В самый канун нового 2013 года Москва и Минск успешно достигли договорённости о поставках из России в Белоруссию в первом квартале 2013 года 5,75 миллиона тонн нефти для её последующей переработки на двух белорусских предприятиях-гигантах - ОАО «Нафтан» (г.Новополоцк в Витебской области) и ОАО «Мозырский НПЗ» (г.Мозырь в Гомельской области).
Цена вопроса для Белоруссии велика. Основную часть белорусского импорта составляют закупаемые в России газ и нефть, а основную часть экспорта – продаваемые в Евросоюз продукты белорусской нефтепереработки. Надо сказать, тема поставок нефти долго была болезненной в белорусско-российских взаимоотношениях. В прошлые годы Белоруссия даже пыталась наладить альтернативные поставки венесуэльской нефти, вела переговоры с Азербайджаном. Однако танкерная доставка через половину земного шара и плата за транзит через Прибалтику и Украину заведомо делала такие поставки убыточными.
Белоруссия стремится к увеличению поставок импортируемой ею нефти, так как оба белорусские НПЗ постоянно модернизируются и готовы постепенно наращивать объёмы и повышать качество нефтепереработки. В 2012 году на белорусских НПЗ было переработано 21,7 миллиона тонн нефти, или на 5,7% больше, чем в 2011 году.
В 2013 году Белоруссия запросила у российской стороны 23 миллиона тонн (на 6% больше, чем в 2012 году). Переговоры проходили сложно. Очередное обострение началось в октябре 2012 года, когда российские компании поставили нефти 1,347 миллиона тонн, что на 22% меньше, чем в сентябре (1,724 миллиона тонн). Кроме того, Минэнерго России уведомило Белоруссию о том, что в четвёртом квартале 2012 года будет поставлено 4 миллиона тонн нефти вместо оговорённых ранее 5,3 миллиона тонн. Возникла опасность недозагрузки белорусских НПЗ и серьёзных потерь белорусского бюджета, который первую половину года работал с заметным профицитом. Российская сторона мотивировала свои шаги тем, что с начала 2012 года по октябрь из Белоруссии в Россию по балансу было поставлено всего 0,1 миллиона тонн нефтепродуктов. Белоруссия в 2012 году в торговле с Евросоюзом и другими странами перешла на поставки растворителей, разбавителей и смазок, увеличив их экспорт в разы. Разбавители, растворители и смазки не попадали в перечень тех продуктов нефтеперегонки, которые должны были облагаться пошлиной, которая поступала бы в российский бюджет.
Российская сторона, обеспокоенная масштабами белорусских поставок растворителей, разбавителей и смазок в Европу, создала в середине 2012 года межведомственную группу для более детального изучения вопроса. Было установлено, что в течение 2011-2012 годов по этой схеме экспорта в государства Прибалтики и Нидерланды Белоруссия сумела направить в свой бюджет порядка 1,5 – 2 миллиардов долларов, которые в случае продажи нефтепродуктов оговорённых категорий должны были быть направлены в бюджет РФ. Именно эти продажи и обеспечили основную часть профицитного бюджета Белоруссии в первой половине 2012 года.
В результате данная схема, по сути, была закрыта, теперь нефтепродукты нельзя было беспошлинно вывозить за пределы Таможенного союза. Уже в августе это обернулось серьёзными потерями для белорусского бюджета. И неудивительно. Достаточно сказать, что только в январе-августе 2012 года экспорт Белоруссии (с другими компонентами и статьями) составил 32,86 миллиарда долларов, что на 6,24 миллиарда долларов больше, чем за аналогичный период 2011 года. Этот прирост в значительной степени был обеспечен действием растворительно-разбавительной и смазочной схемы, так как за первое полугодие экспорт растворителей и разбавителей вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 года почти в 5 раз, а экспорт смазочных материалов – в 47 раз.
Российская сторона, оценив свои потери примерно в 1,5-2 миллиарда долларов, потребовала их возвращения, а также выполнения положений баланса по поставке нефтепродуктов в Россию. Минск отказался от выплат на том основании, что разбавители, растворители и смазочные материалы не входили в перечень облагаемых пошлинами и не учитывались в балансе, а также обязался до конца 2012 года ликвидировать все задолженности по нефтепродуктам и направить их в Россию в полном объёме.
Вместе с тем в разгар нефтяного спора в Минске вновь вспомнили об альтернативных вариантах получения нефти. Однако речь шла уже не о поставках нефти из Венесуэлы или Азербайджана – невыгодность этого эксперимента стала слишком очевидной. (Если нефть сорта «Уралс» Белоруссия покупает у России за 396 долларов за тонну, то венесуэльская нефть сорта «Санта-Барбара» при её поставках танкерами через эстонский порт Мууга обходилась Белоруссии в 917 долларов за тонну). Не находя полного взаимопонимания с Москвой¸ Минск обратился по вопросу поставок нефти к Астане. В ответ казахстанские власти выразили заинтересованность в поставках своей нефти в Белоруссию.
14 декабря 2012 года посол Казахстана в Белоруссии Ергали Булегенов на пресс-конференции высказался в том смысле, что уже сегодня Казахстан, который к 2015 году планирует увеличить добычу собственной нефти до 80 миллионов тонн в год, заинтересован в её поставках в Белоруссию, но этому пока препятствует отсутствие трёхсторонних соглашений об использовании в таком случае российского трубопровода. Было отмечено, что и Казахстан, и Белоруссия намерены вести переговоры о либерализации доступа к российской трубопроводной системе, позволяющей поставлять нефть из Казахстана на белорусские НПЗ с меньшими издержками.
В итоге после весьма сложных консультаций в треугольнике Москва – Минск – Астана российские и белорусские партнёры пошли друг другу навстречу. Белоруссия обязалась поставить в Россию в 2012 году нефтепродукты в полном объёме, а Россия – в таком же полном объёме нефть. Соглашения по балансу были сторонами исполнены.
Договорённости о поставках нефти в количестве 5,3 миллиона тонн из РФ в Белоруссию в первом квартале 2013 года означает, что на данном этапе стороны сняли самые главные и острые вопросы – при таких объёмах поставок за год Белоруссия получит необходимые ей 23 миллиона тонн нефти. Для нужд собственной экономики Белоруссии требуется около 6,5 миллиона тонн чёрного золота в год, остальное предназначено для переработки на экспорт. Вместе с тем вопрос о поставках начиная со второго квартала пока окончательно не решён и должен быть согласован сторонами до 1 апреля 2013 года.
Во многом успешное решение белорусско-российских торговых споров по нефти было достигнуто и благодаря заключённым ранее договорённостям по более широкому кругу вопросов энергетического сотрудничества. Вопрос транзита и поставок российского газа в Белоруссию полностью решён и больше не является проблемой. Развивается и сотрудничество в области атомной энергетики.
29 декабря 2012 г. был принят за основу проект белорусско-российского межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности. Ещё раньше, летом 2012 г., на заседании Совета министров Союзного государства был подписан генеральный контракт на строительство Островецкой АЭС… Первый блок должен заработать в ноябре 2018 года. Островецкая АЭС будет строиться по проекту «АЭС-2006». Реакторы типа ВВЭР-1200, которые будут использоваться на Островецкой АЭС, планируются к монтажу также на строящихся Балтийской АЭС в Калининграде, Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2.
В Евросоюзе стараются помешать развитию российско-белорусского сотрудничества в атомной энергетике. Проявляют активность и США, рассчитывая через МАГАТЭ и разного рода экологические экспертизы если и не добиться отмены строительства Островецкой АЭС, то хотя бы замедлить и отодвинуть сроки ввода её в эксплуатацию, чтобы попытаться реализовать альтернативные проекты АЭС в Литве и Польше. Так, 6 ноября в Латвии побывал эксперт Комиссии по ядерному регулированию CША Эдуардо Састре. Во время его визита обсуждались вопросы развития атомной энергетики в Прибалтике и Польше, а также в Белоруссии и Калининградской области России.
И здесь проект соглашения по ядерной безопасности между Россией и Белоруссией призван сработать на опережение. Предполагается, что Белоруссия подтвердит, что ядерное топливо и технологии не будут использованы в военных целях, а Россия обеспечит проблему безопасности ядерных отходов, безопасности перевозки топлива для реакторов и самого технологического процесса. Соглашение между Россией и Белоруссией будет соответствовать всем требованиям МАГАТЭ и у противников развития российско-белорусского энергетического сотрудничества практически не останется аргументов для создания искусственных препятствий.
Начавшийся 2013 год будет сложным для Белоруссии ещё и в том смысле, что объем ресурсов, необходимых для погашения основного долга государства, составит около 2,3 миллиарда долларов, что превышает платежи 2012 года в 2,6 раза. На погашение процентов должно быть направлено из бюджета ещё 786 миллионов долларов (в 1,3 раза больше, чем в 2012 году). Больше всего Белоруссия задолжала Международному валютному фонду (МВФ) - почти 2 миллиарда долларов (1,836 миллиарда долларов - основной долг и 94,6 миллиона – погашение процентов). Китаю необходимо выплатить 367 миллионов, России – 319 миллионов долларов. Несмотря на это, А.Лукашенко заявил о желании провести масштабную модернизацию как собственно белорусских, так и совместных российско-белорусских предприятий. Такая его позиция встретила понимание в Москве. Вероятно, для этих целей будет использован как российский, так и китайский кредиты, но наибольшим будет участие России.