Избрание новым президентом Сербии Томислава Николича стало «холодным душем» для тех, кто посчитал сербскую политическую интригу исчерпанной еще в первом туре. Неожиданное превращение 16-процентного лидерства Бориса Тадича (согласно последним обнародованным перед вторым туром социологическим опросам) в окончательную победу Николича с более чем двухпроцентным преимуществом, несомненно, войдет в историю как одно из наиболее наглядных свидетельств ненадежности предвыборных оценок. Упомянем хотя бы переданное германским информагентством DPA интервью представителя агентства CESID Джордже Вуковича, традиционно отвечающего за мониторинг сербских выборов, который объявил заранее предсказанный итоговый счет 58% против 42% в пользу Тадича. [1] Пришлось другому сербскому аналитику – Слободану Антоничу – заявить в эфире государственной телекомпании RTS уже по горячим следам второго тура об «избирательном землетрясении» и «совершенно неожиданном результате». [2]
Всё это навело даже некоторых сербских аналитиков на то предположение, что и сами подобные оценки, и последующее развитие событий были частью более масштабного геополитического сценария, изначально предполагавшего согласие Запада на замену Тадича запасной фигурой, дабы пресечь возможные расследования многочисленных обвинений о фальсификациях в ходе первого тура. Многие сербские эксперты с изумлением заметили, что при сопоставлении числа избирателей, зарегистрированных для участия в первом туре (7.026.579 человек), с численностью всего населения Сербии по оценкам 2011 года – 7.120.666 человек – выходило, что в стране практически нет несовершеннолетних. Более того, несмотря на ежегодно фиксируемую статистикой убыль населения в 30 тысяч человек, количество избирателей росло со скоростью 40 тысяч человек в год. [3]
Обнародованное 20 мая в Интернете за три часа до закрытия избирательных участков в Сербии поздравление Томислава Николича, составленное от имени председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея и главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, дало почву и для вышеуказанных предположений, и для представления о политической лихорадке, охватившей в те часы Брюссель. Скандальное поздравление вскоре исчезло с сайта Еврокомиссии и появилось вновь уже утром 21 мая. [4] А стремительное сокращение зарегистрированных избирателей ко второму туру до 6.771.479 человек выглядело неуклюжей попыткой привести скандальные цифры хоть в какое-то соответствие с реальностью.
Как бы то ни было, и Россия, и ЕС, и весь мир теперь будут иметь в Сербии дело с новым президентом, который в предыдущие годы отметился, надо сказать, рядом взаимоисключающих заявлений и обещаний по таким ключевым для сербской политической жизни вопросам, как проблема Косова, отношения с Москвой и судьба сербской еврозаявки. И сейчас представляется более важным отвлечься от предвыборных деклараций бывшего активиста антизападной Сербской радикальной партии, чтобы внимательно проанализировать его первые шаги на новом посту.
Главным из таких шагов, безусловно, стал его визит в Россию 26 мая в качестве избранного президента на съезд партии «Единая Россия». Сербских прогрессистов связывают с ведущей российской политической силой соглашения о межпартийном сотрудничестве. Визит ознаменовал и новый шаг в межгосударственном сотрудничестве, учитывая состоявшуюся встречу Т.Николича с президентом России В.Путиным. Предваряя визит избранного сербского президента, руководитель делегации Госдумы в Межпарламентском союзе, представитель «Единой России» Александр Бабаков подчеркнул в интервью агентству ИНТЕРФАКС, что знает Томислава Николича «как последовательного сторонника сближения с Россией». Он уверен, что после президентской инаугурации Николич «останется верен принципам дружбы и партнерства наших стран». Российско-сербское сотрудничество имеет большие перспективы, в том числе по строительству газопровода «Южный поток», которое начнется в конце 2012 года, отметил Александр Бабаков. [5] Сам Николич еще до выборов в интервью российскому агентству ИТАР-ТАСС пообещал, что в случае его прихода к власти «отношения Белграда и Москвы изменятся к лучшему». [6]
Какие предварительные выводы можно сделать из визита Томислава Николича в Москву? Обращает на себя внимание сдержанность нового сербского президента в оценках по сравнению с более четкими характеристиками российско-сербского сотрудничества, данными В.Путиным. Последний напомнил, что Россия еще в 2010 году предоставила сербской стороне кредит в размере 200 миллионов долларов и готова сейчас выдать второй транш в размере 800 миллионов долларов. «Кредит должен быть предоставлен на развитие инфраструктурных проектов. Российская сторона готова к реализации. Мы ждем от наших партнеров в Сербии конкретных предложений по технико-экономическому обоснованию предлагаемых к реализации проектов в Сербии. Просил бы Вас, уважаемый господин Президент, дать соответствующий импульс вновь создаваемым управленческим, исполнительным структурам», - подчеркнул В.Путин. [7]
Ответ Николича был довольно обтекаемым. «Мы сделаем, - пообещал он, - все необходимое для того, чтобы Сербия предоставила хорошие проекты для реализации кредита, который дает Россия», но не упомянул в связи с этим ни об участии своей страны в реализации проекта «Южный поток», ни о других проектах, ранее уже согласованных и утвержденных на межгосударственном уровне.
Еще более осторожными выглядят заявления, прозвучавшие из уст Томислава Николича по ключевой для судеб сербской национальной государственности косовской проблеме. В ходе встречи с российским президентом он поблагодарил за «поддержку, которую Россия предоставила Сербии, особенно что касается сохранения суверенитета Сербии в Косово и Метохии». Однако Николич тут же дал понять, что не считает, что переговоры Сербии с ЕС имеют какое-то отношение к косовскому вопросу. Он подчеркнул, что намерен «выстраивать страну по тем правилам, которые есть в Европейском союзе». «Я до сих пор еще не слышал, что есть такое условие, что мы должны признать независимость Косово и Метохии», - заявил избранный президент.
Развивая последний спорный тезис, противоречащий многочисленным заявлениям официальных представителей Германии и других государств-членов ЕС, Николич в интервью российским СМИ пообещал прояснить данный вопрос в ходе визита в Брюссель, запланированного на 13 июня. Кроме того, он заявил, что намерен лично принимать участие в переговорах, проходивших при его предшественнике между Белградом и Приштиной под эгидой Евросоюза. «Что касается настоящих переговоров между Сербией и институтами власти в Приштине, я, еще будучи в оппозиции, требовал, чтобы они велись на высшем уровне. Чтобы президент и премьер не прятались за министерскими чиновниками», - подчеркнул Т. Николич. А его ссылка на то, что «Конституция не позволяет вести речь о независимости Косово и Метохии без того, чтобы узнать мнение граждан страны на референдуме», сопровождалась словами о том, что «очевидно, что мы уже не можем править в Приштине, но очевидно также и то, что и Приштина не может править в Косовской Митровице». [8] Подобная констатация означает не что иное, как завуалированное согласие на раздел сербского края, хотя в поддержке такого решения лидер прогрессистов ранее замечен не был.
Наряду с тем, безусловно, отрадным фактом, что избранный президент Сербии вопреки своим прежним планам совершил свой первый визит в новом качестве все-таки в Москву, а не в Берлин, надо констатировать, что прежние заявления о приоритетном развитии новым сербским лидером стратегических отношений с Россией пока не находят соответствующего продолжения. В обещаниях Николича, скорее, присутствует стремление соблюсти максимальный баланс во взаимоотношениях между Россией и Европейским союзом – при несомненном сохранении в качестве ключевой задачи унаследованного от своего предшественника курса на интеграцию в ЕС. Ссылки же на волю народа в вопросе о территориальной целостности Сербии размываются обещанием «выстраивать страну» по правилам Евросоюза. А, как известно, одним из важнейших правил Брюсселя в отношении Сербского государства является его регионализация, открывающая прямой путь к сецессии не только Косово и Метохии, но и Воеводины, и Прешевской долины, и Санджака.
Анализируя содержание переговоров Томислава Николича в Москве, можно прийти к неожиданному выводу, что Владимир Путин является «бОльшим сербом», чем избранный президент Сербии. Теперь уже только от самого Николича зависит объективная оценка западных геополитических сценариев, отводящих его стране весьма незавидную роль. В противном случае его патриотические обещания рискуют плавно перерасти в продолжение политики Бориса Тадича – к вящему удовольствию Вашингтона и Брюсселя и разочарованию проявивших 20 мая редкостную принципиальность сербских избирателей.
[1] DPA 180205 GMT Mai 12 18.05.2012 06:06
[2] http://www.france24.com/en/20120521-nationalist-nikolic-wins-serbian-pr…
[3] http://webrzs.stat.gov.rs/WebSite/public/PublicationView.aspx?pKey=41&p…
[4] AFP 211113 GMT MAI 12
[5] ИНТЕРФАКС 1243 210512 MSK 21.05.2012 12:45
[6] ИТАР-ТАСС 21.05.2012 13:48
[7] http://www.kremlin.ru/news/15447
[8] ИНТЕРФАКС 1329 280512 MSK 28.05.2012 13:30