Раскол в Европейском союзе и интересы Сербии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Итак, в Белграде заговорили о намерении сербского руководства провести в стране общенародный референдум по вопросу об отношениях страны с Европейским союзом. Как справедливо заметила белградская газета «Вечерне новости», проводившаяся прежними сербскими властями «политика «и Косово, и ЕС» практически натолкнулась на глухую стену». [1] Столь же очевидно и другое. Сегодняшний Евросоюз объективно лишен возможности проводить активную, а главное, единую внешнюю политику. Пример тому – хотя бы сирийское направление, которое поначалу было провозглашено ключевым для Брюсселя. 

Внешнеполитическая команда Томислава Николича, если президент сумеет её консолидировать, получает редкую возможность сыграть на противоречиях в ЕС. Для этого нужны, правда, и дипломатическое искусство, и ясное представление о национально-государственных интересах страны.

Проведение референдума по Косову может дать новым сербским властям необходимую правовую основу для того, чтобы разговаривать с Брюсселем более жестким тоном. Как известно, предыдущий референдум, касающийся Косова, состоялся 28-29 октября 2006 года, большинство тогда высказалось за проект Конституции, в преамбуле которой Косово и Метохия были определены как «составная часть территории Сербии», пользующаяся «существенной автономией». Однако с точки зрения международного резонанса тот плебисцит сыграл ограниченную роль. Он позволил лишь на несколько недель отсрочить обнародование спецпосланником генсека ООН Мартти Ахтисаари своего проекта «поднадзорной независимости» Косова. К тому же, как стало ясно из публикаций WikiLeaks и других источников, тогдашние власти Сербии во главе с президентом Борисом Тадичем в неформальных беседах с западными дипломатами не скрывали готовности согласиться на отделение Косова и стремились лишь найти для этого удобное время и подходящий политический контекст.

Сейчас многое изменилось. Прежде всего, нынешние переговоры по Косову накладываются на консультации по поводу начала переговоров о вступлении Сербии в Евросоюз. На референдум может быть вынесен вопрос о целесообразности курса Сербии на евроинтеграцию в целом и о том, до какого предела возможно для сербской стороны идти на уступки по вопросу о «европейском выборе»… При этом очевидно, что большинство избирателей – и в том числе электорат президента Николича - однозначно выскажется против вступления в ЕС ценой отказа от Косова.

Что же касается Евросоюза, то здесь ключевым фактором выступает нежелание брюссельской бюрократии создавать для себя новые конфликтные ситуации. Нынешний раскол в ЕС по финансово-экономическим вопросам практически полностью повторяет линию противостояния в Евросоюзе по косовской проблеме. Северный блок государств, придерживающихся наиболее жесткого курса как по вопросу помощи «проблемным» странам, так и в отношении Сербии, включает в себя Германию, Нидерланды, Финляндию и отчасти Францию. Им противостоит «южный блок» в лице Испании, Греции, Италии и Португалии. В «южном лагере» европейцев мы видим два государства, категорически отказывающихся признавать псевдонезависимость Косова (это Испания и Греция), видим страну, признавшую Косово одной из последних в Евросоюзе под беспрецедентным давлением США (Португалия), а также страну, традиционно занимающую особую позицию в отношении Балкан, - Италию. И чем более острым будет противостояние Юга и Севера по проблемам антикризисного урегулирования, тем более активными будут становиться контакты Белграда с «южанами», в том числе и преимущественно по косовской проблеме.

Пока Еврокомиссия не спешит форсировать события. Согласно источникам в Брюсселе, очередной доклад о перспективах евроинтеграции составлен в достаточно жёстких выражениях в том, что касается перспектив Сербии. По имеющейся информации, Еврокомиссия рекомендует Совету ЕС заморозить начало переговорного процесса, по крайней мере до конца 2013 года. Видимо, под влиянием признаваемого западными аналитиками резкого падения привлекательности для сербских граждан идеи вступления страны в ЕС. [2]

Так что прогноз, сделанный на днях первым вице-премьером министром обороны Сербии Александром Вучичем (об объявлении даты начала переговоров до июня 2013 года), выглядит пока пожеланием заядлого оптимиста. [3] Не следует также придавать слишком большое значение недавнему заявлению представителя германского ХДС Андреаса Шокенхофа о том, что для вступления в Евросоюз Сербия должна будет подписать с Приштиной юридически обязывающий обе стороны документ о принципах двусторонних отношений. Не следует уже потому, что в 2013 году в Германии пройдут свои выборы, способные создать новую внутриполитическую конфигурацию. [4]

Всё это даёт сербскому руководству исключительно благоприятную возможность и чётко, внятно заявить гражданам о своих внешнеполитических приоритетах и углубить сотрудничество с Россией (не на словах, а на деле), и, наконец, попытаться создать «сербское лобби» в рядах охваченного «финансовым разбродом и про(анти)мусульманскими шатаниями» Евросоюза. 

[1] Вечерње новости, 18.09.2012

[2] DPA 131238 GMT Sep 12 13.09.2012 16:38

[3] ИТАР-ТАСС 181607 СЕН 12 18.09.2012 16:12

[4] ИТАР-ТАСС 151846 СЕН 12 15.09.2012 18:50

ИСКЕНДЕРОВ Пётр Ахмедович - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России»

Статьи по теме