Военная операция французских войск в Мали продолжается уже третий месяц. Международная миссия под африканским руководством по поддержке Мали (АФИСМА), развёртывание которой было подстёгнуто блицкригом французов, составила к концу марта почти шесть с половиной тысяч военнослужащих. (1) Однако сломить террористов севера пока не удаётся.
Продолжаются бои на плоскогорье Адрар-Ифорас и на периферии некоторых городских центров — Тимбукту, Гао и Кидаля. Вооруженные группы демонстрируют свою мобильность в районах боевых действий, поступают сообщения о случаях их проникновения в городские районы, включая Бамако. Гуманитарная ситуация в Республике Мали продолжает оставаться крайне тяжёлой. Около полумиллиона человек (2) являются беженцами, почти 300 тысяч человек - внутренне перемещенные лица. Около 200 тысяч малийцев приняли Мавритания, Нигер и Буркина-Фасо. Начинается голод: 750 тысяч человек срочно нуждаются в продовольственной помощи, 660 тысячам детей в 2013 году грозит недоедание, включая 210 000 детей, которым грозит крайнее недоедание в тяжелой форме. (3)
В этих условиях несколько недель назад и.о. президента Мали Дионкунда Траоре направил письмо Генеральному секретарю ООН, в котором высказал просьбу об оказании помощи в «быстром развертывании АФИСМА в соответствии с положениями резолюции 2085 (2012)», но попросил сделать это необычным способом, а именно путём преобразования АФИСМА в операцию ООН по стабилизации и поддержанию мира. (4) Генсек ООН, похоже, только и ждал такую просьбу.
3 апреля Совет Безопасности ООН провёл очередное заседание по положению в Мали, на котором обсуждался доклад Генерального секретаря, содержащий новые предложения по разрешению кризиса. Генсек ООН пошёл навстречу президенту Мали и разработал план преобразования Африканской миротворческой миссии (АФИСМА) в Миссию ООН. Пан Ги Мун предложил две концепции такого преобразования.
Согласно первому варианту, наряду с АФИСМА будет обеспечено комплексное политическое присутствие ООН, которая будет продолжать свою деятельность в формате «укрепленной политической миссии». Стратегически важные направления деятельности в соответствии с этим вариантом будут включать в себя поддержку посредничества и диалога, оказание помощи в избирательном процессе, поощрение соблюдения прав человека и поддержку АФИСМА. Согласно первому варианту, АФИСМА будет отвечать за безопасность, а также за военные усилия в поддержку малийских сил обороны и безопасности. АФИСМА также будет предоставлен мандат на проведение наступательных боевых операций против экстремистских вооруженных группировок и принятие мер по стабилизации страны. ООН будет способствовать укреплению оперативных возможностей АФИСМА, используя Целевой фонд в поддержку АФИСМА и, возможно, санкционированный Советом Безопасности пакет мер материально-технического снабжения. Наряду с этим Европейский союз будет и в дальнейшем обеспечивать подготовку вооруженных сил Мали. Поддержка также может быть предоставлена малийским силам обороны и безопасности через Целевой фонд для мира и безопасности в Мали. Данный вариант предусматривает возможность преобразования АФИСМА в миротворческую операцию ООН, если СБ примет решение о целесообразности такого шага.
Второй вариант предполагает создание комплексной миссии ООН по стабилизации в рамках мандата в контексте главы VII Устава ООН в сочетании с параллельными силами. В дополнение к политическому мандату миссия будет выполнять задачи по обеспечению безопасности и стабилизации, обеспечивать защиту гражданского населения и создавать условия для оказания гуманитарной помощи. Миссия будет действовать в соответствии со строгими правилами применения вооруженной силы. Согласно второму варианту, большинство сотрудников АФИСМА войдут в состав миссии ООН по стабилизации. Большинство военных, полицейских и гражданских компонентов будет действовать на севере, но с незначительным присутствием в Бамако. Предполагается также, что в Мали наряду с миссией ООН по стабилизации будут действовать параллельные силы для проведения крупных боевых операций, а также для оказания специалистами поддержки за рамками мандата ООН.
Эти два варианта можно рассматривать как этапы постепенного процесса перехода от нынешней ситуации к деятельности миссии ООН по стабилизации, развернутой наряду с параллельными силами. Эти предложения Генсека ООН обосновываются тем, что ООН сейчас «действует в новом геополитическом контексте и сталкивается с угрозами, с которыми ей не приходилось сталкиваться прежде в миротворческом контексте: положение на местах постоянно меняется, а экстремисты и уголовные элементы по-прежнему создают серьезную угрозу для безопасности мирного населения и персонала ООН в Мали и обеспечения их защиты». (5)
На заседании СБ ООН 3 апреля представитель Мали заявил, что правительство страны предпочитает второй вариант. (6) Он заявил, что правительство Мали по-прежнему убеждено в том, что этот вариант позволит ему достичь своих целей: восстановить суверенитет малийского государства на всей национальной территории, стабилизировать положение в стране и принять участие в усилиях по национальному примирению.
Изменил свою позицию и Африканский союз. В середине марта в ООН была представлена пересмотренная концепция Африканской миссии, которая также предусматривает усиление её миссией ООН. В то же время эта концепция не предусматривает поглощение АФИСМА ооновской миссией. Пересмотренный проект прямо указывает, что АФИСМА должна действовать не только на территории Мали, но и на территории соседних государств (с их согласия). (7)
Важно отметить и изменение позиции ЭКОВАС. В конце марта на чрезвычайном заседании Генеральный комитет начальников штабов ЭКОВАС сделал вывод о том, что надо предоставить АФИСМА как можно скорее все необходимые ресурсы для дальнейшего повышения ее статуса и уровня, с тем чтобы она могла взять на себя функции французских сил (которые, как заявил представитель ЭКОВАС, «планируется вывести в ближайшем будущем»).
По оценкам ЭКОВАС, для преобразования АФИСМА в Миссию ООН необходимы дополнительно 11 200 военнослужащих и 1440 сотрудников полиции. Пехотные батальоны уже предоставили Буркина-Фасо, Нигер, Того, Нигерия, Чад, Сьерра-Леоне, Сенегал, Гвинея, Кот-д’Ивуар и Гамбия.
ЭКОВАС также направило письмо на имя Генерального секретаря ООН, где настоятельно рекомендовало преобразовать АФИСМА «в операцию ООН по стабилизации с сильным мандатом». (8) Кроме того, ЭКОВАС настоятельно рекомендует обеспечить в рамках будущих сил ООН в Мали наличие параллельных подразделений с потенциалом, необходимым для того, чтобы оперативно противодействовать группам террористов и повстанцев. Представитель ЭКОВАС рекомендовал также СБ санкционировать такое решение на основании главы VII Устава ООН.
«Сильный мандат» и указание на главу VII (единственная глава Устава ООН, предусматривающая применение силы) могут означать, что Мали и ЭКОВАС предлагают развить конголезский опыт. Несколько дней назад СБ ООН принял весьма интересную резолюцию, на которую мало обратили внимания, но которая имеет огромное значение. Эта резолюция впервые после 1960 года предоставила своей Миссии в Конго полномочия по проведению боевых операций. 28 марта 2013 года СБ ООН не только продлил мандат Миссии ООН в Демократической Республике Конго ещё на один год, но и создал в её рамках «бригаду оперативного вмешательства» в составе двадцати тысяч (!) человек. (9) В частности, эта бригада будет состоять из трех пехотных батальонов, одной артиллерийской батареи, одной роты специального назначения и роты разведки. Задачей бригады поставлена «нейтрализация вооруженных групп». Контекст резолюции и состав бригады не оставляет сомнений в том, что под «нейтрализацией» понимается проведение боевых операций.
* * *
Произошла полная смена концепции разрешения конфликта в Мали. Африканцев вынудили отказаться от идеи решения кризисов своими силами. Международная миссия под африканским руководством по поддержке Мали (АФИСМА) как африканский проект потерпела крах, в том числе в связи с тем, что она не получила необходимого финансирования. ООН и страны-«доноры» отказались финансировать африканскую миссию, но готовы сделать это, если командование будет отдано ООН. При этом основой миссии ООН будут те же самые войска АФИСМА, но под командованием представителей «международного сообщества»… Всё это выглядит вполне логично - в свете свержения в 2011 году ливийского лидера Муаммара Каддафи, продвигавшего планы по созданию постоянных межафриканских миротворческих сил, и свержения в 2012 году президента Мали Амаду Тумани Туре, который должен был занять должность главнокомандующего этих сил.