.: Мезяев А.Б., Африка на пороге новых потрясений, // https://www.fondsk.ru/news/2012/03/09/afrika-na-poroge-novyh-potrjaseni….
(6) По списку МВФ. См. официальный сайт МВФ в Интернете: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2011/02/weodata/weorept.aspx. По списку Всемирного банка Мали выделено 125 место. См. официальный сайт Всемирного банка в Интернете: http://databank.worldbank.org/ddp/home.do?Step=12&id=4&CNO=2.
(7) См. Доклад ДРООН о развитии человеческого потенциала в мире, // Официальный сайт Департамента развития ООН, //http://hdr.undp.org/en/media/HDI_2008_EN_Tables.pdf
(8) См. официальный сайт Комиссии международного права ООН в Интернете: http://untreaty.un.org/ ilc/summaries /8_5.htm
(9) См. официальный сайт Правительства Республики Мали в Интернете: http://www.primature.gov.ml/ index.php?option=com_content&view=article&id=8397:situation-au-nord--ballet-diplomatique-a-koulouba&catid=5
(10) См.: Мезяев А.Б., Африка и Совет Безопасности ООН: попытка прорыва сквозь путы «нового мирового порядка», //https://www.fondsk.ru/news/ 2012/01/19/afrika-i-sb -oon-popytka -proryva-skvoz -puty- novogo-mirovogo- porjadka.html.
(11) См.:http://blog.foreignpolicy.com/posts/2012/03/23/was_the_mali_coup_leader….
(12) См., например: https://www.fondsk.ru/news/2012/03/24/afrosouz-priostanovil-chlenstvo-m… (о приостановлении членства в Африканском Союзе); https://www.fondsk.ru/news/2012/03/23/vsemirnyj-bank-priostanovil-progr… (о приостановлении программ помощи Всемирным Банком).
(13) См. официальный сайт ООН: http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=17206 При этом стоит отметить, что заявление было сделано не самим генсеком, а его пресс-секретарём.
(14) См. официальный сайт министерства иностранных дел Франции в Интернете: https://pastel.diplomatie.gouv.fr/editorial/actual/ael2/bulletin.gb.asp…
(15) См. официальный сайт Европейского союза в Интернете: http://europa.eu/ rapid/pressReleasesAction. do?reference=MEMO/12/ 214&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en.