Саммит ЕС: фантазии на заданную тему

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ввести ограничения на банковскую тайну  и решить проблему энергобезопасности – такие задачи ставили перед собой участники саммита ЕС, состоявшегося 22 мая в Брюсселе.

Накануне саммита глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу сделал заявление. «Общие потери в доходах содружества из-за нелегального и неприемлемого ухода от налогообложения оцениваются приблизительно в 1 триллион евро в год. Позвольте поставить эту цифру в некую перспективу, и вот что мы получим: один триллион евро почти удваивает общий бюджетный дефицит всех стран-членов ЕС», - сказал он.

Председатель Еврокомиссии призвал государства ЕС заключить соглашение об обмене всеми видами банковских данных. В свою очередь, глава Европейского совета Херман Ван Ромпёй объяснил, что решил «воспользоваться политическим порывом», вызванным разоблачениями offshore leaks, чтобы добиться консолидации позиций стран-членов Евросоюза в преддверии саммита «Большой восьмёрки». 

В специальном докладе, подготовленном в 2012 году британской компанией Tax Research по заказу Европейского парламента, на основе данных за 2010 год были проанализированы две главные составляющие потерь доходов в налоговой сфере: уход от налогов (в целом по ЕС – на 860 млрд. евро в год) и недоплата налогов (еще 150 млрд. евро). Самыми крупными налоговые потери оказались в Италии (180 млрд. евро за год, то есть четверть от суммы всех налоговых поступлений), в Германии (159 млрд. евро, 16%) и во Франции (120 млрд. евро, 15%)…

В менее крупных экономиках доля «теневого» сектора еще больше. По тем же оценкам, в Болгарии она превысила 35% суммы реально собранных налогов, в Литве и Румынии составила примерно по 32%, в Эстонии – 31%, на Кипре – 28%. Средневзвешенный объем «теневой» экономики по всем 27 странам Европейского союза эксперты Tax Research оценили в 18,5%.  

В более благополучное время политики мирились с наличием «тени», тем более что и сами они частенько зависели от нее – нужны средства на избирательные кампании, особые условия «личной жизни» и т.д. Однако сейчас проблемы, вызванные экономическим кризисом, обострили вопрос о банковской тайне и ликвидации офшорных зон до предела. Бюджеты скудеют, социальное напряжение растет и надо что-то предпринимать.

Кое-что на этом фронте борьбы с кризисом уже сделано. Так, Кипр, обратившись за финансовой помощью к Брюсселю и согласившись с его условиями, с 1 января перестал быть «налоговым раем». Однако благополучные Австрия и Люксембург продолжили блокировать обмен банковской информацией. А если даже внутри Евросоюза согласия нет, что можно сказать об успехе на переговорах с такими странами, не входящими в ЕС, как Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино и, конечно, Швейцария?

Министр финансов Франции Пьер Московис заявил, что настало время решительных мер: «Граждане не могут смириться с уходом некоторых от налогов, так как нам необходимы ресурсы для снижения бюджетного дефицита. Это вопрос этики, а не только экономическая проблема. Как мы видим, наши граждане высказались против такого поведения, и мы должны решительно действовать».

Однако, как и ожидалось, никаких революционных решений по ограничению банковской тайны на саммите ЕС принять не удалось. На словах от банковской тайны готовы отказаться все страны, в том числе и главные «оппозиционеры» - Люксембург и Австрия. Однако прежде чем отказаться в масштабе ЕС, австрийцы и люксембуржцы  требуют достижения такого же соглашения об ограничении банковской тайны на мировом уровне. Кстати, их позиция совпадает с позицией Вашингтона. К ним присоединился и премьер - министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Великобритания, по его словам, намерена добиваться принятия общемировых решений об обмене банковской информацией на уровне «Большой двадцатки». 

Как известно, на предыдущей встрече профильных министров стран-членов ЕС удалось утвердить мандат Еврокомиссии на ведение переговоров об обмене банковской информацией со странами, не входящими в Евросоюз: Андоррой, Лихтенштейном, Монако, Сан-Марино и Швейцарией. Теперь же эти министры получили указание подготовить к следующему (декабрь 2013) саммиту Евросоюза проекты конкретных решений по борьбе с налоговыми «уклонистами» и налоговым мошенничеством.

Так что главные «банковские» события еще впереди, и произойдут они, скорее всего, на предстоящем 17-18 июня саммите «Большой восьмерки» в Северной Ирландии. В случае если в рамках G8 ни о чём договориться не удастся, проблема, видимо, будет перенесена на саммит «большой двадцатки», который состоится 5-6 сентября в Санкт-Петербурге.

***

Что касается вопросов энергобезопасности, участники саммита ЕС одобрили пакет мер по снижению цен на энергоносители. Во-первых, саммит высказался за дальнейшую интеграцию энергорынка. Расчет строится на снижении цен за счет конкурентного соревнования между поставщиками. Во-вторых, решено продолжить диверсификацию источников получения энергии. За этим, как всегда, кроется стремление потеснить Россию и конкретно «Газпром» на европейском рынке. В-третьих, предлагается создать современную сеть энергоснабжения, адаптированную к возобновляемым видам энергии. В-четвертых, снизить энергоиздержки путем повышения энергоэффективности.

Все эти предложения носят довольно общий характер и нуждаются в существенных уточнениях. С этой целью главы государств и правительств дали Еврокомиссии ряд поручений. Предстоит выяснить, почему растут цены на энергию, какие страны и в какой степени поражены ценовой спиралью, каким образом можно уменьшить давление на энергоемкие производства. Речь идет об уменьшении размера отчислений, связанных с переходом на возобновляемые источники энергии. И, наконец, самое главное – как профинансировать крупные инвестиции в перестройку европейских энергосетей.

Объем работы настолько велик, что результаты анализа ожидаются не раньше конца 2014 года. А затем снова начнутся разговоры о финансах и конкретной инвестиционной нагрузке на каждую из стран, что неизбежно приведет к новым промедлениям с претворением в жизнь намеченных планов.  Тем более что кризис в ЕС не миновал и финансовые возможности государств-участников Евросоюза, даже самых благополучных, постепенно сокращаются.

В целом саммит ЕС вновь показал, как разнятся интересы его членов.  Надежды еврооптимистов на то, что борьба с кризисом сплотит ряды Евросоюза, похоже, не оправдываются.