На возобновившемся в Приштине судебном процессе по делу «чёрных трансплантологов» впервые выступил швейцарский юрист Дик Марти. Именно он в конце 2010 года в качестве спецдокладчика ПАСЕ «взорвал» европейскую общественность своим докладом о чудовищных преступлениях лидеров косовских сепаратистов. Пока начавшийся летом 2011 года процесс фокусируется на деятельности частной приштинской клиники Medicus. Она была закрыта в 2008 году после того, как представителям Европейского союза и других международных организаций стало известно о проводившихся там тайных операциях по изъятию почек. Однако у Дика Марти имеются серьезные основания утверждать, что «чёрная трансплантология» в Косове расцветала пышным цветом ещё в конце 1990-х годов.
При всей важности имеющихся свидетельств трудно рассчитывать на то, что суд, проходящий в административном центре Косова под эгидой миссии ЕС, хоть сколько-нибудь поможет Сербии и косовским сербам восстановить справедливость. Скорее всего, нынешние слушания вслед за обнародованным летом 2010 года решением Международного суда ООН по статусу Косова станут еще одним примером кризиса существующих международно-правовых механизмов, попавших в руки архитекторов «Нового мирового порядка». В сегодняшнем мире защита национально-государственных интересов должна строиться, прежде всего, на проведении активной и суверенной внешней политики с опорой на соответствующие этим интересам межгосударственные структуры и военно-политические блоки. Для Сербии такой опорой могут стать лишь стратегическое партнёрство с Россией и интеграционные объединения с её участием – от Союзного государства России и Белоруссии и Таможенного союза до Шанхайской организации сотрудничества, но никак не институты Евросоюза.
Доклад Дика Марти стал первым столь авторитетным международным свидетельством преступлений, творившихся в Косовском крае боевиками «Армии освобождения Косова» (АОК). В своем докладе автор особо коснулся темы «чёрной трансплантологии» в Косове, когда у захваченных албанскими боевиками мирных жителей (в основном сербов) изымались органы для перепродажи на европейских «чёрных рынках». По данным Дика Марти, «органы изымали у некоторых пленников в клинике на албанской территории, около города Фуша-Круя» неподалеку от столицы Тираны. «Как только хирурги-трансплантологи оказывались на месте и были готовы оперировать, пленников в индивидуальном порядке изымали из «безопасного дома», боевик АОК без промедления ликвидировал их, а тела без промедления доставлялись в операционную клинику», - говорится в докладе Марти. [1]
В материалах, обнародованных Карлой дель Понте, район операций «чёрных трансплантологов» обозначался как «желтый дом» в окрестностях североалбанского городка Буррель. Однако ни дель Понте, ни Марти не удалось добиться от властей Албании согласия на проведение эксгумаций и других необходимых следственных действий. Премьер-министр Албании Сали Бериша публично назвал Дика Марти «расистом» и почему-то «антисемитом» [2]. А один из депутатов албанского парламента Шпетим Идризи объявил выводы швейцарского юриста «инспирированными Россией и Сербией». [3] Представители гражданско-полицейской миссии Евросоюза в Приштине, контролирующей нынешнее расследование, высказались более осторожно. По словам прокурора по военным преступлениям Матти Раатикайнена, «фактом является то, что в этом деле нет каких бы то ни было свидетельств. Нет тел. Не свидетелей». [4]
Это во многом так. И главная причина тому - отсутствие действительной заинтересованности ведущих западных стран и международных институтов в установлении правды. Этим обусловлен фактический отказ Албании и властей Косова сотрудничать с ПАСЕ. А миссия ЕС в Приштине сочла более удобным не заниматься «сербским» следом, а перенести центр внимания на приштинскую клинику Medicus, в которой, оказывается, не было ни умышленных убийств, ни сотен пленных сербов, а имел место «всего лишь» финансовый обман доноров и проведение операций без официального разрешения.
Всё это, конечно, тоже подпадает под статьи о наказаниях за уголовно наказуемые деяния. Тем не менее такая смягчённая квалификация преступлений позволяет Западу и, прежде всего, США сохранить в неприкосновенности свой «косовский проект» и его главных фигурантов во главе с Хашимом Тачи. Вряд ли можно всерьёз поверить в нынешние оправдания Карлы дель Понте, утверждающей, что «НАТО и Миссия ООН по делам временной администрации в Косове не давали нам доступ к важным документам, а Албания не позволила исследовать могилы на ее территории». [5] На самом деле, у неё и у тех сил, которые стояли за ней в бытность её Главным прокурором Гаагского трибунала, имелись все технические и правовые возможности, чтобы довести собственное расследование до конца. Однако в дело вмешался большая политика. Именно поэтому сегодня в Приштине расследуют, самое большое, деятельность одного израильского посредника, одного турецкого трансплантолога, одного косовского уролога и одного министерского чиновника. Имитация правосудия в отношении преступников продолжается, а главные фигуранты «доклада Марти» по сей день пребывают на политическом Олимпе. Властям Сербии давно пора сделать собственные выводы из всех этих судебно-правовых «игрищ» на сербских костях.
_________________________
[1] http://assembly.coe.int/ASP/APFeaturesManager/defaultArtSiteView.asp?ID…
[2] http://www.balkaninsight.com/en/article/albania-pm-calls-dick-marty-rac…
[3] http://www.balkaninsight.com/en/article/council-adopts-kosovo-organ-tra…
[4] http://www.bbc.co.uk/news/10166800
[5] Press, 01.02.2012