«Южный поток» в геополитическом контексте

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Как подтвердил на открытии рабочего заседания саммита Россия – ЕС российский президент Владимир Путин, сооружение газопровода «Южный поток» начнется в конце текущего года. [1] «Планируем приступить к строительству этого газопровода в конце текущего года. Думаю, что потребуется где-то полтора-два года для того, чтобы эта система заработала», - заявил он. По словам Владимира Путина, в минувшем году реализация данного проекта получила дополнительный импульс в виде окончательного разрешения со стороны Турции на прокладку участка газопровода по дну Черного моря. [2] Реализация проекта предусматривает доведение его пропускной способности до 63 млрд кубометров в год. Его ориентировочная стоимость составляет 15,5 млрд евро.

Газопровод «Южный поток» вместе с его «северным» аналогом в лице «Северного потока» - два ключевых элемента в реализации российской стратегии обеспечения энергобезопасности Европы. Основная цель данной стратегии – снижение транзитных рисков технического и особенно политического характера. За последние годы европейцы уже сталкивались с проблемой дефицита российских энергоресурсов, когда власти Украины и Белоруссии в силу собственных расчетов срывали выполнение своих транзитных обязательств, а то и осуществляли несанкционированный отбор газа, предназначенного для западноевропейцев. После введения в действие двух российских газопроводов данная проблема уйдет в прошлое. Это позволит Европе не зависеть от переменчивых настроений в Киеве или Минске, а заодно создаст единую трансъевропейскую сеть поставщиков, транзитеров и потребителей энергоресурсов.

Особая роль в данном отношении принадлежит как раз «Южному потоку» - в силу большей протяженности трубы и площади территории, охваченной соответствующей инфраструктурой. Стоит напомнить, что разработка столь масштабного проекта заняла менее пяти лет, несмотря на периодически возникающие осложнения, прежде всего геополитического характера. Первым документом в рамках реализации проекта «Южный поток» стал меморандум о взаимопонимании, подписанный в июне 2007 года в Риме вице-президентом «Газпрома» Александром Медведевым и исполнительным директором итальянской компании Eni Паоло Скарони. [3]

В июле 2008 года было ратифицировано соглашение об участии в проекте Болгарии. Что касается другого ключевого участника «Южного потока» - Сербии, то предварительные соглашения с ней были подписаны еще в декабре 2006 года. Речь шла о соглашении «Газпрома» и сербского государственного газового монополиста компании Srbijagas о проведении совместной экспертизы на предмет возможного сооружения сербского участка газопровода от границы с Болгарией. В развитие данной договоренности в январе 2008 года в Москве был подписан пакет межправительственных документов о сотрудничестве в энергетической области. Они, в частности, предусматривают прокладку через Сербию ветки газопровода «Южный поток». Кроме того, соглашения оговорили российское финансовое содействие для сооружения газохранилища в районе сербского города Банатски-Двор. Начинающаяся в Болгарии и продолжающаяся в Сербии ветка газопровода должна была пройти через Венгрию до австрийской газораспределительной станции в Баумгартене. Но на случай возможных политических осложнений российская сторона подготовила запасной вариант транспортировки газа – через Хорватию и Словению на австрийскую газораспределительную станцию в Арнольдштадте. Кроме того, венгерский концерн MOL при согласовании с Газпромом на всякий случай подготовил еще одну замену: если австрийская сторона откажется от участия в проекте, роль газораспределительной станции в Баумгартене возьмет на себя аналогичный объект в венгерском городке Варошфельд. [4]

Как показала практика – подобная предусмотрительность оказалась совсем нелишней. С самого начала «Южный поток» оказался в центре геополитических игр, затеянных Европейским союзом. Брюссель понимает интересы энергетической безопасности несколько иначе – как отстранение России от поставок энергоресурсов. В этих целях Еврокомиссия еще в 2003 году выделила грант на проведение исследований в рамках проекта «Набукко». Принятая в январе 2009 года в Будапеште на помпезном «Саммите по «Набукко» декларация характеризовала проект как «инновационный, жизнеспособный и надежный», преследующий цель «соединить напрямую поставщиков природного газа прикаспийского региона и Ближнего Востока с Европейским союзом, Турцией и Грузией». [5]

Однако на поверку детище ЕС вышло ненадежным и нежизнеспособным. По свидетельству американской газеты The New York Times, труба «Набукко» может реально рассчитывать лишь на поставки газа из Азербайджана – да и они реально покрывают не более 12% объемов, предусмотренных для проекта. При этом поставки из России даже без «Южного потока» уже покрывают потребности Евросоюза в газе на менее чем на треть. [6] Кроме того, Москва и Баку рассматривают расширение закупок российской стороной азербайджанского газа, что еще больше подрывает перспективы «Набукко». В последнем случае ЕС не от хорошей жизни пытается даже подключить нефтяные источники Ирака и Ирана – хотя политические и военные риски подобного шага хорошо понятны.

Для того, чтобы переломить ситуацию, чиновники ЕС поспешили задействовать политические рычаги. Еврокомиссия фактически заставила Австрию отказаться от участия в проекте, сославшись на сложные взаимоотношения Москвы и Брюсселя в энергетической сфере и невозможность использования «Газпромом» стратегически важной для ЕС газораспределительной станции в Баумгартене. Однако российская сторона отреагировала оперативно – и вместо австрийской хаб-станции газ пойдет через Словению на итальянский город Тревизо. Соответствующее соглашение уже заключили глава «Газпрома» Алексей Миллер и словенский премьер Янез Янша. А когда возникли сложности с Венгрией, затянувшей разработку технико-экономического обоснования венгерского участка, свое желание подключиться к проекту подтвердила Хорватия. «Мы уже обсуждаем с руководством Хорватии строительство газопровода отвода и чувствуем высокую заинтересованность Загреба в получении российского транзита», - сообщил российским средствам массовой информации источник в ОАО «Газпром». [7] Впрочем, сбрасывать со счетов Венгрию пока также не стоит. По словам главы ОАО «Газпром» Алексея Миллера, «пока мы сложностей с Венгрией в отношении какого-то критического срока не испытываем. Поэтому я бы вообще пока не говорил, что у нас есть какая-то проблема в Венгрии. Правда, я говорю о текущем периоде времени». [8] Что же касается Болгарии, чье правительство Бойко Борисова стало в 2011 году высказывать сомнения в целесообразности участия страны в проекте «Южный поток», то, как заявила 5 июня заместитель министра экономики, энергетики и туризма страны Евгения Харитонова, София все же намерена принять в нем «активное участие». [9] По имеющейся информации, ключевым фактором здесь может стать обещание российской стороны заменить в проекте Болгарию на Румынию: обе страны связывают исторически непростые отношения и традиции борьбы за региональное лидерство в Юго-Восточной Европе. Таким образом, в настоящее время вероятная главная сухопутная ветка «Южного потока» выглядит следующим образом: от болгарского порта Варна через Сербию, Венгрию (или Хорватию) и Словению на Италию.

Ну а что же «Набукко»? Вслед за провалом попыток найти для планируемой трубы необходимое количество газа, европейские эксперты с прискорбием констатировали, что стоимость проекта вместо первоначальных 8 млрд евро составит никак не меньше 14 млрд. В результате, по данным западных СМИ, в Еврокомиссии уже готовы отказаться от реализации нерентабельного проекта, однако пока опасаются заявить об этом вслух. Как сообщила представитель Еврокомиссии Марлин Холцнер, решения по проекту строительства газопровода «Набукко» будут приняты консорциумом его участников «в конце июня». [10] В консорциум входят британская Вritish Рetroleum, азербайджанский Socar и норвежская Statoil, а в качестве участников на сегодняшний день выступают австрийская OMV, венгерская FGSZ, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Однако венгерский концерн MOL, которому принадлежат 100% газотранспортной компании FGSZ, уже заявил о готовности продать свою долю в проекте «Набукко», ссылаясь на неопределенности в вопросах его ресурсной базы и финансирования.

И хотя Марлин Холцнер подчеркивает, что «классическая версия «Набукко» по-прежнему на столе обсуждения», со значительной долей уверенности можно сказать, что проект в его нынешнем виде не будет реализован. Помимо венгерской стороны, скептицизм выражает ключевой член консорциума British Petroleum. Во всяком случае, руководитель подразделения переработки и сбыта BР Иэн Конн уже заявил, что консорциум по разработке азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» более не рассматривает «Набукко» как вариант транспортировки газа с месторождения. А это автоматически сводит наполнение трубопровода фактически к нулю.

Однако энергетические битвы не закончены – и в самое ближайшее время к ним более активно могут подключиться США. Стоит напомнить, что еще в 1945 году американский госдепартамент охарактеризовал энергетические ресурсы как «неисчерпаемый стратегический источник энергии, который является одним из наиболее привлекательных трофеев в мировой истории». Неудивительно, что одной из задач глобального доминирования в трактовке США остается «поддержание контроля над основными источниками энергии в мире». [11] А в подготовленном госдепартаментом в 2007 году «Стратегическом плане на 2007–2012 финансовые годы» впервые после формального завершения холодной войны американская администрация провозгласила своей приоритетной задачей противодействовать растущему влиянию России на мировом энергетическом рынке и в этих целях - «не допустить энергетического союза России и Европы». В документе подчеркивалась необходимость сооружения трубопроводов из прикаспийского и среднеазиатского регионов в Западную Европу в обход России при одновременном противодействии политическими, финансово-экономическими и другими имеющимися в распоряжении США методами реализации российских проектов транспортировки энергоресурсов через Балканский полуостров. [12] А о способностях Вашингтона использовать различные методы для обеспечения своих глобальных целей в энергетической области можно судить хотя бы на примере Ирака и Ливии.

Кроме того, в свете нынешнего невыгодного для западных архитекторов «Нового мирового порядка» развития ситуации вокруг «Южного потока» и «Набукко» следует ожидать активизации азербайджанского вектора в политике США и Евросоюза. Цель - убедить Баку занять более устраивающую их позицию в духе известного изречения бывшего советника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского. Последний подчеркивает, что именно «Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами также в геополитическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии». Кроме того, по словам Бжезинского, Азербайджан «становится крупной магистралью для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энергетически богатым республикам Средней Азии». [13] А активизация усилий Запада на азербайджанском направлении, в свою очередь, будет означать существенные подвижки в нагорно-карабахском урегулировании, изменение политики ЕС в отношении Турции и смену акцентов в других аспектах геополитической ситуации в регионе, имеющих жизненно важное значение для России.

Примечания:

[1] РИА НОВОСТИ 04/06/12 11:05 04.06.2012 11:06
[2] http://www.kremlin.ru/transcripts/15538
[3] http://www.energypublisher.com/article.asp?id=10031
[4] http://www.hatc.hu/enter.php?aid=45691
[5] http://www.kormanyszovivo.hu/media/retreive_file/14828?lang=hu
[6] The New York Times, 11.06.2008.
[7] Московские новости, 04.06.2012
[8] ИНТЕРФАКС-АГИ 1211 050612 MSK 05.06.2012 12:11
[9] ИТАР-ТАСС 051352 ИЮН 12 05.06.2012 13:57
[10] РИА НОВОСТИ 31/05/12 20:14 31.05.2012 20:45
[11] Хомский Н.Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству. М., 2007. С.27, 242.
[12] http://www.state.gov/documents/organization/156215.pdf
[13] Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2009. С.67-68.