О значении Харьковского Собора 1992 года в истории Русской Церкви

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В церковной жизни Украины стало традицией отмечать годовщину Харьковского Архиерейского Собора, созванного 27-28 мая 1992 года приснопамятным митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком) по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Вот и в этом году церковные торжества по случаю 20-летия судьбоносного Харьковского Собора, после праздничной литургии в огромном, переполненном кафедральном соборе (утверждают, что Благовещенский вмещает до 4 тысяч молящихся) увенчались Крестным ходом, прошедшим по старому центру Харькова, поднявшись по Соборному спуску в древний Покровский монастырь. 

Торжественная литургия в харьковском кафедральном Свято-Благовещенском соборе. 27 мая 2012 г.

Для участия в торжествах, посвященных юбилею, в Харьков прибыло 10 архиереев со всей Украины и один из Российской Федерации (архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн). По состоянию здоровья не присутствовал Блаженнейший Владимир. Отметили прихожане и отсутствие митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина), очень почитаемого на Юге и Востоке Украины. 

Крестный ход поднимается от Благовещенского собора по Соборному спуску. Харьков. 27 мая 2012 г.

После Святого причастия с амвона Управляющий делами Киевской митрополии Высокопреосвященнейший архиепископ Бориспольский Антоний зачитал послание Блаженнейшего Владимира по случаю празднования 20-летия Харьковского Архиерейского Собора. Высокопреосвященнейший митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь как непосредственный участник памятного собора напомнил собравшимся в храме о событиях тех лет. 

Напомним и мы… Шёл, как уже сказано, 1992 год… Российская держава, разрезанная на части по границам бывших советских республик, названных «новыми суверенными государствами», кровоточила от этой геополитической операции войнами – на Днестре, в Закавказье, в Таджикистане… В Киеве к власти пришли силы, участвовавшие в Беловежском сговоре. В церковном вопросе ими двигало одно стремление, как вспоминал впоследствии митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, «создать для себя удобную «карманную» церковь, которая служила бы не Евангелию и народу, а прежде всего интересам кучки людей». 

К моменту созыва Харьковского Собора тогдашний Киевский митрополит Филарет (Денисенко) был уже канонически недееспособен: он нарушил клятвенное обещание, данное им перед Святым Крестом и Евангелием на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 года о том, чтобы «во имя мира церковного» он подаст прошение о его освобождении его от его архиерейских обязанностей. Харьковский Собор сместил изобличённого в грехах, несовместимых со священным саном, и в раскольнической деятельности митрополита Филарета с Киевской кафедры и с должности Предстоятеля УПЦ с запрещением в священнослужении. Митрополитом Киевским и всея Украины Собор избрал митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана).

Раскольник, однако, пойдя однажды против соборного гласа Церкви, на этом не успокоился. Деяния Харьковского Собора нашли продолжение в решении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года; этот Собор, констатировав, что «монах Филарет не внял обращённому к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию», единогласно определил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема перед всем народом»…

* * *

…По завершении Крестного хода, уже в Покровском монастыре, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий пожелал епископству и пастве канонического единства. «Уже два десятка лет прошло со дня проведения Харьковского собора, который состоялся в тяжелые минуты жизни Церкви и был призван отстоять ее единство. И сегодня, спустя столько лет, мы встретились, чтобы молитвенно возрадоваться за решение, принятое тогда». Запомним эти слова. 

Завершение Крестного хода в харьковском Покровском монастыре. 27 мая 2012 г.

Все архиереи в Свято-Покровском монастыре посетили комнату, где в 1992 г. под председательством митрополита Никодима проходил Харьковский Архиерейский Собор. 5 лет назад, когда отмечалось 15-летие Собора, Блаженнейший митрополит Владимир, обращаясь к архиереям, произнес знаменательные слова: «Здесь, в этих стенах, за этим столом была определена позиция нашей Церкви, и сколько бы каждому из нас ни было предначертано жить, мы должны следовать ей». 

На Харьковском Архиерейском соборе УПЦ 1992 г.

Важно отметить также, что после Божественной литургии, перед Крестным ходом, собором архиереев у гроба митрополита Никодима в нижнем приделе Свято-Благовещенского кафедрального собора была отслужена заупокойная лития и возложены цветы. 

У гробницы митрополита Никодима (Руснака). Харьков. 27 мая 2012 г.

Существует мнение, что сама идея «Украинской Церкви», хоть и в составе Московского патриархата, есть нечто, возникшее из поражения Российской державы в 1991 году, и есть прямое следствие этого поражения. Сторонники этого мнения утверждают, что рано или поздно церковную ситуацию на Украине взорвут… Потому невозможно переоценить роль митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака), кстати, уроженца Буковины, сделавшего все возможное в тот момент для удержания канонического единства Русской Церкви, для преодоления намечавшегося и частично всё же осуществленного украинского раскола. Харьковский Собор 1992 г., созванный, возглавленный и проведенный митрополитом Никодимом 27-28 мая, стал историческим событием, запечатлевшим, как верно сказано, «память о глубинах духовного падения одних и о высоте и силе духа других». 

Владыка вспоминал: «Я полагаю, что в том, что Харьковский Собор состоялся, заключается промысел Божий. Мы не позволили Филарету кощунствовать в Церкви. Он давал клятву перед Крестом и Евангелием, что соберет Собор, который изберет нового Предстоятеля, однако собрал светских людей и обманул общественность. Он следовал политической конъюнктуре, если бы Церковь следовала бы таким же принципам, она бы давно перестала быть Церковью».

«В результате этого Собора Православная Церковь зафиксировала отторжение от Своего Тела чуждых Православию лиц и идей, — указывает современный комментатор. — Очевидно и то, что Харьковский Собор прекратил брожение в Церкви, создал предпосылки для Ее нормального развития и функционирования в условиях новой исторической реальности. Вероятно, наиболее серьезным последствием Харьковского Собора стало восстановление церковной соборности, которую стремился уничтожить на всех уровнях бывший Предстоятель УПЦ Филарет (Денисенко)». 

Если же говорить о политической подоплеке тех событий, то раскол Православия на Украине стал делом тогдашнего президента Украины Л. Кравчука, оказывавшего чрезвычайное давление на работу Архиерейского Собора в Харькове. Известно, что когда митрополит Никодим не поддался давлению и пошёл наперекор Кравчуку, тот злобно бросил: «Я этого Никодиму не прощу никогда».

Нельзя не вспомнить, как на праздновании 90-летия владыки Никодима, а точнее, на торжественном заседании, прошедшем в Большом зале Харьковского театра оперы и балета 7 мая 2011 г., Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл остановился на судьбоносном событии новейшей церковной истории. «Я хотел бы особенно отметить вашу историческую роль в сохранении канонического Православия в Украине, — отметил Его Святейшейство, обращаясь к владыке Никодиму. — В мятущийся, наполненный тревогами и конфликтами 1992 год вы приняли на себя ответственность по организации состоявшегося здесь, в этом славном граде, Харьковского Собора, который ответил на многие вопросы и вынес решения, судьбоносные для Украинской Православной Церкви, сохранив ее в общении со всей полнотой православного мира. Именно на том Соборе был избран ныне здравствующий Блаженнейший владыка митрополит Владимир, и под его мудрым руководством при соборном содействии всего епископата Украинской Православной Церкви не только были преодолены трудности сложного, я бы сказал, смутного времени, но и Украинское Православие набрало ту силу, которая сегодня радует каждого, кто посещает пределы Украинской Православной Церкви».

Харьков действительно остается оплотом, духовным узлом украинско-русского единства. В условиях непрерывного геополитического давления на Русский мир, в условиях непреодоленного раскола Украинской (читай: Русской) Церкви, в ситуации постоянной интриги некоторых епископов и их клевретов, тянущих в «оранжево-поместную» сторону, канонический православный люд молится и верит, что единство большой Русской Матери-Церкви нерушимо. 

А 28 мая в честь 20-летия 20-летия Харьковского Архиерейского Собора и Предстоятельского служения Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Украинском доме (Крещатик, 2) состоялась Международная научно-практическая конференция, в работе которой, в частности, принял участие и глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), зачитавший приветствие к участникам конференции от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Распад единого государства, - говорится в приветствии, - всплеск национального самосознания в новообразовавшихся странах, глубочайшие политические, экономические и социальные сдвиги в 90-е годы прошлого века — все это принесло Церкви немалые трудности. Одной из них стал церковный раскол на Украине». 

А в докладе митрополита Илариона на этой конференции ещё раз подчёркнуто: «Сегодня, спустя два десятилетия после Харьковского Собора, к нам приходит всё более глубокое осознание той ключевой роли, которую он сыграл в истории нашей Церкви… Для верных чад нашей Церкви Харьковский Собор оказался спасительным маяков: в непростые для Украины годы отцы Собора смогли не только сохранить единство нашей Церкви и укрепить его, но и оградить её от вмешательства внешних политических националистических сил, пытавшихся использовать институт Церкви в своих конъюнктурных целях».

Статьи по теме