Сирийский кризис в свете заката Европы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Что общего между легализацией во Франции однополых «браков», которую не в состоянии остановить даже такие отчаянные поступки, как самоубийство в знак протеста писателя Доминика Веннера в соборе Парижской Богоматери, и гражданской войной в Сирии? Общим является то, что в обоих случаях мы наблюдаем признаки терзающего Европу комплекса саморазрушения. Предсказанный почти 100 лет назад Освальдом Шпенглером «закат Европы» достиг уже глубины отказа не только от собственных культурно-исторических корней, но и от воспроизводства жизни как таковой… Запад, словно охваченный фрейдистским комплексом «влечения к смерти», в каком-то неистовом ослеплении ведёт дело к разрушению древнего христианского, следовательно, и европейского наследия в Сирии. И точно так же, шаг за шагом уничтожает себя своим отношением к институту семьи, к вере. 

Это какой-то театр абсурда и издевательство над здравым смыслом, когда союзниками Европы в борьбе «за демократию» в Сирии становятся авторитарные режимы типа Саудовской Аравии или Катара, где нет и малой доли тех свобод и той религиозной терпимости, которыми издавна отличается сирийское общество. Согласно данным Международной христианской благотворительной организаци Open Doors, в Катаре, например, принявшие христианство превращаются в изгоев, нередко подвергаются насилию. Гастарбайтеры-христиане же проживают в «трудовых коммунах», где им запрещено собираться для богослужений, и они, как во времена первых христиан, молятся тайно. (1) В Саудовской Аравии вообще запрещена любая религия, кроме ислама, а за переход в христианство полагается смертная казнь.

Немало мусульман — граждан европейских стран — участвуют в войне на стороне радикалов-исламистов в Сирии. Нетрудно представить, что они принесут с собой, вернувшись в Европу. По данным экспертов, в Сирии воюют более 100 таких «добровольцев» из Англии, столько же из Нидерландов, более 80 из Франции, десятки из Германии  —  всего около 600 человек, или 10% от общего числа иностранцев в рядах мятежников. (2) Лондон и Париж настаивают на принятии решения о поставках оружия сирийской оппозиции. Кому? Тем, кто рубит головы солдатам Британии на улицах её столицы? Это ли не комплекс саморазрушения?

Цивилизация в Сирии зародилась ещё в IV тысячелетии до н. э. Дамаск — древнейшая из существующих ныне столиц мира. Сирия занимает важное место в истории христианства. По дороге в Дамаск обратился в христианскую веру апостол Павел. В сирийской Антиохии ученики Христа впервые стали называться христианами. 

Из 23 миллионов населения Сирии примерно 86% — мусульмане, 10% —христиане. Сирийские христиане имеют свои суды, которые занимаются гражданскими делами, такими как брак и развод. Среди христиан Сирии половину составляют  православные, 18 % — католики (главным образом члены Сирийской католической и Мелькитской католической церквей). Есть общины Армянской апостольской церкви.

Наряду с мусульманскими общегосударственными праздниками в Сирии являются Пасха и Рождество Христово. В Дамаске существует целый ряд христианских районов (Баб Тума, Кассаа, Гассани); много церквей, в том числе древняя часовня Святого Павла. Сосуществование здесь мировых религий бок о бок, которое могло бы стать образцом для Ближнего Востока, особенно заметно в знаменитой Мечети Омейядов Дамаска. В ее молельном зале стоит гробница с Главой Иоанна Крестителя (Яхья), отсеченной по приказу царя Ирода. Этой святыне поклоняются как христиане, так и мусульмане. Один из трех минаретов мечети носит имя Иса ибн Марйам (Иисус сын Марии). Согласно местному преданию, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают людей любой веры. 

Ведущей христианской организацией страны является Антиохийская Православная Церковь (АПЦ), поминаемая на третьем месте в диптихе автокефальных поместных Церквей. Она была основана около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом. Известны ее такие великие сыны, как Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и многие другие. В 1342 году кафедра АПЦ была перенесена в Дамаск, где пребывает и сейчас. Численность приверженцев Антиохийской Православной Церкви в настоящее время составляет 2 миллиона человек, из них 1 миллион в Сирии (5% населения) и 400 тысяч в Ливане (10%). Сотни тысяч прихожан проживают в США и других западных странах. Богослужение совершается на греческом и арабском языках.

Важной особенностью АПЦ является близость ее священнононачалия к народу. Еще в 1898 году при активном содействии Российского Императорского Православного Палестинского общества Патриархом Антиохийским стал араб Мелетий Думани. (3) С тех пор практически все архиереи АПЦ - арабы по национальности в отличие, например, от окормляющего православных палестинцев Иерусалимского Патриархата, руководимого почти исключительно греками, что создает определенную дистанцию между ними и простыми верующими. 

Вторая по значению в стране - Сиро-Яковитская (Сирийская) православная церковь, одна из шести Древневосточных Православных церквей (наряду с Коптской, Армянской апостольской и другими). В Сирии к ней относятся 680 тыс. прихожан.

И Сирия ещё – единственное место на земле, где в качестве живого сохраняется арамейский язык, тот самый, на котором говорил и проповедывал Иисус Христос, в частности в окрестностях православного монастыря Святой Феклы Равноапостольной в окрестностях г. Маалула. 

Однако всё это в одночасье может рухнуть, а язык Спасителя мира окончательно окажется мёртвым. Запад закрывает глаза на то, что первыми жертвами поддерживаемых им сирийских мятежников зачастую становятся местные христиане. Что это - близорукость или предательство? Или православные, преобладающие среди сирийских христиан, в глазах Европы все ещё остаются «схизматиками», как в эпоху крестовых походов? Их положение в зонах, контролируемых мятежниками-исламистами, во многом напоминает то, что уже произошло с их единоверцами-сербами в Косове.

Французский автор Александр дель Валь (Alexandre Del Valle) пишет, что «постхристианский» Запад ни разу «не попытался защитить угнетаемых суннитами христиан в Египте, Пакистане, Нигерии или Судане... Более того, натовские державы, которые до сих пор видят в России советского врага времен холодной войны, после 1990 года не раз отправляли свои войска против пророссийских режимов (Сербия Милошевича, Ирак Саддама Хусейна, Ливия Каддафи и т.д.)... Всё это опять-таки в знак «солидарности» с «союзниками» из Персидского залива и Организации исламская конференция, которые требовали защитить Боснию и Герцеговину, Косово, Кувейт, ливийских, а теперь и сирийских исламистов». По данным А. дель Валя , 80 000 христиан из Хомса отправились в Дамаск и Бейрут, а в общей сложности из страны бежала уже треть христиан. (4) Многие христианские деревни в районах боевых действий в Сирии опустели с приходом вооружённых мятежников, из страха перед гонениями, свидетельствует побывавшая в Сирии заместитель директора Human Right Watch Анна Нейстат. (5)

По данным независимого Международного следственного комитета по Сирии, христиане (зачастую это обеспеченные люди) подвергаются нападениям и похищениям. «Примеров тому - огромное множество: в декабре 2012 года христиан из Маалулы взяли в заложники, в июле 2012 года та же участь постигла их единоверцев из Эль-Кусейра, ассиро-халдеев из Хасаке похитили, чтобы заставить их детей присоединиться к восстанию, в августе 2012 года были убиты 12 христиан из Джараманы, 21 октября во время взрыва заминированной машины в христианском квартале Дамаска погибли 15 человек, 28 ноября в Джарамане убили еще восемь христиан. В Катане произошел ужасный случай с православным священником Фади Джамилем Хаддадом (исламисты сняли с него скальп и вырвали ему глаза за попытку освободить взятого в заложники прихожанина)» (6). 

Когда мятежники напали на древний православный монастырь Пророка Илии в окрестностях недавно освобожденного правительственными войсками города Эль-Кусейр, в 20 километрах от сирийско-ливанской границы, то они полностью опустошили эту обитель, вынесли церковную утварь, взорвали колокольню, разрушили алтарь, купель, снесли статую пророка, чтимого в Сирии как христианами, так и мусульманами. Возраст этого монастыря превышает полторы тысячи лет, и он находится под охраной государства как архитектурный памятник. За прошедшие два года в Сирии были разрушены десятки церквей, главным образом в Хомсе и Алеппо. Пострадала также старинная синагога в Джубаре — пригороде Дамаска. (7)

  22 апреля 2013 года в одной из деревень провинции Алеппо вооруженными людьми были похищены митрополиты Павел (Антиохийская Православная Церковь) и Иоанн (Сиро-Яковитская Церковь). Дом похищенного митрополита Иоанна был подожжён. (8) Министерство религии Сирии выпустило коммюнике, из которого следует, что священников похитили чеченские наемники из радикально-исламистской организации «Фронт Аль-Нусра». (9) Оба митрополита до сих пор находятся в плену. 

Константинопольский Патриарх Варфоломей заявил в интервью миланской католической газете Avvenire, что «насилие на религиозной почве, ненависть, отсутствие терпимости в отношении христиан продолжают доминировать в странах революций». В Сирии, по его словам, жизнь христиан ежедневно находится под угрозой. (10) 

Падение режима в Дамаске станет концом истории христианства на Ближнем Востоке. Марониты в Ливане не выдержат ни давления исламистов из Сирии, ни нескончаемого потока беженцев. Их и без того растущая эмиграция из страны превратится в бегство. Шансы на выживание в силу своей многочисленности сохранит лишь коптская община в Египте, но и ее положение становится всё более тяжелым. 

Этот колокол звонит не только по Ближнему Востоку, он звонит и по Европе.