Грузия и НАТО

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Грузинское руководство уже много лет атакует НАТО просьбами о принятии республики в альянс. Периодически на протяжении ряда лет (и на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году, и на недавнем саммите альянса в Чикаго) представители блока «договариваются расширить взаимодействие Грузии с альянсом, в том числе - путем дальнейшего укрепления политического диалога, практического сотрудничества и оперативного взаимодействия». Слова остаются словами, а тем временем НАТО использует республику и предоставляемое ею «пушечное мясо» по полной программе «Партнерства ради мира». Причем не только в Афганистане и Ираке

Сегодня Кавказ входит в сферу политических и экономических интересов и России, и стран мусульманского мира, и США, правительство которых на основании доклада ЦРУ от августа 1997 года объявило его зоной своих «стратегических интересов». 

Если для России контроль над Кавказом обеспечивает, в первую очередь, защиту её рубежей от напора радикального исламизма, то для США он способствует решению сразу трех важнейших задач: 

- во-первых, под контроль США попадает крупнейший нефтеносный район Каспия, что снижает зависимость Запада от арабской нефти; 

- во-вторых, политически и экономически ослабляется Россия; 

- в-третьих, появляется возможность за счет транзита нефти «в обход» российской территории обеспечить снижение влияния РФ на Украину, полностью зависящую от российских энергоносителей.

Для мусульманских стран Кавказ - это расширение зоны исламского фундаментализма и возможность экономического влияния на Запад (за счет сосредоточения в своих руках нефтеносных районов). Включение Кавказа в мусульманский мир может стать катализатором процесса его объединения под знаменами джихада с последующей экспансией радикального ислама на другие районы Евразии. 

Другими словами, в Кавказский узел затянуты интересы трех крупных мировых сил - США, России и мусульманского мира, а на острие противоборства находится контроль над нефтеносными районами Каспия.

Выгодное положение Грузии в рамках транс-евразийского коридора, курс официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль правящего режима в реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее важным опорным пунктом западного присутствия в регионе. Контроль Вашингтона над Грузией позволяет жестко контролировать Россию в одном из наиболее уязвимых мест – на Северном Кавказе, а также обеспечивает гарантированное отсечение России от ее потенциальных партнеров на Ближнем Востоке.

США постоянно оказывают не только финансовую, но и экспертную помощь грузинским вооруженным силам. Еще десять лет назад в Грузии сформировался своеобразный “американский клуб”, членами которого стали практически все грузинские силовики. Например, министр обороны Д.Тевзадзе окончил колледж НАТО в Риме, затем учился в колледже стратегических исследований и оборонной экономики при центре Дж. Маршалла, завершив образование в штабном колледже американской армии. Не менее “американизирован” и министр внутренних дел Г.Барамидзе, который учился сначала в центре Дж. Маршалла в Германии, а потом продолжил образование в Джорджтаунском университете в США. Президент Саакашвили также имеет в биографии солидный “американский отрезок”. В качестве стипендиата Конгресса США он был направлен на учебу в Колумбийский университет, где стал магистром права. Диссертацию защищал в университете имени Дж.Вашингтона, после чего некоторое время работал в одной из адвокатских контор Нью-Йорка. Возник этот «клуб» во многом благодаря тбилисской резидентуре ЦРУ, действующей под «крышей» американского посольства, которая, по словам А. Абашидзе, была в свое время «каналом влияния на Шеварднадзе». Этот орган оперативно подчинен Каспийскому департаменту Оперативного Директората ЦРУ. Зона ответственности подразделения включает территории государств (в том числе и бывшего СССР), прилегающих к акватории Каспийского моря.

Спецслужбы США действуют широким фронтом, поддерживая тесные связи не только с официальными властями, но и с местной оппозицией. Вашингтон, имея далеко идущие планы в регионе, готовит запасные позиции, исходя из различных вариантов развития политической ситуации. Свои стратегические интересы Запад, как обычно, легендирует и прикрывает предлогами экономического характера. Например, Госдепартамент США не раз заявлял, что будет защищать в Грузии и Закавказье интересы своих сырьевых, строительных и прочих компаний. При этом само присутствие в регионе крупнейших американских и других западных нефтяных компаний становится важнейшим фактором, определяющим направления внешней политики руководителей Грузии и Азербайджана.

Сегодня правящий в Грузии режим пытается строить стратегию национального развития на принципах свертывания исторических российско-грузинских связей и полной переориентации на Запад. При этом в Тбилиси руководствуются следующими основными соображениями. Во-первых, для т.н. «грузинской элиты» (представленной в данный момент кланом Саакашвили и ворами «в законе») Россия во многом утратила интерес как государство, в котором грузины еще не так давно занимали видные места - ведь сегодня с русских по-крупному «за так», «по звонку» в Москву уже взять нечего. Во-вторых, режим Саакашвили пытается преодолеть внутренние трудности путём разжигания национализма и русофобии в надежде переключить недовольство населения на поиск внешних врагов. В-третьих, для правящей клики, сумевшей в очень сжатые сроки вбить клин отчуждения между Грузией и Россией, фактически не остается ничего другого, как искать покровительство на Западе. В итоге внешнеполитическая линия Тбилиси привязана к доктринам Вашингтона, предусматривающим изоляцию России с целью:

• обеспечения поставок каспийских нефти и газа на международные рынки в обход РФ; 

• недопущения стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана;

• отрыва Грузии и других постсоветских республик от системы коллективной безопасности стран СНГ; 

• наращивания западного военного присутствия в Закавказье через вовлечение Грузии в систeму атлантической безопасности (обращает на себя внимание ведущееся военным командованием США и НАТО активное освоение Закавказского сухопутного и Черноморского морского театров военных действий).

Решение данных задач достигается с помощью:

• все более глубокого вовлечения Грузии в натовскую программу «Партнерство ради мира»;

• соглашений по военному и военно-техническому сотрудничеству Грузии со странами НАТО, предусматривающих проведение совместных военных учений, оснащение и развитие вооруженных сил Грузии по стандартам НАТО;

• оказания военной и военно-технической помощи, а также помощи в подготовке грузинских военных кадров в военно-учебных заведениях НАТО;

• создания политических и военизированных структур антироссийской направленности с целью противопоставления их структурам безопасности стран СНГ;

• полного сворачивания военного сотрудничества Грузии с Россией.

Сегодня Саакашвили уверяет журналистов, что добился в Чикаго обещания принять Грузию в НАТО. Кроме того, он заявляет, что добился и полного восстановления военных поставок. Это не может не тревожить всех, кто стремится не допустить дестабилизацию Кавказского региона. К счастью, далеко не всё, что говорит Саакашвили, соответствует действительности.

Действительно, сегодня Грузия входит в число претендентов на членство в НАТО. Однако о том, что ее хотят видеть полноправным членом блока, говорится уже много лет. Тем не менее делать шаги в данном направлении никто не торопится. Зачем? Грузины и так умирают за интересы НАТО в Афганистане, а для прочего они альянсу пока без надобности. Поэтому и отказали Грузии в «Плане действий к членству» и в 2008 году на Бухарестском саммите, и в 2012 году на саммите Чикагском. В последнем случае организаторы мероприятия, которое было распропагандировано как самый значительный в истории Североатлантического блока форум, по сути, ограничились высказанными в адрес грузинского режима дежурными и ни к чему не обязывающими комплиментами. 

Европейцы и американцы с большим скепсисом взирают на того, кого их СМИ именуют «пожирателем галстуков». И не зря устами генсека НАТО А.Расмуссена напоминают: предстоящие грузинам президентские и парламентские выборы 2012-2013 гг. станут «центральным вопросом» интеграции Грузии в НАТО задолго до следующего саммита альянса, который предположительно состоится в 2014 году. Пока же они подбадривают Саакашвили стандартным набором фраз об «открытых дверях», «партнерстве», «особых отношениях», дабы действия официального Тбилиси и далее помогали превращению Черноморско-Каспийского региона и Грузии в зону жизненных интересов США и НАТО, а не грузинского народа.