В год 150-летнего юбилея со дня основания немецкая Социал-демократическая партия (СДПГ) поглощена предвыборной борьбой. Ее кандидат на пост канцлера Пер Штайнбрюк, открывая 14 апреля съезд партии, начал выступление решительно: «Я хочу стать канцлером Федеративной Республики Германия».
По опросам СДПГ заметно уступает христианским демократам. Сейчас, когда до выборов остается меньше полугода, за ХДС /ХСС готовы проголосовать 40-41% избирателей, а за СДПГ – 23-27%. На последних выборах в бундестаг в 2009 г. СДПГ собрала 23% голосов. Консерваторы (христианские демократы), сделав историческую ставку на преобразование в центристскую партию, не прогадали: им удалось оттеснить социал-демократов, которые теперь в состоянии противопоставить себя ХДС/ХСС лишь в блоке с зелеными. Правда, такой альянс переиграл консерваторов на январских (2013) земельные выборах в Нижней Саксонии. Обнадёживает социал-демократов и успех в землях Северный-Рейн - Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн (там и там выборы состоялись в мае 2012 г.). Теоретически это может сработать и на выборах в бундестаг, но не будем забывать, что за неделю до общегерманских выборов назначено голосование в ландтаг Баварии, где социал-демократы и зелёные обречены оставаться в оппозиции.
Социал-демократам и их потенциальному союзнику зелёным для победы в сентябре во что бы то ни стало нужно повысить свой рейтинг хотя бы на 5%. Получается, что 2-3% голосов могут оказаться решающими. Тем не менее социал-демократические лидеры категорически исключают возможность коалиционного договора с партией левых, хотя лидер партии З. Габриэль и призвал к тому, чтобы через 20 лет после объединения Германии пересмотреть отношение к левым как к реликту коммунистической эпохи.
Главной сенсацией весенних опросов стала популярность новой партии «Альтернатива для Германии». Опросы, проведенные в связи с учредительным съездом «Альтернативы», показали её поддержку от 17 до 26%, то есть почти как у социал-демократов. Далеко не обязательно, что молодая партия получит столько голосов на выборах, но всё же самопоявление «Альтернативы для Германии», выступающей с требованием роспуска еврозоны, всерьез обеспокоило европейский истеблишмент.
«Альтернатива» позиционирует себя как крайне правая партия, и предполагается, что на выборах ее поддержит часть консервативного электората - приверженцев ХДС/ХСС. В то же время политикой канцлера А.Меркель по спасению евро недовольны не только крайние консерваторы. «Альтернативе» симпатизирует и левый электорат, и предприниматели. В обществе растет недоверие к мифу о том, будто существование евро выгодно в первую очередь Германии и позволяет укреплять ей свою экономику за счет экспорта в страны Южной Европы.
В немецкой прессе снова появилось давнишнее интервью Гельмута Коля – политика-ветерана, ответственного за введение евро: он признаётся, что в свое время ни за что не выиграл бы референдум по вопросу о введении европейской валюты; отдавая себе в этом отчет, он сознательно действовал, как диктатор. И в то же время, когда в странах, которые под давлением Германии обрекли себя на строжайшую бюджетную экономию, диктатором именуют канцлера А. Меркель, немцы недовольны. И направлено это недовольство против тех стран, чьи правительства, как считает большая часть населения ФРГ, проводили безответственный экономический курс.
Складывается впечатление, что критика жёсткого курса Германии за рубежом только укрепляет авторитет А. Меркель внутри страны. Напротив, П. Штайнбрюк, несмотря на его опыт руководства Федеральным министерством финансов в 2005-2009 гг., не пользуется репутацией политика, компетентного в финансовых вопросах. Немцы скорее недовольны тем, что Штайнбрюка привечают в Великобритании (Лондон по многим вопросам европейской интеграции занимает позицию, противоположную Берлину) и в Греции. Недавний прием П. Штайнбрюка в Елисейском дворце тоже не добавил ему популярности дома, хотя и по другим причинам. Социал-демократ Ф. Олланд, не выполнивший своих предвыборных обещаний по части обеспечения требований социальной справедливости, – плохая реклама немецким социал-демократам. И все же, следуя полуторавековой традиции, Социал-демократическая партия Германии квинтэссенцией своей предвыборной программы провозгласила на съезде борьбу за социальную справедливость. Партия обещает ввести минимальную заработную плату, обеспечить равную оплату труда мужчинам и женщинам, выделять больше средств на образование, уход за детьми и одновременно повысить налоги.
Надо сказать, что личный авторитет социал-демократического кандидата заметно пострадал в результате кампании в прессе, развернутой вокруг высокого гонорара, полученного им за выступление в Бохуме в ноябре 2012 г. – 25 тыс. евро. Вскоре после того газета Neue Zürcher Zeitung am Sonntag уличила Штайнбрюка в неуплате налога с гонорара в 1,5 тыс. евро, полученных в Швейцарии два года тому назад. Комментарий Штайнбрюка по поводу выборов в Италии (замечание о «клоуне» С. Берлускони) закрепил за ним ярлык человека, который говорит первое, что взбредет ему в голову. В результате рейтинг Штайнбрюка находится на самом низком уровне с 2005 г.; поддержка СДПГ, составлявшая в прошлом сентябре 30%, снизилась после объявления его кандидатом в канцлеры (многие обозреватели напрямую связали это с неудачной кандидатурой.
В сравнении с эпохой Герхарда Шрёдера, за которым в 1998 г. стояли 20 миллионов избирателей, СДПГ понесла колоссальные потери. Едва ли следует ожидать, что Штайнбрюк, если выиграет выборы, станет вторым Шрёдером в мировой политике и будет ориентировать страну на проведение самостоятельной, не зависящей от США внешней политики. Соответствующий раздел программы, принятой на съезде СДПГ, начинается с положения о том, что партия стремится к обновлению и укреплению трансатлантических связей. Социал-демократы предложили выступить посредником в российско-американском диалоге (1), хотя все понимают, что Россия и США в состоянии строить отношения, не прибегая к помощи посредников. Скорее всего, Штайнбрюк будет выстраивать отношения с Вашингтоном, делая акцент на идеологической близости СДПГ и Демократической партии в США. СДПГ, как и зелёные, связывает большие надежды с предстоящим в июне визитом в Берлин Барака Обамы. Р. Кюнаст, председатель фракции зелёных в бундестаге, убеждена, что Б. Обама «не станет вести предвыборную борьбу за Ангелу Меркель» (2).
В случае победы на выборах христианских демократов им придется выбирать младших партнеров по коалиции: СвДП, СДПГ или зеленых. Опыт показывает, что с точки зрения российско-германских отношений состав будущей коалиции не имеет принципиального значения, поскольку существует объективная заинтересованность Берлина и Москвы в поддержании стратегического партнерства. Об этом прямо сказала А. Меркель во время последнего визита президента В.Путина в Германию. П. Штайнбрюк в свою очередь считает, что Россия «в любом случае партнер, чьи интересы мы хорошо знаем и должны учитывать» (3).
За несколько месяцев до сентябрьских выборов в бундестаг практически по всем важнейшим внешнеполитическим вопросам позиции СДПГ и ХДС/ХСС совпадают. Стабильность и предсказуемость внешнеполитического курса – принцип, давно существующий в Германии. Её партнёрами, включая Россию, этот принцип, который действует независимо от того, какая из партий в ФРГ у власти, может только приветствоваться. Поэтому укрепление связей с представителями всех основных немецких политических партий не должно зависеть от политической конъюнктуры, а представлять собой последовательно выдержанный стратегический курс…