Выход в свет книги профессора Валентина Юрьевича Катасонова «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» (1) по праву можно считать событием уже лишь потому, что этот фундаментальный труд объёмом более 1000 страниц продолжает традиции замечательного русского мыслителя Л.А.Тихомирова, автора исследования «Религиозно-философские основы истории», написанного в 1913-1918 гг., в пору великого революционного перелома. Однако если Л.А.Тихомиров вскрывал религиозные основы мировой истории, то в книге В.Ю.Катасонова духовная культура рассматривается как ключ к пониманию смысла современной цивилизации в первую очередь в её наиболее заземлённой форме – хозяйственном развитии. Такие сугубо экономические явления, как финансы, деньги, анализируются автором не как обладающие саморазвитием, а как метафизически обусловленные. Так формируется целостный взгляд на хозяйственную историю человечества – взгляд, исходящий из понимания истории как духовного творчества людей, которое в зависимости от преобладающих нравственных ценностей воплощается в те или иные материальные формы.
«Никакой слуга не может служить двум господам… Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16: 13). Эти слова Христа стали отправной точкой открытия В.Ю.Катасонова о двух возможных путях развития человечества, двух цивилизациях, одна из которых могла бы быть основана на заповедях Божиих, другая была выстроена на служении идолу богатства.
Человечество пошло по второму пути, и в данном смысле капитализм - это не явление «Нового времени», а лишь частный случай «денежной цивилизации», которая может развиваться лишь на основе отрицания христианства, с которым она абсолютно несовместима. К XXI веку эта денежная цивилизация дошла в своём развитии до той стадии, когда её основной принцип - накопление денег – настолько пронизал все поры общества и распространился на все виды человеческой деятельности, что уже и дары духа превращаются в «религиозный товар».
Зачатки денежной цивилизации («вирус капитализма» по Катасонову) существовали ещё в древнем мире, и автор даёт прекрасный анализ разрушительной деятельности «вируса» в Вавилоне, Ассирии, Римской империи. Однако особенно успешное развитие денежной цивилизации началось после того, как её идейно-мировоззренческое обоснование было закреплено в Талмуде, где впервые были чётко сформулированы главные принципы «религии денег», исповедуемой служителями мамоны – банкирами-ростовщиками. Это и есть те «избранные» в капиталистическом обществе, духовное помрачение которых выразилось в стремлении быть «как боги» в жажде власти над миром - не только над вещами, но и над людьми и, главное, над душами людей. Это и есть высшая цель банкиров-ростовщиков, а богатство и деньги – всего лишь средство подчинения всех остальных.
Для достижения «высшей цели» потребовалась мировоззренческая революция, смысл которой в том, чтобы заставить исповедовать «религию денег» всех и в первую очередь – христиан. Поскольку практика процента всегда рассматривалась в христианском мире как неприемлемая, ростовщикам нужно было не только добиться легализации процента, но и заставить всех относиться к деньгам не как к средству, а как к цели, достижению которой должны быть посвящены все творческие силы человека.
Наиболее ценным в работе Ю.В.Катасонова является анализ этой грандиозной трансформации, которая, проходя ряд исторически локальных денежных революций, вылилась в «перманентную революцию» и сейчас приближается, похоже, к своей завершающей стадии.
Автор выделяет здесь следующие этапы:
- достижение «полулегального» состояния ростовщичества (попустительство практике процента при формальном его запрете);
- легализация ростовщичества путём отмены запретов на взимание процентов при установлении ограничений на максимальную величину;
- создание банков с частичным резервированием обязательств ростовщиков перед своими клиентами (то есть осуществление ссудных операций, не имеющих надёжного обеспечения) и переход ростовщиков к созданию новых денег «из воздуха»;
- изобретение ценных бумаг, то есть фиктивного капитала и создание фондовой биржи, представляющей собой не что иное, как игорный дом, в котором всегда выигрывают обладатели инсайдерской информации;
- учреждение «центральных банков» - этих «генеральных штабов» ростовщиков, с помощью которых им удалось установить полный контроль над государственной казной и денежным обращением; центральную роль здесь играет ФРС США;
- введение так называемого «золотого стандарта» в денежном обороте, утвердившего ведущие позиции тех ростовщиков, которые контролировали добычу золота и сконцентрировали в своих руках его наибольшие запасы (в первую очередь Ротшильды);
- отмена золотого стандарта, позволившая перейти к эмиссии необеспеченных денег (долларов, занявших место золота) и включить на полную мощь печатный станок ФРС;
- наконец, всеобщая глобальная либерализация по схеме «Вашингтонского консенсуса» как способ формирования постоянного спроса на кредитные деньги.
Кредитные деньги, добываемые ростовщиками «из воздуха», стали их главным величайшим изобретением, позволяющим превращать в своих должников всё человечество и постепенно прибирать к рукам созданные им богатства. Изобретя кредитные деньги (этот «вирус разрушения»), ростовщики создали такую долговую экономику, при которой все нации находятся в состоянии хронических должников. Чтобы рассчитаться, производятся новые деньги, то есть очередные долги, и в итоге, чем больше денежная масса, тем больше сумма долгов. Должниками являются все современные государства во главе с крупнейшим должником - США… Рост долгов и есть реальная причина современного финансового кризиса, однако, замалчивая этот факт, ростовщики продолжают закачивать в экономику всё новые кредиты, увеличивая долги. Логическим концом данного процесса может быть только распад финансово-политической системы США и всей Западной цивилизации.
Это можно рассматривать как безумие, если не понимать цели мировых ростовщиков. Сегодня все их силы брошены на то, чтобы обеспечить спрос на долларовые бумажки, с помощью которых они скупают реальные богатства всего мира. Для этого пока и нужны доллары, от которых избавятся, как только все реальные богатства будут сконцентрированы в одних руках - в руках мировых хозяев. В этих целях и осуществляется глобальная либерализация.
Наиболее важный элемент здесь - либерализация цен и международного движения капитала, при которой начались бурный расцвет офшоров, модернизация «традиционных» финансовых рынков с их всевозможными манипуляциями, вовлечение в сферу товарно-денежных отношений новых «объектов» - земли, недр, природных ресурсов, государственных активов, бюджетных средств государств. В дешевый товар, как на заре капитализма, превращается детская и женская рабочая сила. Наконец, конструируются новые «нематериальные активы», создающие уже чисто виртуальную экономику фирменных и торговых знаков, требующую религии брэнда со специальными технологиями управления сознанием людей. Последним же событием денежной революции стали производные финансовые инструменты (ПФИ), или деривативы - этот новейший класс виртуальных активов, с появлением которого произошли окончательный отрыв финансового сектора от реального и окончательное превращение капитализма в денежный капитализм, или «экономику казино», где реальный сектор обречён умереть.
В тех же целях (обеспечить спрос на бумажную «продукцию» ФРС) сознательно усиливается неустойчивость финансовых рынков, позволяющая ростовщикам делать большие деньги на колебаниях валютных курсов и процентных ставок. Ради этого постоянно провоцируются кризисы. «После возникновения кризисов, - пишет Ю.В.Катасонов, - иностранные инвесторы по дешёвке скупают «осколки» разрушенной экономики (обесценившиеся активы реального и банковского секторов). Деньги делают разрушения, деньги делаются на разрушениях».
Автор подчёркивает, что тот общемировой хаос, в который пытаются ввергнуть человечество нынешние хозяева мира, видится им завершающей стадией мировой революции, в результате которой они надеются утвердить политическую и духовую власть антихриста. Это, как пишет Ю.В.Катасонов, будет история нового рабовладельческого строя, где рабовладельцами будут бывшие ростовщики («золотой миллион»), а рабами - все остальные. А бывшими они станут постольку, поскольку деньги, которые всего лишь инструмент установления их власти, будут им больше не нужны.
Однако тут они сталкиваются с главной проблемой - успеть создать свой мировой порядок до того, как человечество прозреет и избавится от иллюзий «изумрудного города». И на то, чтобы не позволить людям выбросить очки, искажающие картину окружающего мира, работает гигантская пропагандистская машина финансовой элиты, использующая все формы информационного, интеллектуального и психологического контроля над человечеством. Ценность исследования В. Ю. Катасонова в том и состоит, что, раскрывая природу денежной цивилизации, цели, задачи и методы мировой финансовой верхушки, автор указывает внимательному, не утратившему волевого начала читателю способ избавления от губительных иллюзий.
____________
1) В.Ю.Катасонов. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 1067 стр.