Украина - ЕС: игра с нулевым результатом для Киева (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Один из пунктов повестки дня проходившей 9-12 сентября в Страсбурге осенней сессии Европарламента был сформулирован предельно откровенно: «Давление, оказываемое Россией на страны «Восточного партнёрства» (в контексте предстоящего саммита "Восточного партнёрства" в Вильнюсе»). [1] Обсуждение этого вопроса было поставлено в один ряд с дискуссией о внутриполитической ситуации в Белоруссии. [2] Евросоюз в последние месяцы всё более энергично разыгрывает «украинскую карту», и среди главных игроков по традиции выступают Германия и Польша - государства, сыгравшие, мягко говоря, неоднозначную роль в истории Украины…

Новый раунд маневров ЕС вокруг Киева стартовал с прошедшего в конце августа экстренного заседания комитета по иностранным делам Европарламента. Оно было посвящено «обострению» торговых отношений между Украиной и Россией. В Брюсселе даже заговорили о «торговой войне» Киева и Москвы, в которой ЕС должен безоговорочно поддержать Украину. Ситуацию в треугольнике «ЕС – Украина - Россия» обсудили на своем заседании даже представители стран Вишеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия).

В Европе можно сейчас услышать обвинения Москвы в чём угодно: то в стремлении восстановить контроль над Украиной а-ля СССР, то в намерении отторгнуть у нее Крым, то в попытках столкнуть между собой украиноговорящий запад и русскоговорящий восток единой страны. В какой-то момент апофеозом этих обвинений стала позиция, занятая рядом политиков в Польше, скандинавских странах и некоторых других государствах ЕС по поводу проекта сооружения газопровода «Северный поток». Вместо того, чтобы приветствовать возможность не зависеть впредь в плане энергопоставок от украинских транзитеров, в Европе заговорили об «энергетическом империализме» то ли «Газпрома», то ли России, то ли лично Владимира Путина.

Новым и еще более сильным искушением для ЕС стали возникшие в середине августа таможенно-процедурные проблемы в торговых взаимоотношениях Украины и РФ. Понятно, что такие ветераны антироссийских геополитических баталий, как председатель комитета Европарламента по иностранным делам немец Элмар Брок и его коллега-европарламентарий поляк Яцек Сарюш-Вольски не могли пройти мимо столь лакомой фактуры. В своем совместном обращении они призвали ЕС защитить Украину от России. «Блокируя импорт из Украины, Россия разворачивает торговую войну с Украиной. Давление возрастает, чтобы удержать Украину от подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС», - заявили Брок и Сарюш-Вольски. [3]

Всё же насколько обвинения двух европарламентариев соответствуют элементарному здравому смыслу? Действительно, российские власти 14 августа временно ужесточили таможенный режим на границе с Украиной, но сделали это в строгом соответствии с нормами самого же Евросоюза. Грузы теперь досматривают, а сомнительные образцы берут на дополнительную экспертизу - в тех случаях и объемах, в каких это делается в странах-членах ЕС.

Логика понятна. Ведь в случае, если Украина действительно подпишет Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, Россия больше не сможет рассматривать ее как привилегированного торгового партнера. А значит, на Украину распространится та же практика, которая существует в торгово-экономических отношениях Москвы и Брюсселя.

Об этом, кстати, заранее проинформировал европейскую общественность советник президента России Сергей Глазьев. По его словам, речь идет о профилактических мероприятиях, связанных с «подготовкой изменений режима таможенного администрирования, в случае если Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС».

Сегодня Россия и Украина связаны теснейшими хозяйственными узами, которые развиваются отнюдь не по законам и нормативам Евросоюза. И в случае одностороннего изменения данной ситуации Киевом и Брюсселем Москва будет вынуждена пересмотреть соответствующие процедуры. Понятно, что это будет отнюдь не в интересах самой Украины и украинских производителей и покупателей. Ведь ситуация складывается таким образом, что, хотя большая часть внешней торговли Украины приходится на Россию, Евросоюз пытается любой ценой Украину от России оторвать. И тем самым нанести украинской стороне социально-экономический ущерб в виде, прежде всего, роста безработицы и углубления кризиса.

В настоящий момент в Евросоюзе различимы, по крайней мере, три группы лоббистов, проталкивающих идею заключения соглашения с Украиной, исходя из собственных интересов.

Первая группа - это ведущие корпорации стран-членов ЕС, пытающиеся в условиях финансово-экономического кризиса найти новые рынки сбыта. Именно потому договор о создании зоны свободной торговли с ЕС станет для Украины исключительно невыгодным: ведь ей придётся открыть свои рынки для европейской продукции, но сама она на рынки Евросоюза автоматически допущена не будет, ведь украинская продукция пока формально не соответствует большинству европейских норм качества.

Вторая группа, столь же заинтересованная в реализации программы «Восточное партнёрство» - это брюссельская бюрократия. Здесь задают тон комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле и внешнеполитический эмиссар Евросоюза Кэтрин Эштон. В 2014 году пройдут выборы в Европарламент, после которых будет сформирован новый состав Еврокомиссии, и «пристегивание» Украины к ЕС стал бы для нынешних евроко-миссаров весомым аргументом в пользу их переизбрания.

 Третья группа лоббистов программы «Восточного партнёрства» – это проамериканское и одновременно антироссийское лобби в странах ЕС, благодаря которому, собственно говоря, и появилась данная программа. Главными действующими лицами этого лобби являются министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски, его шведский коллега Карл Бильдт и вышеупомянутый Элмар Брок.

Здесь нелишне напомнить, что наиболее амбициозные проекты «обустройства» восточноевропейского региона традиционно принадлежали польским политикам. В период между Первой и Второй мировыми войнами тогдашний польский лидер Юзеф Пилсудский вынашивал идею создания Междуморья – конфедеративного государства, которое бы объединяло Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию и простиралось от Балтики до Черного моря. Подобная конфедерация, считал Пилсудский, должна служить возрождению традиций Речи Посполитой и препятствовать распространению на все названные страны влияния Советской России. (Ныне те же идеи отстаивают крайние националисты из Всеукраинского общественного объединение «Свобода» [4].) А ещё в 60-е годы находившийся в эмиграции польский публицист Ежи Гедройц выдвинул «план УЛБ», предусматривавший отрыв от Советской России Украинской, Литовской и Белорусской ССР, превращение их независимые, антироссийски ориентированные государства и создание из  них буфера между Польшей и Россией [5].

Подобные проекты, которые в определенной степени можно считать предшественниками «Восточного партнёрства» – в том виде, как оно представляется антироссийским силам в ЕС – в свою очередь имели параллели в концепциях, разрабатывавшихся в Германии и Австрии. Они восходят, в частности, к созданной в начале XX века Фридрихом Науманом концепции «Срединной Европы». Последняя понималась как совокупность германских земель, призванных войти в «полную экономическую зависимость от Германии» [6] и охватывала Австро-Венгрию и значительные части соседних государств.

Стремление инициаторов программы «Восточное партнёрство» максимально усилить её антироссийский вектор нашло отражение ещё в документе, обнародованном в Брюсселе 3 декабря 2008 г. и озаглавленном «Сообщение Европейской комиссии для Европейского парламента и Европейского совета. Восточное партнёрство». В нем основной задачей программы провозглашалось выполнение решений чрезвычайной сессии Европейского совета, потребовавшей «подать более чёткий сигнал относительно обязательств ЕС в связи с конфликтом в Грузии и его последствиями в более широком масштабе».  Этот документ закреплял также важную роль «Восточного партнёрства» в том, что касалось реализации проектов транспортировки энергоресурсов в страны Евросоюза без участия России, с привлечением стран Центральной Азии. [7].

Как видим, в геополитических и энергетических проектах Евросоюза  Украине отводится далеко не первостепенная роль. Что же касается громких обвинений в адрес России, якобы имеющей намерения развернуть против Украины «торговую войну», то здесь мяч, как принято говорить, находится как раз на западной половине поля. Именно там,  в том числе на пространстве самого Евросоюза,  разворачиваются сегодня подобные войны.

В общем, ратуя на словах за интересы Украины и всеобщего «торгового мира», господа Брок, Сарюш-Вольски и их единомышленники в очередной раз пытаются втянуть Евросоюз, Вишеградскую группу и другие структуры в сомнительные политические игры, не имеющие отношения к подлинным экономическим интересам европейских стран  и народов.

(Окончание следует)


[1] http://www.europarl.europa.eu/plenary/en/home.html#
[2] http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+REP…
[3] http://www.unian.net/news/590760-es-doljen-zaschitit-ukrainu-ot-rossii-…
[4] http://www.svoboda.org.ua/pro_partiyu/prohrama/
[5] Горбаневская Н. Гедройц, «Культура», Украина // Новая Польша. 2005. № 9.
[6] Подробнее см.: Naumann F. Mitteleuropa. Berlin, 1915.
[7] http://ec.europa.eu/external_relations/eastern/docs/com08_823_ru.pdf