«Арабская весна» стараниями американцев давно уже перешла в «исламистскую осень». На парламентских выборах в Тунисе победила исламистская партия «Эннахда» («Возрождение»), а ее лидер Рашид Гануши вернулся из лондонской эмиграции в Тунис. Гануши - один из влиятельных членов европейской сети «Братьев-мусульман». По информации Джона Брэдли из американского журнала Foreign Affairs, партия «Эннахда» «финансируется, по крайней мере, частично Саудовской Аравией и странами Персидского залива». Вслед за Тунисом организация «Братьев-мусульман» пришла к власти в Египте. Президентом Египта впервые избран ярый исламист, а на последних парламентских выборах победу также праздновали «Братья-мусульмане». Им в затылок дышит еще более радикальная партия салафитов «Салафия аль-Нур», занявшая на парламентских выборах второе место. Как пишет Джон Брэдли, «исламистские силы всего региона работают при содействии Эр-Рияда», а «Братья-мусульмане» и их более радикальное крыло «Союз салафитов» также «получают финансирование из Саудовской Аравии». Это и неудивительно, если учесть, что Эр-Рияд при поддержке США десятилетиями сотрудничал с «Братьями-мусульманами» еще с 50-х годов XX века – времен совместной борьбы с египетским президентом Гамалем Насером.
С самого начала протестов в Египте было понятно, что в конечном итоге к власти в этой стране придут «Братья-мусульмане», поскольку египетские демократы и либералы не пользовались широкой поддержкой в обществе, а эль-Барадея египтяне воспринимали как международного чиновника, но не как национального политика, способного возглавить государство. Американцы это также понимали. Официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил, что «США продолжат развивать связи с организацией “Братьев-мусульман”», поскольку эта партия в числе прочих является «миролюбивой» и «привержена принципам демократии и отказа от насилия». Интересное заявление! Марку Тонеру вторит глава национальной разведки США Джеймс Клэппер, заявляющий, что египетское отделение «Братьев-мусульман» представлено в основном «светской частью населения, которая избегает насилия» и что «Братья-мусульмане» ставят перед собой только «социальные цели и хотят развивать политическую систему Египта в демократическом ключе». Так высокопоставленные американские чиновники характеризуют организацию, которая во многих странах мира признана террористической и постоянно угрожает развязать войну с Израилем.
В интервью американскому телеканалу Fox News аналитик Госдепартамента США Ласло Тот объяснил, чем вызван такой резкий разворот в ближневосточной политике США: «Ни Европа, ни Израиль не заинтересованы в демократических правительствах. Фактически они – против. И мы сделали вывод: нам нужны новые друзья и партнеры на Ближнем Востоке. Мы их нашли. Когда-то «Братья-мусульмане» были экстремистской группировкой, но они уже давно отказались от насилия, и у них очень широкая сеть контактов, проникающая даже в американские университеты. Завоевать их доверие было нелегко, но им было что нам предложить, когда мы наконец-то стали друзьями». По свидетельству Л.Тота, те сотрудники разведсообщества США, которые отказывались «понимать», что союз с «Братьями-мусульманами» – благо для национальной безопасности США, моментально теряли работу. «Администрация Белого дома очень настаивала на этом, и пришлось отправить на пенсию тех, кто оказался не в состоянии рационально подойти к новым веяниям», – сообщил в интервью телеканалу Fox News Ласло Тот. То есть идея сближения с «Братьями-мусульманами» исходила прямо из администрации Барака Обамы и Госдепартамента США.
На всем Ближнем Востоке до недавнего времени было всего две страны, в которых исламисты не представляли реальной угрозы, – Ливия и Сирия. В этих странах правящие режимы, исключив исламистов из политической жизни, полностью контролировали ситуацию. Известно, что Муаммар Каддафи был последовательным противником международного терроризма. Он осудил теракты 11 сентября 2001 года в первый же день после их совершения. Еще раньше, 15 апреля 1998 года, правительство Ливии выдало ордер на арест Усамы бен Ладена, на что западные государства тогда предпочли не обращать внимания. Дестабилизировать обстановку в Ливии можно было только с помощью вооруженной интервенции.
В своё время для свержения Каддафи правительство США вступило в союз с «Аль-Каидой», с которой оно якобы борется. По данным члена Конгреса США Синтии Маккинни, силы, противостоявшие Каддафи, представляли собой многонациональную смесь наемников из «Аль-Каиды», прошедших подготовку в ЦРУ. Известно, что ЦРУ посылало своих агентов для помощи ливийским «повстанцам» из Бенгази. Еще в марте 2011 года Барак Обама подписал секретный документ, позволивший ЦРУ тренировать и вооружать «повстанцев», включая «Ливийскую исламскую боевую группу» Абделя Хакима Бельхаджа, являющуюся североафриканским крылом «Аль-Каиды». Организация, руководимая Бельхаджем, была запрещена и внесена в «террористический список» ООН. По информации гонконгской газеты The Asia Times, «в 2007 году человек номер два в «Аль-Каиде» того времени Завахири официально объявил о слиянии «Ливийской исламской боевой группы» и «Аль-Каиды в исламском Магрибе». Так что с того времени эти две организации – одно и то же. Сам же Бельхадж является «эмиром этого объединения», а его триполитанскую бригаду в течение двух месяцев тайно обучали американские спецназовцы. Теперь похожая история повторяется с Сирией.
Абдель Хаким Бельхадж, ставший военным губернатором Триполи во время агрессии НАТО в Ливии, в 80-х годах прошлого века воевал в Афганистане вместе с моджахедами против советских войск, а в 90-х годах возглавил «Ливийскую исламскую боевую группу» из ливийских моджахедов, воевавших против советских войск в Афганистане. Многие из них получили политическое убежище в Великобритании, зачастую после многочисленных отказов в странах континентальной Европы. Для примера, Абу Анас аль-Либи, один из ближайших сторонников бен Ладена, получил политическое убежище в Великобритании, и проживал в Манчестере до 2000 года, откуда он сбежал от американского преследования в Афганистан. Этого человека правительство США ранее внесло в список самых разыскиваемых лиц за организацию терактов около американских посольств в Африке и оценило его голову в 25 млн. долл.
Великобритания, в отличие от своего заокеанского союзника, не определяет «Ливийскую исламскую боевую группу» как террористическую организацию, а потому многие ее лидеры и активные участники, по информации западных СМИ, спокойно проживают в Лондоне и Манчестере. Ливийский эксперт по радикальному исламу Ашур Шамис заявил, что «с 1995 года наблюдается усиление активности Исламской боевой группы, но многие в Ливии были бы шокированы фактом причастия к этому МИ-6». «Ливийская исламская боевая группа» известна тем, что безуспешно пыталась убить Каддафи в 1996 году. По крайней мере, так утверждает бывший британский контрразведчик Дэвид Шейлер. Он сообщил, что именно Великобритания в середине 90-х годов «заказала» ливийского полковника, заплатив «Ливийской исламской боевой группе» 100 тыс. фунтов стерлингов за эту операцию. Заявление Шейлера подтверждают французские журналисты Гийом Даскийе и Жан-Шарль Бризар, авторы книги «Запретная правда: секретная нефтяная дипломатия США, «Талибана», Саудовской Аравии и неудавшийся поиск бен Ладена». По информации этих авторов, в 1995 году британская разведка МИ-6 профинансировала покушение на Муаммара Каддафи, которое должна была осуществить ливийская ячейка «Аль-Каиды» – «Ливийская исламская боевая группа». Покушение на Каддафи планировалось в первой половине 1996 года в Сирте, но было раскрыто в марте того же года. Сверхсекретные документы МИ-6, появившиеся в Интернете в 2000 году, подтвердили тот факт, что в 1995 году британская разведка была осведомлена о подготовке заговора, в котором участвовали пять ливийских полковников, ливийские студенты и «служившие в Афганистане ливийские ветераны».
Другим заметным полевым командиром новых ливийских властей является недавний узник тюрьмы Гуантанамо Абдель Хаким аль-Хасади, участвовавший в войне в Ираке и впоследствии захваченный американскими военными в Афганистане. Известно, что аль-Хасади прошел подготовку в спецлагере Кхост в Афганистане, где познакомился с Усамой бен Ладеном. Организация «Аль-Каида в странах исламского Магриба» провозгласила в городишке Дерна, находящемся между городами Бенгази и Тобруком на востоке Ливии, исламский эмират во главе с Абдель Хаким аль-Хасади, который командовал там войсками антикаддафистов. Кроме него войсками ливийских «повстанцев» в Бенгази командовал влиятельный член «Ливийской исламской боевой группы» Исмаэль ас-Салаби и там же хозяйничал Абу-Убайд аль-Джерах, еще один командир «Аль-Каиды». Другой боевик «Аль-Каиды» Али Салаби занимал ключевые позиции в Переходном национальном совете Ливии. Не замечать этих фактов американская разведка никак не могла.
В том, что правительство США поддерживает исламистов, по большому счету нет ничего нового, потому что современный исламизм как раз и был выпестован Соединенными Штатами. После ввода советских войск в Афганистан исламисты стали ударной силой США и Саудовской Аравии в борьбе против СССР. Об этом очень ярко и убедительно написал швейцарский исследователь и журналист Ришар Лабевьер в книге «Доллары террора. Соединенные Штаты и исламисты», вышедшей в 1999 году в парижском издательстве «Грассе». Ришар Лабевьер указывает на то, что у исламистов, как и у американских транснациональных корпораций (ТНК), один общий враг – национальное государство, и в борьбе против него они – естественные союзники. В мусульманском мире для борьбы с национальными государствами и для создания ситуации управляемого хаоса лучшей силы, чем исламисты, просто не найти.
Администрация Барака Обамы проводит на Ближнем Востоке абсолютно безумную политику. Пестуя радикалов-исламистов, США рассчитывают поставить под свой контроль весь регион, а острие исламистского кинжала направить на Россию и Китай. Однако здесь скрыт роковой просчёт. И если кто-то вообразил, что 11 сентября, потрясшее Америку, позади и уже никогда не может повториться, - это ошибка.