Грузинское руководство уже много лет атакует НАТО просьбами о принятии республики в альянс. Периодически на протяжении ряда лет (и на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году, и на недавнем саммите альянса в Чикаго) представители блока «договариваются расширить взаимодействие Грузии с альянсом, в том числе - путем дальнейшего укрепления политического диалога, практического сотрудничества и оперативного взаимодействия». Слова остаются словами, а тем временем НАТО использует республику и предоставляемое ею «пушечное мясо» по полной программе «Партнерства ради мира». Причем не только в Афганистане и Ираке.
Сегодня Кавказ входит в сферу политических и экономических интересов и России, и стран мусульманского мира, и США, правительство которых на основании доклада ЦРУ от августа 1997 года объявило его зоной своих «стратегических интересов».
Если для России контроль над Кавказом обеспечивает, в первую очередь, защиту её рубежей от напора радикального исламизма, то для США он способствует решению сразу трех важнейших задач:
- во-первых, под контроль США попадает крупнейший нефтеносный район Каспия, что снижает зависимость Запада от арабской нефти;
- во-вторых, политически и экономически ослабляется Россия;
- в-третьих, появляется возможность за счет транзита нефти «в обход» российской территории обеспечить снижение влияния РФ на Украину, полностью зависящую от российских энергоносителей.
Для мусульманских стран Кавказ - это расширение зоны исламского фундаментализма и возможность экономического влияния на Запад (за счет сосредоточения в своих руках нефтеносных районов). Включение Кавказа в мусульманский мир может стать катализатором процесса его объединения под знаменами джихада с последующей экспансией радикального ислама на другие районы Евразии.
Другими словами, в Кавказский узел затянуты интересы трех крупных мировых сил - США, России и мусульманского мира, а на острие противоборства находится контроль над нефтеносными районами Каспия.
Выгодное положение Грузии в рамках транс-евразийского коридора, курс официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль правящего режима в реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее важным опорным пунктом западного присутствия в регионе. Контроль Вашингтона над Грузией позволяет жестко контролировать Россию в одном из наиболее уязвимых мест – на Северном Кавказе, а также обеспечивает гарантированное отсечение России от ее потенциальных партнеров на Ближнем Востоке.
США постоянно оказывают не только финансовую, но и экспертную помощь грузинским вооруженным силам. Еще десять лет назад в Грузии сформировался своеобразный “американский клуб”, членами которого стали практически все грузинские силовики. Например, министр обороны Д.Тевзадзе окончил колледж НАТО в Риме, затем учился в колледже стратегических исследований и оборонной экономики при центре Дж. Маршалла, завершив образование в штабном колледже американской армии. Не менее “американизирован” и министр внутренних дел Г.Барамидзе, который учился сначала в центре Дж. Маршалла в Германии, а потом продолжил образование в Джорджтаунском университете в США. Президент Саакашвили также имеет в биографии солидный “американский отрезок”. В качестве стипендиата Конгресса США он был направлен на учебу в Колумбийский университет, где стал магистром права. Диссертацию защищал в университете имени Дж.Вашингтона, после чего некоторое время работал в одной из адвокатских контор Нью-Йорка. Возник этот «клуб» во многом благодаря тбилисской резидентуре ЦРУ, действующей под «крышей» американского посольства, которая, по словам А. Абашидзе, была в свое время «каналом влияния на Шеварднадзе». Этот орган оперативно подчинен Каспийскому департаменту Оперативного Директората ЦРУ. Зона ответственности подразделения включает территории государств (в том числе и бывшего СССР), прилегающих к акватории Каспийского моря.
Спецслужбы США действуют широким фронтом, поддерживая тесные связи не только с официальными властями, но и с местной оппозицией. Вашингтон, имея далеко идущие планы в регионе, готовит запасные позиции, исходя из различных вариантов развития политической ситуации. Свои стратегические интересы Запад, как обычно, легендирует и прикрывает предлогами экономического характера. Например, Госдепартамент США не раз заявлял, что будет защищать в Грузии и Закавказье интересы своих сырьевых, строительных и прочих компаний. При этом само присутствие в регионе крупнейших американских и других западных нефтяных компаний становится важнейшим фактором, определяющим направления внешней политики руководителей Грузии и Азербайджана.
Сегодня правящий в Грузии режим пытается строить стратегию национального развития на принципах свертывания исторических российско-грузинских связей и полной переориентации на Запад. При этом в Тбилиси руководствуются следующими основными соображениями. Во-первых, для т.н. «грузинской элиты» (представленной в данный момент кланом Саакашвили и ворами «в законе») Россия во многом утратила интерес как государство, в котором грузины еще не так давно занимали видные места - ведь сегодня с русских по-крупному «за так», «по звонку» в Москву уже взять нечего. Во-вторых, режим Саакашвили пытается преодолеть внутренние трудности путём разжигания национализма и русофобии в надежде переключить недовольство населения на поиск внешних врагов. В-третьих, для правящей клики, сумевшей в очень сжатые сроки вбить клин отчуждения между Грузией и Россией, фактически не остается ничего другого, как искать покровительство на Западе. В итоге внешнеполитическая линия Тбилиси привязана к доктринам Вашингтона, предусматривающим изоляцию России с целью:
• обеспечения поставок каспийских нефти и газа на международные рынки в обход РФ;
• недопущения стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана;
• отрыва Грузии и других постсоветских республик от системы коллективной безопасности стран СНГ;
• наращивания западного военного присутствия в Закавказье через вовлечение Грузии в систeму атлантической безопасности (обращает на себя внимание ведущееся военным командованием США и НАТО активное освоение Закавказского сухопутного и Черноморского морского театров военных действий).
Решение данных задач достигается с помощью:
• все более глубокого вовлечения Грузии в натовскую программу «Партнерство ради мира»;
• соглашений по военному и военно-техническому сотрудничеству Грузии со странами НАТО, предусматривающих проведение совместных военных учений, оснащение и развитие вооруженных сил Грузии по стандартам НАТО;
• оказания военной и военно-технической помощи, а также помощи в подготовке грузинских военных кадров в военно-учебных заведениях НАТО;
• создания политических и военизированных структур антироссийской направленности с целью противопоставления их структурам безопасности стран СНГ;
• полного сворачивания военного сотрудничества Грузии с Россией.
Сегодня Саакашвили уверяет журналистов, что добился в Чикаго обещания принять Грузию в НАТО. Кроме того, он заявляет, что добился и полного восстановления военных поставок. Это не может не тревожить всех, кто стремится не допустить дестабилизацию Кавказского региона. К счастью, далеко не всё, что говорит Саакашвили, соответствует действительности.
Действительно, сегодня Грузия входит в число претендентов на членство в НАТО. Однако о том, что ее хотят видеть полноправным членом блока, говорится уже много лет. Тем не менее делать шаги в данном направлении никто не торопится. Зачем? Грузины и так умирают за интересы НАТО в Афганистане, а для прочего они альянсу пока без надобности. Поэтому и отказали Грузии в «Плане действий к членству» и в 2008 году на Бухарестском саммите, и в 2012 году на саммите Чикагском. В последнем случае организаторы мероприятия, которое было распропагандировано как самый значительный в истории Североатлантического блока форум, по сути, ограничились высказанными в адрес грузинского режима дежурными и ни к чему не обязывающими комплиментами.
Европейцы и американцы с большим скепсисом взирают на того, кого их СМИ именуют «пожирателем галстуков». И не зря устами генсека НАТО А.Расмуссена напоминают: предстоящие грузинам президентские и парламентские выборы 2012-2013 гг. станут «центральным вопросом» интеграции Грузии в НАТО задолго до следующего саммита альянса, который предположительно состоится в 2014 году. Пока же они подбадривают Саакашвили стандартным набором фраз об «открытых дверях», «партнерстве», «особых отношениях», дабы действия официального Тбилиси и далее помогали превращению Черноморско-Каспийского региона и Грузии в зону жизненных интересов США и НАТО, а не грузинского народа.