Ситуация в сербском автономном крае Косово и Метохия сохраняет и углубляет свой апартхейдный характер. Продолжаются нападения на сербское население, включая нападения на детей, продолжается разграбление православных церквей, монастырей, осквернение кладбищ. В целом косовские «власти» стремятся во что бы то ни стало, как можно быстрее выдавить Миссию ООН и стать полноправными хозяевами края. Первым шагом к этому станет закрытие так называемого «международного гражданского управления», которое было создано для контроля за осуществлением ахтисааровского «Всеобъемлющего урегулирования». Так, косовские «власти» активно занимаются подготовкой пакета судебно-правовых реформ, которые направлены на лишение действующих в Косово международных организаций их исполнительных полномочий. 2 июля «Международная руководящая группа» в составе двадцати пяти государств, признавших независимость Косово, приняла решение о прекращении действия мандата Международного гражданского управления в конце 2012 года. 15 июня Центр финансовой разведки передал свои полномочия косовским «властям». Таким образом, процесс ухода международного компонента управления в Косово вступает в решающую фазу.
Продолжается и дальнейший захват власти косовскими «властями» из рук самого Белграда. Несмотря на то, что переговоры между Приштиной и Белградом на момент подготовки к выборам и формирования нового правительства Сербии были приостановлены, можно говорить об уже достигнутом блоке существенных договорённостей между руководством Сербии и косовскими «властями», причём многие из них носящие межгосударственный характер. Так, например, достигнуто соглашение, которое позволяет жителям обеих сторон въезжать на их территорию при наличии удостоверений личности. Технические переговоры по вопросу о высоких страховых пошлинах, взимаемых с автомобилей на пунктах пересечения границы, ещё продолжаются, но принципиально вопрос решён. При этом с июля косовские «власти» ввели запрет на использование сербских номерных знаков, выдаваемых для Косово, что вызвало протесты со стороны сербов в северной части Косово. В этой связи разногласия, связанные с табличкой наименования косово-албанской стороны, выглядят больше игрой на публику. В настоящее время делегация косовских албанцев официально именуется «Косово*». Звёздочка означает, что «данное обозначение не влияет на позиции, занимаемые в вопросе о статусе, и согласуется с резолюцией 1244 (1999) Совета Безопасности и заключением Международного суда по вопросу о провозглашении независимости Косово». Ссылка на резолюцию СБ ООН 1244 совместно с заключением Международного суда выглядит явно дезориентирующей: резолюция ясно подтверждает территориальную целостность Сербии, а заключение суда невнятно утверждает «отсутствие неправомерности провозглашения независимости». Но главное не это, а то, что, вступая в споры по формальным вопросам, Белград де-факто ведёт переговоры с косовскими сепаратистами как с иностранным государством. Это подтверждает список тех вопросов, по которым ведутся переговоры (свобода передвижения, объединенное обслуживание пунктов пересечения границы, свободное перемещение товаров), а также уровень и статус участвующих со стороны Сербии государственных органов (Министерство иностранных дел).
Что касается ситуации с безопасностью в крае, то положение отражает «лучшие» традиции режима апартхейда. Традиционно косовские албанцы организовали провокации в дни главных сербских праздников. Так, на Видовдан несколько десятков сербов на пункте пересечения «границы» в Мердаре «вступили в конфронтацию» с сотрудниками полиции Косово, забросав их камнями и пытаясь сорвать знак с надписью: «Граница Косово». В недавно обнародованном докладе Генерального секретаря ООН о деятельности Миссии ООН в Косово описывается таким образом, что в результате этого инцидента телесные повреждения получили тридцать сотрудников полиции Косово и неизвестное (!) число сербов. Генсек не знает, сколько пострадало сербов (хотя было признано, что против них применялось огнестрельное оружие, «стрелявшее в воздух»), но знает, что сербы «предположительно» были пьяны и именно они начали столкновения с полицией. Что касается полиции, то, согласно Генсеку ООН, сотрудники полиции, «возможно», применили непропорциональную силу. Несмотря на то, что и сербское, и международное право (и даже «местное» законодательство) предусматривают обязанность расследования любых случаев применения чрезмерной силы против людей, министр внутренних дел Косово Реджепи заявил о том, что сотрудники полиции, которые «защищали границы Косово от сербских хулиганов», наказанию не подлежат.
В ходе другого инцидента, который произошел на главной автомагистрали в Приштине, когда албанцы напали на несколько автобусов с сербскими детьми, которые возвращались в Грачаницу из Газиметсана(!), забросав автобусы камнями и бутылками с зажигательной смесью. Шестнадцать детей получили телесные повреждения и были госпитализированы. И какова же реакция полиции? Она, оказывается, «признала наличие недостатков в плане своей оперативной деятельности». Выдающееся достижение полицейской мысли! Но Генсек ООН гордо повторяет его в своём докладе как великий результат!
Албанские «власти» Косово ведут себя нагло не только по отношению к сербам, но и по отношению к некоторым странам ЕС! Так, пять стран ЕС, непризнавших независимость Косово (Словакия, Испания, Кипр, Греция и Румыния), вынуждены были обратиться к ЕВЛЕКС для того, чтобы обеспечить их запросы об оказании правовой помощи. Однако Европа проводит традиционную для неё политику «умиротворения агрессора». 14 июня Европейский комиссар по внутренним делам С.Мальмстрём вручил косовским «властям» т.н. «дорожную карту» по либерализации визового режима. 27 июня Ассоциация европейских университетов подтвердила первую группу дипломов, выданных высшими учебными заведениями Косово.
Несколько продвинулось в расследовании дело о торговле человеческими органами. На 3 сентября назначены слушания в окружном суде Приштины (дело о клинике «Медикус»), где должен предстать в качестве свидетеля Специальный докладчик Совета Европы Дик Марти, являющийся автором знаменитого доклада, представленного им в Совете Европы. В настоящее время по этому делу обвиняемыми являются семь человек, однако только часть из них обвинена непосредственно в торговле органами, другие проходят по «незаконному осуществлению медицинской деятельности» и «злоупотреблению служебными полномочиями»! В мае этого года в Израиле был арестован один из предполагаемых соучастников этого дела после подключения Интерпола. Однако уже сейчас ясно, что такого рода дела должны рассматриваться не в Косово. Косовская судебная система настолько «независима и беспристрастна», что ждать от неё многого не приходится. Евлексовские судьи, которыми «разбавляют» судебные составы по особо значимым делам, сути дела не меняют. Так, 2 мая смешанная коллегия в составе одного местного судьи и двух судей ЕВЛЕКС в Приштинском окружном суде оправдала Фатмира Лимая, Насера Красники, Неджми Красники и Насера Шалу по всем пунктам обвинения в военных преступлениях по так называемому «клечкинскому делу». Ранее по всем пунктам было оправдано еще шестеро обвиняемых. Впрочем, и международные трибуналы здесь - небольшая помощь. Напомним, что Фатмир Лимай, бывший командир «Освободительной армии Косово», совершавший массовые преступления против сербов, в том числе в концлагере в Лапушнике, был полностью оправдан судьями Международного трибунала по бывшей Югославии. То же произошло и в отношении «премьер-министра» Косово Р.Харадиная.
Через две недели в Совете Безопасности ООН состоится обсуждение докладов Генсека ООН и Верховного представителя ЕС по внешней политике об их миссиях в Косово. Хотелось бы надеяться, что в Совете Безопасности от международных миссий потребуют чётких ответов на вопросы о наказании виновных в совершении массовых преступлений, прежде всего в нападении на сербских детей, о реальном ходе следствия по делу о торговле человеческими органами. Нужно, наконец, чтобы доклады Генсека ООН и Верховного представителя получили реальную и должную оценку, заключающуюся в том, что обе миссии не исполняют (и, вероятно, не хотят исполнять) свои мандаты должным образом и что необходимы серьёзные меры по исправлению этой ситуации. Это входит в прямые обязанности Совета Безопасности ООН по реализации резолюции СБ ООН 1244, прежде всего, в плане обеспечения территориальной целостности Сербии. Кроме того, СБ ООН должен принять все усилия для ликвидации апартхейда, установленного албанскими «властями» в сербском автономном крае Косово и Метохия.