5 июня прошли основные мероприятия визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Грузию. Визит прошел в рамках международного турне этого американского чиновника, в ходе которого она посетила в том числе и страны Закавказья.
Грузинские власти решили принять высокопоставленного гостя из США в Батуми. Это уже стало традицией для Саакашвили, который пытается превратить Батуми в некую витрину «грузинского чуда». Как известно, пропагандистская и рекламная кампания официального Тбилиси как внутри страны, так и за рубежом строится на представлении Грузии как страны, проводящей успешные реформы, чуть ли не уничтожившей коррупцию и создавшей идеальные условия для ведения бизнеса, благодаря чему, дескать, развивается экономика, а города приобретают новый вид.
В Батуми отремонтировали центр города, покрасили фасады, возвели (главным образом с помощью турецких инвестиций) несколько новых гостиниц, и теперь он стал «неофициальной столицей» для Саакашвили. В отношении реальной столицы грузинский президент испытывает смешанные чувства, и это видно по его высказываниям. Тбилиси отвечает взаимностью, особенно центральные кварталы города, в которых вот уже 4-5 лет регулярно (во всяком случае не менее раза в году) проводятся масштабные акции протеста. Так что Саакашвили уютнее чувствует себя в провинциальных городах – в Батуми или, например, в Кутаиси, куда недавно перенесли местопребывание парламента страны.
Главная интрига визита Клинтон в Грузию связывалась с внутриполитической ситуацией в стране. Как известно, осенью пройдут парламентские выборы, которые важны тем, что после изменения конституции парламентское большинство избирает премьер-министра, наделенного очень широкими полномочиями, а роль президента в новой системе власти существенно снижается.
К середине 2011 года казалось, что политическая ситуация в Грузии вошла в тупик после жестокого разгона митинга на проспекте Руставели 26 мая. Еще до этого, во время местных выборов 2010 года, ряд политических партий, например лейбористы, Национальный форум, партия Нино Бурджанадзе и некоторые другие силы, объявили им бойкот. Но неожиданная активизация олигарха и миллиардера Бидзины Иванишвили резко оживила политическую ситуацию и придала надежды тем, кто выступал за мирный и выборный способ смены власти.
Иванишвили развернул довольно оживленную деятельность и к нему примкнуло несколько партий. Образовалась политическая коалиция «Грузинская мечта». Новоиспеченный политик с уверенностью заявлял, что даже несмотря на неравные условия в процессе выборов его коалиция выиграет их с разгромным преимуществом и завоюет конституционное большинство в парламенте. 27 мая этого года в центре Тбилиси состоялся один из самых многочисленных митингов за последние годы, в котором приняло участие до 100 тысяч человек. Митинг был организован Иванишвили и его сторонниками. Ободренные таким количеством участников некоторые сторонники «Грузинской мечты» стали чуть ли не праздновать досрочную победу на выборах, считая их результат делом решенным.
Но все хорошо знают, что во внутриполитических процессах Грузии уже свыше 15 лет активно вмешиваются США. Дошло до того, что многие грузинские граждане и участники социальных сетей в Интернете гадают о том, кого поддержит администрация США на очередных выборах, чтобы с уверенностью определить будущего победителя. Психология типа «приедет барин (или барыня) и он рассудит» довольно сильно укоренилась в некоторых слоях грузинского общества, если не в большинстве.
Видимо, учитывая это обстоятельство, Иванишвили развернул массированную лоббистскую кампанию в Соединенных Штатах, стремясь заручиться поддержкой влиятельных кругов в Вашингтоне. Были наняты лоббистские и PR-агентства, размещались статьи в американских газетах, ездили делегации от имени «Грузинской мечты». Кстати, такая активность вызвала даже некоторое раздражение части американской элиты, видимо, благосклонно смотрящей на нынешний грузинский режим. Например, побывавший недавно с визитом в Грузию сенатор Дурбин, по сообщению некоторых СМИ, даже посоветовал Иванишвили не тратить зря деньги в США. Сама риторика Иванишвили и его соратников за последние месяцы стала весьма прозападной, не уступая в этом отношении разглагольствованиям Саакашвили и его коллег.
Но, видимо, Штаты пока не собираются отказываться от «проверенного кадра» в виде Саакашвили. Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Хотя излюбленным приемом американцев всегда был изящный жест избавления от «своих сукиных сынов» (перефразируя высказывание Ф. Рузвельта об одном из латиноамериканских диктаторов), но в случае с Саакашвили этого ждать пока явно преждевременно.
Косвенным сигналом к этому могли считаться результаты опросов общественного мнения, проведенные в Грузии двумя американскими учреждениями: IRIи NDI. Согласно их опросам, правящая партия лидирует с большим отрывом от «Грузинской мечты» и других оппозиционных сил. А результаты этих опросов принято считать индикатором основных результатов в Грузии. Соратники Иванишвили негативно отреагировали на эти данные и опубликовали результаты других опросов, согласно которым отрыв между двумя силами незначителен, однако американцы вряд ли испугаются этих возражений и перестанут проводить подобные опросы, во всяком случае в ближайшем будущем.
Но, как отмечалось выше, некоторое уныние в стане грузинского миллиардера, после публикации упомянутых опросов, сменилось воодушевлением от многочисленности митинга 27 мая. И теперь визит Клинтон мог гипотетически серьезно сместить чашу весов в ту или иную сторону.
Это могло произойти в том случае, если бы госсекретарь США, например, лично встретилась с Б. Иванишвили, хотя бы отдельно с представителями его коалиции. Или намекнула бы на то, что США не поддерживают идею сохранения присутствия М. Саакашвили во властных структурах после 2013 года, когда истекает срок его президентства. Но этого не произошло. Клинтон встретилась в Батуми лишь с четырьмя представителями оппозиции вместе, правда, среди них было двое из состава коалиции Иванишвили, но один из них, председатель республиканской партии Усупашвили, почти всегда присутствует на подобных встречах, поскольку считается одним из самых прозападных политиков. Встреча в подобном формате, где присутствовала и так называемая «карманная оппозиция», вызвала разочарование сторонников «Грузинской мечты».
Что же касается заявлений американского чиновника, то среди них наибольшее внимание привлек пассаж о необходимости демократической передачи власти на выборах. Но это заявление не стало неожиданностью, так как сию формулу, как мантру, американские политики повторяют уже несколько месяцев. На что Саакашвили и его окружение делают невозмутимые комментарии, что они полностью согласны с этим и только так и собираются поступать, застенчиво добавляя, что даже если в результате «демократических» выборов во власти окажется та же самая партия, то это и есть «демократическая передача власти».
Еще одним интригующим вопросом было отношение американской гостьи к возможности того, что Саакашвили после 2013 года займет пост премьер-министра страны. Для США это также станет неким неудобным моментом, так как еще со времен Дж. Буша-младшего Грузия объявлена «маяком демократии на Кавказе» и примером для других стран постсоветского пространства. Во время этого визита Клинтон также повторила подобные лозунги, что вызвало неудовольствие некоторых оппозиционно настроенных экспертов. Например, С. Цискаришвили, который близок к коалиции Иванишвили, заявил, что США должны предъявлять тот же стандарт демократии Грузии, что и предъявляют себе. По его словам, для него неприемлемо говорить о демократии Грузии и об ее лидерстве в этой области даже в масштабах региона, тогда как «демократия в стране стоит на полной лжи».
Проправительственные СМИ, конечно же, подхватили эти высказывания Клинтон, уверяя общественность, что США таким образом все еще поддерживают правящий режим и лично Михаила Саакашвили. Выпуски новостей провластных телеканалов были заполнены кадрами, как гуляют по улицам Батуми Саакашвили и госсекретарь США, как они шутят и т.д. Можно сказать, что немного подпорченное за последние недели настроение рядовых сторонников «Миши», которых в Грузии называют «мишистами», после этого визита резко улучшилось.
Клинтон прямо не говорила о проблеме возможного премьерства Саакашвили, но журналист агентства Рейтер задал вопрос об этом грузинскому президенту. На что тот дипломатично ответил, что главное - не индивиды, а государственные институты. Тут вмешалась Клинтон и заявила, что от лидеров и личностей зависит, в каком состоянии окажутся институты. Эксперт Р. Сакварелидзе усмотрел в этой реплике намек на то, что американцы не очень хотят такого развития событий. По его мнению, сам Саакашвили стремится занять этот пост, но не может пока заявить об этом открыто, пытаясь избежать аналогий с Путиным.
Вот такие вопросы интересовали в основном грузинскую общественность и политические круги. На этом фоне отошли на второй план международные проблемы. Так как саммит НАТО в Чикаго не принял каких-то кардинальных решений по поводу возможного членства Грузии в этой организации, то этот вопрос почти не поднимался во время визита. Серьезных заявлений насчет этого не было сделано. Наибольший интерес прессы вызвали заявления участников встречи об учениях российской армии «Кавказ-2012», которые должны пройти осенью на территории Северного Кавказа. И Клинтон, и Саакашвили подчеркивали, что военные учения не могут оказать влияние на волеизъявление грузинского народа, который должен сам принимать решение о своей судьбе. Клинтон в очередной раз призвала Россию выполнить условия прекращения огня от августа 2008 года, хотя Россия давно заявила, что считает все условия выполненными.
В стремлении подчеркнуть успешность военного сотрудничества между США и Грузией во время визита госсекретаря была проведена церемония передачи пограничникам Грузии небольшого катера, профинансированное американской стороной. Впрочем, это мероприятие вызвало ироничные комментарии в социальных сетях, многие участники которых хорошо помнят, что США не оказали никакой реальной военной помощи Грузии во время августовских событий 2008 года.
И наконец, одно из немногих конкретных решений визита госсекретаря США касалось признания с их стороны так называемых «нейтральных паспортов», которые грузинская власть намерена выдавать гражданам Абхазии и Южной Осетии. В стремлении перетянуть на свою сторону часть населения этих регионов официальный Тбилиси придумывает разнообразные методы и ухищрения, одним из которых является идея выдавать жителям Абхазии и Южной Осетии «нейтральные паспорта», то есть документы, по которым они могут ездить по миру, но на них не будет грузинской символики. По мысли авторов этой идеи такой подход должен облегчить абхазам и осетинам принятие решения о взятии этих паспортов. И вот США устами Клинтон заявляют, что готовы признать эти паспорта и принимать молодых жителей двух регионов, которые будут направляться в Америку для учебы и других целей.
Однако грузинские эксперты выразили скептицизм по поводу успеха «нейтральных паспортов» среди жителей Абхазии и Южной Осетии. По словам экспертов П. Закареишвили, Д. Хуцишвили и других, абхазы и осетины не брали и не будут брать в заметных количествах ни грузинские, ни «нейтральные паспорта», так как общественность и руководство этих республик настроено против сотрудничества с официальным Тбилиси, пока не решены вопросы отношений между сторонами конфликта. И даже фактор США вряд ли что-то изменит в этом деле. Так или иначе, это решение властей Грузии находится в общем русле политики по отношению к абхазам и осетинам, северокавказским народам и России, которая предусматривает налаживание отношений со всеми народами Северного Кавказа, одновременно грузинская власть выступает с жесткими антироссийскими заявлениями и инициативами.
В целом визит Клинтон в Грузию сыграл на руку нынешней власти, которой удалось представить его таким образом, что администрация Белого дома в очередной раз «благословила» пролонгацию пребывания у власти Саакашвили и его партии. А мечтам грузинской оппозиции сместить «националов» с облюбованного места американских фаворитов пока, как оказалось, не суждено сбыться…
Тбилиси