События, разворачивающиеся на Голанских высотах, в зоне разъединения между Сирией и Израилем, на первый взгляд непросто объяснить.
Первый вопрос: почему террористические группировки сирийской оппозиции пытаются захватить позиции на Голанах, да еще крадут миротворцев ООН? Какой резон это делать, если это не имеет прямого влияния на ход вооруженного конфликта внутри страны?
Ведь совершенно понятно, например, почему шли бои за контроль над приграничным городком Аль-Ксейр. Здесь проходят транзитные пути из Ливана в Сирию, по которым осуществлялась помощь мятежникам. А пути через Голанские высоты из Израиля в Сирию заблокированы с 1974 года, и там работал только один КПП, через который мало кто передвигался.
Но еще в начале кризиса группы вооруженной оппозиции проникли в демилитаризованную зону длиной примерно в 25 километров на юге Голанских высот, подконтрольную миротворцам ООН, и сделали ее своим убежищем. В первое время боевики ограничивались провокационными обстрелами миротворцев, и обстановка на Голанах не считалась критической на фоне жестоких схваток в других районах Сирии. Активизация террористов в буферной зоне началась с весны сего года, когда мятежники понесли ряд серьезных поражений в других районах Сирии. Когда же правительственные войска заблокировали Аль-Ксейр, перерезав один из важнейших транзитных маршрутов, начались захваты заложников среди персонала ООН. В марте и мае 2013 года «Бригада мучеников Ярмука» брала в заложники группы филиппинцев, привлекая к себе внимание мировой общественности. Кроме того, начались ожесточенные атаки на сирийских пограничников, одна из которых даже позволила на короткое время взять под контроль единственный на Голанах КПП. Ситуация вокруг миротворцев настолько ухудшилась, что в конце мая правительство Австрии объявило о начале подготовки к выводу своих 377 военнослужащих с Голанских высот, объяснив это решение «неприемлемой» угрозой для жизни солдат, оказавшихся в зоне боев между сирийскими правительственными силами и отрядами оппозиции. Кроме того, об аналогичных мерах объявили Япония и Хорватия.
И хотя сирийские войска совместно с «Хезболлой» в целом восстановили контроль над районом, банды рассредоточились вдоль границы и, по всей видимости, готовятся навязать здесь изнурительную борьбу.
События на Голанах дали в руки сирийской стороны основания говорить о том, что Катар и Израиль сотрудничают с мятежниками. Это направление в сирийском конфликте начинает обрастать и детективными подробностями.
Перед принятием в Генассамблее ООН инициированной Дохой очередной резолюции по Сирии постоянный представитель САР Джафари заявил, что у него в распоряжении есть электронное письмо, в котором подтверждается, что спецслужбы Катара были вовлечены в похищения миротворцев на Голанах вооруженными боевиками. «Некто из Дохи в Катаре использовал катарский телефонный номер для связи с похитителями персонала ООН и инструктировал их, как себя вести, куда идти, что говорить и что делать в отношении похищенных. Это было подтверждено официальным электронным письмом сотрудника ООН в Дамаске в штаб-квартиру ООН», – сказал постпред РИА Новости. Это электронное послание, добавил Джафари, «было распространено на самом высоком уровне в ООН, начиная с генерального секретаря».
«К сожалению, после того, как я поднял этот очень тревожный и серьезный вопрос в своем заявлении, не было никакой реакции ни со стороны генерального секретаря, ни от его официального представителя», – сказал Джафари. Кроме того, постпред сообщил, что разговаривал на эту тему с заместителем генсека ООН по миротворческим операциям Эрве Ладсусом. «Он сказал, что не в курсе, но обещал провести расследование. А ничего до сих пор нет», – отметил сирийский дипломат.
«Катарская разведка полностью вовлечена в манипуляции с похищением персонала UNDOF на Голанах», – убежден постпред Сирии при ООН. По его словам, тому может быть множество причин.
«Во-первых, что для нас важно, у нас есть доказательства того, что вооруженные группы, действующие на Голанах, получают инструкции от катарской разведки. Во-вторых, вооруженные группы оккупируют Голаны и помогают Израилю. Если есть раненые террористы из этих вооруженных групп, Израиль им помогает, везет их в госпитали и возвращает обратно в зону разъединения».
«Когда мы связываем эти факты, то приходим к заключению о том, что Катар действует заодно с вооруженными группами и Израилем для достижения одной цели – дестабилизировать ситуацию в Сирии, подорвать безопасность персонала ООН и накалить ситуацию в демилитаризованной зоне между Сирией и оккупированной стороной Голан, где находятся израильтяне», – сказал Джафари.
В отношении катарской разведки должно быть проведено расследование со стороны ООН, так как под ее руководством боевики похищают персонал UNDOF, считает посол Джафари, «Израиль заинтересован в том, чтобы UNDOF ушли с Голан, а вакуум был заполнен вооруженными группировками».
Это похоже на правду: опорный террористический плацдарм, за которым прячется Израиль, в буферной зоне де-факто уже существует.
Сотрудничество Израиля с террористами становится все более и более явным. Помимо своей активности в буферной зоне, они исполняют и роль спецназа, ведущего разведку и подготовку авиационных ударов.
По мнению сирийских военных, нападение Израиля на сирийские военно-воздушные базы имело целью нанести ущерб сирийским ПВО и позволить самолетам Израиля атаковать Сирию, будучи не замеченными радарами. Кроме того, удары, нанесенные израильской авиацией по военным объектам в районе сирийской столицы в минувшем мае, были хорошо скоординированы с действиями боевиков ССА и исламистских террористических групп. Одновременно с авиаударами израильских ВВС район Джамрая был обстрелян из минометов со стороны оппозиционеров. Почти сразу после ракетных ударов боевиками была предпринята попытка прорыва из окруженной Дарайи в направлении района Меззе.
Координацию израильского авианалета с действиями боевиков подтверждают также данные самих бандформирований. ССА заявила об атаках против правительственных войск в ночь бомбардировки на 5 мая в районах Джобар и Барзе. В ту ночь боевикам удалось захватить несколько блокпостов и отрезать шоссе Дамаск – Сувейда. В ночь авиаудра зафиксирована активизация бандгрупп также и в удаленных пригородах Джейдет-Артуз и Забадани, где боевики совершили нападение на КПП Аль-Фахер. Столкновения продолжались несколько часов, были убиты 17 правительственных солдат. Все это было похоже на хорошо спланированную боевую операцию.
Втягивание Израиля в сирийский конфликт не могло не повлечь реакции Дамаска, и в ответ на неприкрытую агрессию правительство Сирии сделало неожиданный ход. Палестинское движение в Сирии получило неформальное разрешение участвовать в боевых операциях в районе Голанских высот.
Речь, прежде всего, идет о проправительственном движении «Народный фронт освобождения Палестины - Главное Командование» (НФОП-ГК). Представитель движения Анвар Раджа заявил, что в ближайшее время палестинцы приступят к подготовке атак против еврейского государства. Но первыми, на кого будет направлено оружие палестинцев, окажутся банды террористов, прячущихся в буферной зоне.
В связи с этими планами оказалась интересной реакция ООН.
Генеральный секретарь организации Пан Ги Мун недавно посетил РФ и обратился к В.Путину с просьбой увеличить участие в миротворческих операциях по линии ООН. Это было понято российской стороной однозначно: речь идет о Голанских высотах. Несколько позже Владимир Путин заявил, что Россия готова заменить на Голанских высотах миротворцев из Австрии, если в этом будут заинтересованы страны региона.
Но, видимо, в ООН существуют силы повлиятельнее Пан Ги Муна. Реакция официального представителя ООН была диаметрально противоположной просьбе генсека: «Мы признательны России за готовность направить свои войска на Голаны, однако соглашение о разъединении и протокол между Сирией и Израилем не допускает участия стран – постоянных членов СБ ООН в UNDOF», – сообщил официальный представитель всемирной организации Мартин Несирки, которого цитируют интернет-СМИ.
В российском МИДе увидели в этом шаге не более чем отговорку. «Здесь не надо ссылаться на ограничения 40-летней давности. Задачи поддержания мира и стабильности требуют иного политического мышления», - написал в своем микроблоге в Twitter замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов. Он добавил, что «если СБ ООН действительно озабочен напряженностью на Голанских высотах, направление туда российского военного контингента – это решение». И решать это должен Совбез, а не «споуксмен Генсекретаря ООН».
Надо понимать, что российские миротворцы оказались нежелательными в «голанском покере», который Запад разыгрывает совместно с Израилем. Прежде всего тем, что они могли бы навести в этой зоне порядок, который там кое-кому совсем не нужен. Несмотря на заявление заместителя главы МВД Израиля Фаины Киршенбаум о том, что её страна не будет препятствовать размещению российских миротворцев на Голанских высотах, неопределённость в этом вопросе сохраняется. Накануне замглавы МИД Израиля Зеев Элькин заявил, что участие российских миротворцев в операции на Голанских высотах не актуально из-за юридических трудностей. Так что, скорее всего, зону всё же будут продолжать превращать в резервуар для накопления террористической армии, особенно в случае окончательного решения США о вооружённой поддержке террористов в Сирии. Тем более что начавшаяся операция «Северная буря» по окончательному уничтожению бандформирований в районе Алеппо будет иметь те же результаты, что и операция в Аль-Ксейре: разгромленные террористы будут искать убежища. Похоже, такая «безопасная заводь» им готовится.
С учетом того, что ситуация в Турции, скорее всего, не позволит её властям продолжить активную помощь мятежникам, роль нового плацдарма возрастает. Ни Вашингтону, ни Брюсселю, ни Тель-Авиву нисколько не мешает правовой статус Голан как демилитаризованной зоны. На войне вопросы морали откладываются ими в сторону.
Вопрос заключается в другом – насколько верно рассчитан этот шаг? У Башара Асада не остается выбора, кроме уничтожения «осиного гнезда» на Голанах. Помощь в этом ему окажут бойцы «Хезболлы» и палестинского движения НФОП-ГК. Это серьезная сила с сильной мотивацией: буферная зона является сирийской территорией, за которую они готовы самоотверженно сражаться. Запад совместно с Израилем задумал рискованную для себя, но прежде всего для самого еврейского государства партию.