Внезапное обострение сразу в нескольких странах Ближнего Востока конфликта между представителями двух толков в исламе - суннитами и шиитами - заставляет предположить, что речь идёт не о стихийно вспыхнувшей вражде, а о целенаправленном разжигании искусственно созданных противоречий.
«Аль-Каида» целенаправленно взрывает шиитские святыни в Ираке и автобусы с паломниками из Ирана, провоцируя агрессию против суннитов (пока в основном безуспешно). Последние крупные теракты произошли 20 мая и 27 мая в Багдаде и его пригородах, населенных шиитами, когда погибло более 200 человек и было ранено 624. (1) Шииты в ответ стали принимать жёсткие меры. Это могло бы привести к эскалации конфликта (на что и надеялись организаторы провокаций), если бы правительство аль-Малики не пресекло волны насилия. Тем не менее американский Институт исследований войны уже пророчит, что вражда двух ветвей ислама может погрузить весь регион в кровавый хаос (2).
В Ливане происходят стычки между различными вооруженными группами, совершаются нападения на государственные объекты. Здесь главной мишенью атак «Аль-Каиды» объявлена шиитская «Хизбалла». Глава христианской ливанской партии «Левант» Родриго Хори в недавнем интервью сообщил, что «по призыву салафитского проповедника Ахмеда аль-Асира, который скрывается, множество салафитов выходят на улицы Ливана и угрожают христианам... а согласно исламскому вероучению, наказание для «неверного» возможно только одно - его смерть». (3) По его мнению, салафиты также хотят отомстить за 2007 год, когда ливанская армия подавила мятеж террористов-ваххабитов в лагере Нахр-эль-Баред. А в последнее время активность салафитов замечена в Сайде, где большое количество экстремистов находятся в лагерях палестинских беженцев.
В Сирии систематическим атакам подвергается наряду с правительством алавитское меньшинство (алавиты считаются одним из направлений в шиитском исламе).
Пожалуй, только в Иране поддерживается атмосфера терпимости между мусульманами, принадлежащими к различным толкам в исламе, - там суннитам можно спокойно молиться в шиитских мечетях, в целом сохраняется доброжелательность в отношении представителей других религий.
В разжигании конфликта между суннитами и шиитами большую роль играет 86-летний мусульманский богослов из Катара Юсуф Аль-Кардави, долгое время живший в США и входивший в руководство Исламского общества Бостона... Аль-Кардави считается одним из духовных наставников «Братьев-мусульман». По данным немецкого журнала «Шпигель», аудитория, которая смотрит передачу Аль-Кардави «Шариат и жизнь» на телеканале «Аль-Джазира», насчитывает 60 млн. человек. (4)
Аль-Кардави внушает, что Россия является врагом арабов и всех мусульман, попутно призывая к войне против существующего режима в Сирии и «Хизбаллы» в Ливане. 31 мая 2013 г., выступая в Дохе, Аль-Кардави заявил: «Все, кто может, кто умеет воевать, должны ехать. Я призываю мусульман идти и поддержать своих братьев в Сирии» (5).
ХАМАС, заявляющий о своей поддержке сирийских мятежников, оценил визит Аль-Кардави в Сектор Газа в мае 2013 г. как «очень важное и значительное событие», а лидер ХАМАС Исмаил Хания назвал Аль-Кардави «великим имамом современного ислама и великим имамом арабской весны». ФАТХ, напротив, отнёсся к визиту имама в Сектор Газа резко отрицательно, отметив, что он несет раскол палестинскому народу. Так и есть: противоположная реакция двух течений в палестинском движении на пропаганду Аль-Кардави – один из признаков такого раскола.
Известна нетерпимость Аль-Кардави по отношению к евреям: он считает, что государство Израиль не имеет права на существование, и отказался участвовать в межрелигиозной конференции в Дохе в апреле 2013 г. из-за участия в ней делегатов-иудеев.
Характерная деталь: в 2009 г. Аль-Кардави издал книгу под названием «Юриспруденция джихада», где он отказался признать обязанностью мусульман вести джихад в Палестине, оккупируемой Израилем, а также в Ираке и Афганистане, подвергшихся американской оккупации. И в то же время он призывает к «священной войне» в Сирии против правительства Башара Асада!
В последние дни развитие событий на линии суннитско-шиитского конфликта стало напоминать цепную реакцию. Вскоре после выступления Аль-Кардави в Секторе Газа главный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдул Азиз публично поддержал тезис катарского шейха о том, что «Хизбалла - это партия Сатаны». Через неделю группа мусульманских клириков в Йемене выступила с фетвой, призывающей к «защите угнетенных» в Сирии, а затем Сауд аль-Шураем в Великой мечети в Мекке провозгласил, что все верующие обязаны поддержать сирийских повстанцев «любыми средствами».
По данным американского журнала Foreign Affairs, в Сирии с начала конфликта в боевых действиях приняло участие пять тысяч боевиков-суннитов из более чем шестидесяти стран! Если цифра верна, то это значит, что Сирия стала второй после Афганистана мусульманской страной, где против существующей власти воевало бы такое количество наёмников-иностранцев из числа мусульман.
Возвращаясь к деятельности катарского проповедника в тот период, когда он находился в США, будучи членом руководства Исламского общества Бостона, стоит напомнить, что еще в 1995 г., выступая перед группой арабской мусульманской молодежи в штате Огайо, этот глашатай джихада заявил: «Мы завоюем Европу, мы завоюем Америку!»… (6)
Поневоле начинаешь задумываться над словами известного мусульманского учёного Имрана Назара Хосейна (Imran Nazar Hosrin) (7), который недавно посетил Москву и который рассматривает наблюдаемый сейчас всплеск насилия между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами как осуществление некоего генерального плана, приведённого в действие зловещими, по выражению этого учёного, силами.