Применение Брюссельского соглашения от 19 апреля, подписанное сербским премьером Ивицей Дачичем и «косовским премьером» Хашимом Тачи, автоматически передающее юрисдикцию над всей территорией Косова и Метохии (КиМ) сепаратистской «Республике Косова», сербами Косова в очередной раз было отвергнуто как абсолютно неприемлемое. 6 июня 2013 г. состоялось объединенное заседание скупщин общин Косовска Митровица, Звечан, Зубин Поток и Лепосавич (север Косова). Резолюция заседания расценивает соглашение как нелегитимное на том основании, что оно предусматривает ликвидацию конституционного порядка и институтов Республики Сербии на территории КиМ и наносит вред сербскому народу. Попытки применить Брюссельское соглашение без его изменения в соответствии с правовой системой Республики Сербии, гласит Резолюция, поставят договор над действующей Конституцией, что станет актом открытого и внеправового насилия. Все, что требуют сербы Косова – это элементарное соблюдение законности, прежде всего Конституции Республики Сербии: «Нарушение Конституции Сербии не может и не смеет быть предметом договора с кем бы то ни было. Мы от всех требуем поведения в соответствии с действующим законодательством Республики Сербии».
Местные выборы, проведение которых Приштина назначила на осень, объявлены нелегитимными, поскольку легитимными являются лишь те, что проводятся по законам и назначаются соответствующими государственными органами Республики Сербии. В связи с этим сербы севера Косова в Резолюции призвали представителей всех политических партий, организаций и персонально представителей государственно-политического аппарата Сербии не принимать участия в подготовке и проведении незаконных выборов, которые по Брюссельскому соглашению должна организовать Приштина. Далее Резолюция извещает о Первом, конститутивном, заседании скупщины Автономного края Косова и Метохии, которое должно состояться в течение первой недели июля 2013 г. (1)
Декларация о формировании скупщины АК КиМ была принята на митинге в северной части Косовской Митровицы 22 апреля, петицию в пользу создания парламента АК подписали 15 тыс. чел. Формирование скупщины (парламента) АК КиМ осуществляется в соответствии с Резолюцией 1244 СБ ООН, гарантирующей территориальную целостность и суверенитет Республики Сербии, и Конституцией Сербии, согласно которой в составе РС действуют два автономных края – АК Воеводина (ее органы автономии оформлены и действуют в соответствии с конституционными полномочиями) и АК Косово и Метохия (автономные органы которого оформлены так и не были). Для защиты конституционного порядка Республики Сербии сербы КиМ самостоятельно приступили к институциональному оформлению Автономного края КиМ в составе Республики Сербии.
Правящая в Сербии коалиция, выполняя обязательства, вытекающие из Брюссельского соглашения, распустила сербские общины к югу от р. Ибр. Вместо них созданы некие «временные веча», подлежащие включению в Ассоциацию сербских общин, которая будет функционировать на основе законов «Республики Косова». Теперь уже бывший председатель общины Штрпце Звонко Михайлович указал на опасные для сербского национального корпуса в КиМ усилия Белграда по «разделению сербов, отстранению непослушных, подготовке ликвидации сербских институтов, отказу от своих граждан в пользу Хашима Тачи» (2). Такая же судьба может ожидать и действующие ныне сербские общины на севере. В связи с этим оформление АК КиМ (на законодательном и исполнительном уровнях) рассматривается как институциональный барьер на пути внеправового воздействия на сербов севера, включая местные органы власти.
Решимость сербов Косова стать на линию обороны законности и конституционного порядка ставит под угрозу американский геостратегический проект получения в безраздельное пользование герметично закрытой и «освобожденной от сербов» всей территории Косова и Метохии. Прежде всего, учитывая функционирование американской базы «Бонстил», которая, возможно, перейдет фазу интенсивного военно-оперативного использования, учитывая ощутимое поражение проамериканских сил в Сирии. В связи с этим Верховный главнокомандующий европейскими силами НАТО американский генерал Филипп Бридлав 7 июня заявил о том, что «силы НАТО окажут помощь в применении Брюссельского соглашения» (3).
Подразделение известной 525-й бригады Армии США к этому времени уже дислоцировано в Косово – на базе КФОР Ново Село (около г. Вучтрн). В задачи КФОР и ЕУЛЕКС входит закрытие границы между Сербией и северным Косовом и перекрытие альтернативных дорог (4) (построенных самими сербами в обход Приштинских КПП). Хашим Тачи, со своей стороны, выражает надежду на обеспечение свободы передвижения и срытие сербских баррикад (5), а «министр обороны Косова» Агим Чеку констатирует, что «теперь мы начнем интегрировать этих людей (север Косова – А.Ф.) в наш конституционный порядок… Тяжело лишь начало, т.е. тот первый шаг Сербии по выходу из Косова» (6). «Вице-премьер» Косова Эдита Тахири объявила о том, что сербская и косовская стороны пришли к соглашению о расформировании судебной системы на севере Косова к 1 сентября, а к 30 сентября – полиции (7).
При этом известно, что Приштина настаивает на том, чтобы после расформирования бывший сербский судебный и полицейский персонал для занятия соответствующих вакансий в полиции и суде Приштины проходил конкурс на общих основаниях. Однако настоятельным «пожеланием» Приштины являются «чистые биографии», т.е. «ненарушение законов Республики Косова» теми, кто хочет продолжить службу в ее госорганах. Тех, кто, по мнению Приштины, тем или иным способом нарушал ее законы, включая служащих судебно-полицейской системы Республики Сербии, насчитывается около 3 тыс. чел., их имена занесены в особые списки, амнистии в их отношении Приштина не объявила (8).
Сама Приштина предпринимает действия в нескольких направлениях: после неудачной попытки в связи с недостатком кворума 31 мая, 6 июня «парламент Косова» принял Резолюцию о защите прав албанцев Прешевской долины (три южные общины центральной Сербии – Прешево, Буяновац, Медвежья), которая, помимо прочего, включает пункты об отмене пошлин и других сборов на въезд в Косово и открытие Канцелярии по связи с Прешевской долиной в Приштине и Гнилане.
Армия Освобождения Косова (АОК), которой придан статус «армии, героически отстоявшей свободу албанцев от захватчиков-сербов» (правда, на исконно сербской земле – колыбели сербской цивилизации и государственности,) по-прежнему «неприкосновенна». Так, 7 июня Смешанная судебная палата (в составе судей европейской миссии верховенства права ЕУЛЕКС и албанских судей) вынесла приговор трем членам «Лапской группы» АОК за военные преступления против албанского населения (за преступления против сербского населения АОК, создается впечатление, освобождена априори). Обвиняемые получили от 3 до 6 лет (!), однако важно то, что прокурор ЕУЛЕКС Чарльз Хардвей подчеркнул: «Всем должно быть ясно, что на скамье подсудимых не находилась АОК, а лишь конкретные обвиняемые, их вина индивидуальна, а не коллективна» (9) (отметим, что Международный трибунал по бывшей Югославии выработал специальную внеправовую конструкцию – «совместное преступное деяние», или коллективную ответственность, которую применяет исключительно против сербов). 7 июня Судебная палата Основного суда Приштины освободила из-под стражи бывшего командира АОК, а ныне депутата от партии Тачи – Демократической партии Косова – Фатмира Лимая, обвиненного в военных преступлениях, совершенных в марте 1999 г. (включая преступления с особой жестокостью, совершенные в печально известном лагере Клечка). Против него проводилось два судебных процесса. В ходе последнего ни один из свидетелей, включая защищенных, не подтвердил свои первоначальные показания. Решающим на процессе стало слово одного из бывших главнокомандующих АОК Бислима Зурапи, который заявил, что в Клечке не было тюрьмы и ни Лимай,и ни кто-либо другой не имели полномочий задерживать гражданских лиц (10). Лимай после полугодового заключения в КПЗ вернулся в депутатское кресло «парламента Косова». Последние судебные процессы очевидно доказывают заинтересованность евроатлантического фактора в продолжении управления Косовом со стороны АОК, обеспечении контроля над краем, помимо КФОР/НАТО, силами подразделений, составленных также из АОК (Силы по безопасности Косова, Косовская полиция) и несомненную угрозу, которую АОК заключает в себе для сербского населения.
В действительности именно применение Брюссельского соглашения способно взорвать хрупкий баланс на юге Балкан. В ходе агрессии НАТО 1999 г. из КиМ были изгнаны 250 тыс. сербов, а тысячи приняли мученическую смерть от рук албанских террористов. Теперь от 50 тыс. сербов севера ожидается добровольная сдача в руки бывших командиров и боевиков Армии Освобождения Косова, ныне занимающих ключевые позиции в политической системе «Республики Косова» и согласие на ассимиляцию в крайне враждебном албанском окружении.