Итак, повестка дня для Косова на ближайшее время прояснилась. 17 января премьер-министр Сербии Ивица Дачич и глава косовского правительства Хашим Тачи проведут в Брюсселе новую встречу, сосредоточившись главным образом на судьбе населённого сербами Северного Косова. Дата встречи выбрана, что называется, со смыслом: встреча пройдет ровно за месяц до того, как режим в Приштине с размахом отметит пятилетнюю годовщину самопровозглашенной косовской независимости.
Как подчеркивают албаноязычные приштинские СМИ, намеченная встреча Дачич - Тачи является продуктом личных усилий верховного комиссара Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. В самой Приштине, надо сказать, не скрывают по этому поводу некоторой озабоченности. Дело в том, что за всё время переговоров Белграда и Приштины вопрос о Северном Косове поднимается в качестве самостоятельной темы впервые. По мнению газеты «Коха диторе», мероприятие 17 января «будет означать первое (хоть и непрямое) признание правительством Косово, что север отличается от остальной части Косово, и тамошние власти практически являются институтами Сербии». Согласно пожелавшим сохранить анонимность источникам в Брюсселе, предложенная модель решения проблемы Северного Косова предусматривает сохранение этих территорий в качестве «части Косова», но «отличной от других его частей». Подобный подход, по версии международных посредников, отвечает реальности. [1] Соответствующие предложения на этот счёт намерен изложить в Брюсселе Хашим Тачи. Он, в частности, предложит своему сербскому собеседнику идею проведения новых выборов в северных районах края, а также формирования отдельного муниципалитета с центром в северной части Косовской-Митровицы. Правда, вице-премьер в кабинете Тачи Хайредин Кучи поспешил заявить, что ему ничего не известно о подобном предложении. [2]
Тот факт, что власти Приштины впервые собираются рассматривать вопрос о статусе Северного Косова, внешне выглядит как определенная уступка Белграду. До сих пор платформой Приштины для переговоров оставался пресловутый «план Ахтисаари», который не предусматривал выделения в составе Косова каких-либо особых административных единиц для косовских сербов.
Закономерно возникает вопрос: а какова цена подобной внешней уступчивости Приштины и стоящего за спиной приштинских властей руководства Евросоюза? По имеющейся информации, речь на предстоящих переговорах пойдет о разработке новой системы «сдержек и противовесов», затрагивающей как Северное Косово, так и южносербские общины Прешево, Медведжа и Буяновац. Иными словами: албанская сторона при поддержке ЕС пойдет на такие уступки косовским сербам, какие правительство Сербии согласится предоставить албанцам Прешевской долины.
Лидеры «прешевских» албанцев в последнее время активно готовили собственную платформу для переговоров, с основными положениями которой уже ознакомились в штаб-квартире ЕС. Соответствующее решение было принято на встрече, состоявшейся 7 января с участием лидеров албанцев Прешевской долины. [3] Детали встречи не сообщаются, но, по информации приштинских СМИ, представители муниципальных ассамблей Прешево и Буяноваца согласились объединить свои усилия и провести в этих целях «Объединенный Конвент албанцев Прешевской долины», зримо напоминающий о Всеалбанском Кувенде, состоявшемся во Влере в 1912 году и потребовавшем независимости для всех албанонаселенных районов Балканского полуострова. [4]
Последнее обстоятельство имеет ключевое значение. Албанские власти Косова намерены решать проблему положения косовских сербов в контексте, так сказать, широкого понимания «албанского вопроса». Это вновь подтвердил в конце минувшего года премьер-министр соседней Албании Сали Бериша. Он заявил о существовании «единой албанской нации», проживающей в настоящее время в пяти различных балканских государствах, а потому нуждающейся в специальном «объединительном проекте». [5] Тональность последнего заявления албанского премьера не оставляет сомнений в том, что и в Тиране, и в Приштине, и в Прешево рассматривают существующие на Балканах государственные границы если и не как сугубо условные, то как несправедливые и с «великоалбанской» точки зрения сомнительные.
Такой подход грозит загнать власти Сербии в тупик, подобный тому, в каком оказалась накануне своего распада бывшая Югославия, когда Белград был вынужден идти на всё новые уступки сепаратистам. В 2001 году аналогичная ситуация повторилась в Македонии, где удовлетворение требований местных албанцев о языке и других атрибутах культурно-национальной автономии плавно переросло в фактический раздел государства по этническим линиям. Реально противодействовать этому «ползучему» сецессионизму может только одно - выдвижение Сербией собственных государственных требований, твёрдо определяющих положение сербского населения в Косове и других районах Балкан с тем, чтобы политика Белграда в жизненно важных для всех сербов вопросах перестала, наконец, носить оправдательно-оборонительный характер.