В последнее время официальная Варшава и стремящийся действовать неофициально Стокгольм, предприняли ряд шагов, направленных на закрепление успехов на Востоке с целью приобретения новых козырей для предстоящего в ноябре 2013 года саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, посвященного выработке единой политики европейских стран на Востоке. Согласно заявлению представителя ЕС по иностранной политике и политике безопасности Кэтрин Эштон, этот саммит станет «серьезным поводом поговорить об углублении отношений» ЕС и стран-членов «Восточного партнерства». В пользу этого говорит и то, что его планируют посетить главы всех стран, входящих в Евросоюз.
«Восточное партнерство», инициированное Вашингтоном и Брюсселем, появилось с подачи Варшавы и Стокгольма вскоре после провала грузинской агрессии в Осетии. Фактически оно стало своеобразным продолжением ГУАМ, продемонстрировавшего в августе 2008 года свою военно-политическую несостоятельность. Участие Белоруссии и Армении (в ГУАМ не входивших) – попытка своеобразного «реванша» за военно-политическое поражение Грузии. Можно говорить о «Восточном партнерстве» как одном из инструментов энергетического колониализма, превращения России в сырьевой придаток Запада, «вытеснения» на северо-восток Евразийского континента и создания «санитарного» Черноморско-Балтийского энергоколлектора вдоль ее границ. Недаром «многие в России считают, что «Восточное партнерство» – это своеобразная «калька» с концепции Адольфа Гитлера о «расширении жизненного пространства» на Восток».
Главные «операторы» проекта на севере – Швеция, на западе – Польша, на юге – натовская Турция. За Польшей с ее «неосарматизмом» и симпатиями католиков закреплены Украина, Белоруссия и Молдавия. За Турцией с ее «неотуранизмом» – Азербайджан, Грузия, Армения (отчасти и среднеазиатские республики – неофициально, через личные бизнес-интересы в Анкаре тамошних правящих лиц, как это имеет место, например, с Киргизией). Скандинавы при поддержке международных структур типа Фонда Сороса плотно интересуются Карелией, Кольским перешейком, островами Финского залива, их минеральными и лесными ресурсами, а также противодействием планам России в Арктике.
Северный. Куратор - Швеция, действующая через Финляндию, удобно расположенную рядом с «северной столицей» Петербургом. Работа осуществляется с использованием следующих инструментов:
а) шведоязычных граждан Финляндии, тесно связанных с политической элитой Финляндии - чиновниками, открыто высказывающими антироссийские, реваншистские взгляды, типа Микаэля Стюршё (Mikael Storsjo), покровителя террористического сайта «Кавказ-Центр» и председателя правления ассоциации «Pro-Caucasus», осужденного за нелегальную переправку десятков террористов, включая родственников Басаева;
б) медиаструктуры, наподобие расположенного в Швеции веб-центра сайта «Кавказ-центр» (здесь же действовал до переноса в Финляндию в 2004 году и сам сайт, официально признанный ООН террористическим ресурсом) и антироссийски настроенных финских медиаактивистов (Kerkko Paananen, Ville Ropponen, Esa Makinen, Jukka Malonen и др.), поддерживающих «белоленточную оппозицию» России;
в) общественные структуры вроде зарегистрированной в Швеции ассоциации «Pro-Caucasus», «Финско-российского гражданского форума» (Finrosforum, Suomalais-venalainen kansalaisfoorumi), ориентированных на США «правозащитных» Хельсинкской группы, Amnesty International и т.д.
С северного направления, напрямую граничащего с Россией через Финляндию (откуда по схожей кальке «экспорт революции» и денег на нее от американских и европейских банкиров шел и до 1917 года), идет финансирование и имеет место попытка объедения всех антироссийских сил в Европе и самой России – от чеченских террористов, которым организован «турецкий транзит», до разношерстной «белоленточной» оппозиции (сторонников Немцова, Навального, Лимонова, Каспарова и т.д.).
Западный. Польша, не имеющая прямой границы с Россией (за исключением калининградского анклава), действует по периметру широкой геополитической «дуги». От Калининграда на севере (уже именуемого варшавскими дипломатами «Крулевцем» - на официальном сайте Генконсульства Польши) через Белоруссию и Украину, рассматриваемые потенциально «своими» территориями на востоке, до Крыма на юге.
На украинско-молдавском направлении амбиции Варшавы, взявшей курс на создание четвёртой Речи Посполитой и имеющей свое видение будущего земель правобережной Украины, во многом совпадают с румынскими и венгерскими. Католическая Польша фактически координирует свою политику с единоверной Венгрией, т.к. их точка зрения по ряду позиций совпадает и взаимодополняет друг друга, позволяя вырабатывать совместную стратегию. На белорусском направлении нечто подобное (с рядом оговорок) имеет место с латышами и Литвой, включая поддержку через Скандинавию прозападной оппозиции в Минске, находящей понимание у «белоленточников» и симпатизирующих им чиновников в России.
В первой половине 2013 года Европейский совет по международным отношениям (ECFR), являющийся «фабрикой мысли Евросоюза», проводящей анализы по внешнеполитическим аспектам и безопасности, отметил Польшу в пяти областях внешней политики. Польша признана лидером по реализации совместных проектов в рамках НАТО и Совместной политики безопасности и удостоена похвалы за политику (визовую) в отношении России, Украины и Молдовы, а ее внешняя политика - за «наибольшую активность по демократизации» Белоруссии. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский по итогам обсуждения реализации программ «Восточного партнерства» на заседании глав МИД стран ЕС в Брюсселе сообщил (18.02.2013), что восточная политика его страны сопровождается многочисленными успехами, заявив: «Обратите внимание на то, что с нашими восточными партнерами мы говорим про договоры об ассоциации, а не про войны. На сегодняшний день «Восток» — это место, где Европа ведет успешную политику. Остается лишь эти успехи закрепить в виде двусторонних договоров».
Южный. На юге Варшава действует в унисон с Анкарой, поскольку симпатии татарского населения Крыма к натовской Турции способствуют взаимопониманию местных тюрок с натовской Польшей. В 2013 году в Варшаве прошел ряд мероприятий, например пресс-конференция по защите прав крымских татар, участие в которых, наряду с председателем Союза польских татар Селимом Хазбиевичем, руководителем отдела внешних связей крымско-татарского меджлиса Али Хамзиным и др., приняли влиятельные польские политики вроде Леха Валенсы и экс-министр внутренних дел страны Ядвиги Хмеловской. Ранее в Симферополе были открыты пункт по оформлению виз и Генеральное консульство Республики Польша, демонстрирующее сегодня заметную активность в общественной и культурной жизни автономии и Севастополя, особенно в части сотрудничества с крымско-татарским меджлисом и дискредитации русского движения. При этом Польша стала вторым государством после России, чьё консульство в Крыму получило статус генерального.
Из Турции через Финляндию и ее граждан со шведскими корнями налажен транзит экстремистов, разжигающих пламя сепаратистского джихада в «южном подбрюшье» России (включая террористов т.н. батальона чеченских смертников Шамиля Басаева «Риядус-Салихин»). Скандинавы координируют с турками действия и в медийной сфере. Например, из Турции в Финляндию прибыл веб-администратор сайта террористов «Кавказ-центр» Ислам Мациев. С турецкой стороны действует организация Басаева фонд ИТТ (IHH), собирающая средства в Турции, Дубаи, США, Англии и Франции для финансирования международной террористической сети «Имарата Кавказ», чьим рупором является «Кавказ-центр» (официальный представитель в Турции Муса Итаев, в Финляндии - Ислам Махаури, брат Рустама Махаури – «министра обороны Имарата Кавказ», личного телохранителя Доку Умарова и представителя террориста Али Тазиева («Магас»).
Уровень проведенного в Вашингтоне в конце июня 2013 года в здании одного из старейших и авторитетных «мозговых центров» США фонда «Наследие» (Heritage Foundation) мероприятия, посвященного будущему Евразийского союза и «защите жизненно важных интересов в этой сфере США и их союзников», с участием дипломатов, ученых, аналитиков свидетельствует – западные стратеги уже не скрывают, что опасаются и пристальнейшим образом следят за происходящим на постсоветском пространстве. Причем делают это не сложа руки, а активно формируя собственный инструментарий противодействия возрождению и интеграции Евразийского пространства.