Новая ситуация в треугольнике ЕС – Украина – Россия

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Решение украинского руководства сделать паузу в галопирующей евроинтеграции и приостановить планировавшееся на конец ноября подписание Соглашения (Соглашение) об ассоциации между Украиной и ЕС вызывало бурную реакцию как в самой Украине, так и в Европейском союзе. Однако, что более важно, новая ситуация выявила целый ряд проблем, влияющих на отношения в треугольнике ЕС – Украина - Россия.

И самое главное – стало совершенно ясно, что, несмотря на все заверения Брюсселя о том, что Соглашение об ассоциации имеет сугубо техническое значение и связано с экономикой, а не с геополитикой, это оказалось не так. Европа взялась играть в большую геополитическую игру и потерпела провал…

Нервная реакция чиновников ЕС на позицию официального Киева показала, что экономика была последним делом, о котором думали, подталкивая Киев к подписанию Соглашения. Происходящее на Украине (так называемые евромайданы) являются тому лучшим подтверждением. Они больше напоминают «фальстарт» тщательно подготовленных протестов, которые планировалось организовать на президентских выборах 2015 года. То, с какой оперативностью собрались люди на площадях, насколько они были готовы и технически (палатки, еда, лозунги, наглядная агитация), и технологически (оперативная координация действий протестующих через социальные сети, ведение прямых трансляций их точек протестов в первые же секунды), говорит о многом. Активное включение в освещение этих протестов телеканала «Евроньюс» не оставляет сомнений в том, какова роль в этих событиях Брюсселя.

Неожиданно оперативно подключились к публичной поддержке «протестующих» и европейские политики. Глава комитета по иностранным делам Э.Брок и докладчик по Украине Я.Сариуш-Вольски в своём заявлении подчеркнули, что «мы настоятельно предостерегаем украинские власти от применения силы против мирных демонстрантов. В противном случае могут наступить серьезные последствия», и в тот же день депутат Европарламента П.Коваль вылетел со срочным визитом в Украину. Среди его планов - встретиться с представителями власти и оппозиции, а также принять участие в протестах на Майдане. Чуть ранее, 25 ноября, официальное заявление сделала Европейская народная партия. Ее президент Д.Доль «призвал президента Януковича уважать европейский выбор украинского народа и немедленно выполнить необходимые критерии для подписания Соглашения об ассоциации в Вильнюсе». Если это не ультиматум, то тогда что? Или подобную риторику предлагается теперь считать «диалогом партнёров»?

Интересно, что ссылки на «европейский выбор народа» становятся все более частыми и аргументируется это масштабами акций протеста, проходящих в Киеве. Между тем 22-23 ноября «выбор народа» представляли лишь 1500 человек в Киеве (почти 4-миллионный город), а якобы 100 тысяч участников протестов 24 ноября (о чём твердит украинская оппозиция) даже по самым смелым подсчётам свелись к количеству самое большее 20-25 тыс. человек. Поэтому оставим фантазии о «европейском выборе народа» журналистам.

Второй проблемой стало то, что ЕС оказался совершенно не готов к содержательной дискуссии по положению дел в экономике Украины, которое значительно осложнилось как раз ввиду возможного подписания Соглашения. Это видно по тому непониманию, с которым европейцы встретили просьбы Киева о компенсации потерь, которые понесла Украина от ухудшения экономических отношений с Россией.

Буквально накануне срыва подписания Соглашения начали появляться тезисы о том, что Киеву нужно помочь финансами, иначе никакой евроинтеграции просто не будет. Об этом говорили и европарламентарии, и экономисты. Бывший президент Польши А.Квасьневский, который последний год почти безвыездно провел на Украине и пытался решить проблему «дела Тимошенко», тоже «внезапно прозрел»: «Европейский союз должен понять, что эта битва является гораздо более серьезной, чем вопросы европейского бюджета или наших возможностей. Это то, что должно быть с западной стороны, то есть подготовка пакета экономической помощи, например сколько кредитов мы можем предоставить и при каких условиях».

Интересны упомянутые тут «европейский бюджет» и «возможности»: судя по всему, в высших эшелонах европейского политического бомонда дебатируется тема предоставления Киеву масштабных кредитов и всё упирается в конкретные финансовые возможности самого ЕС, изрядно ограниченные. Ещё один бывший президент Польши Л.Валенса обезоруживающе признает: «Евросоюз недостаточно силен, чтобы протянуть Украине руку помощи».

Не усиливают позиции Евросоюза в переговорах с Украиной и заявления ведущих рейтинговых агентств. Например, агентство Bloomberg считает, что финансовые риски Украины ощутимо снизились благодаря отказу от заключения Соглашения об ассоциации с Брюсселем. Важная оценка. О том же говорят и представители французского банка Societe Generale.

Впрочем, рискнём предположить, что главный просчет ЕС на пути втягивания Украины в политическую ассоциацию и в зону свободной торговли состоял в том, что Европа попыталась полностью проигнорировать интересы России. И не просто проигнорировать, но списать ее со счетов как несущественного геополитического игрока. ЕС почему-то посчитал, что Россия не захочет отстаивать свои экономические и геополитические интересы на постсоветском пространстве.

На этом фоне попытки Брюсселя оказывать давление на Россию с целью «прекратить давление на Украину» фактически являются призывами к Москве прекратить защищать свой рынок от угроз ассоциации между Украиной и ЕС. Евросоюз тем самым фактически настаивает на том, что Россия должна оплатить Соглашение об ассоциации с Украиной из своего кармана.

Позиция явным образом неконструктивная и бессмысленная, поскольку уже сейчас совершенно понятно: попытки ЕС действовать на постсоветском пространстве явочным порядком, игнорируя присутствие на нем России и ее интересов, бесперспективно. Более того, эти попытки обходятся Западу значительно дороже, чем он бы того хотел, как в экономическом, так и политическом смысле.

Не существует совершенно никаких реальных предпосылок к тому, чтобы Россия пошла на уступки Западу в целом, в его как геополитических, так и экономических амбициях. И уж тем более Россия не собирается тешить амбиции Европы за счет экономической эффективности Таможенного союза и его членов.

Более того, при здравом размышлении несложно отметить очевидный факт: именно жесткая позиция РФ, направленная на максимально эффективную защиту своего рынка и интересов стран Таможенного союза, и запустила ту цепочку процессов, которая привела к нынешней ситуации.

Интересно то, что именно этой жесткой позиции Кремля Киев обязан тем, что Европа начала идти на уступки, которые еще полгода назад казались невозможными. Например, практически была снята с повестки дня проблема «дела Тимошенко», Евросоюз начал реально рассматривать возможности кредитования Украины и т.д. Возможно, в какой-то момент это Соглашение действительно перестанет быть договором о добровольной сдаче политических и экономических интересов Украины во имя некой абстрактной «евроинтеграции» и превратится в нормальный документ. Но парадоксальным образом, это больше заслуга Москвы, а не Киева.

Между тем активные мероприятия по защите рынка ТС подталкивают Киев к еще одному очевидному факту: с сугубо экономической точки зрения интеграция с ЕС (в т.ч. через механизмы ЗСТ) явно проигрывает ТС, где уже налажены кооперационные связи и где украинские товары имеют масштабный рынок сбыта.

Учитывая уровень реальной глубокой промышленной кооперации между Украиной и РФ, а также привязку её экономики к рынку ТС, задача Киева – вступлением в ТС просто формализовать существующую со времён общего Союза фактическую интеграцию между Украиной и Россией.

ЕС понимает эту угрозу и будет делать все, дабы не допустить сближения Украины с ТС ни в ближайшей перспективе, ни в отдаленном будущем. Важным шагом на этом пути для ЕС стало бы смягчение позиции России по защите своих экономических интересов, и ЕС будет этого добиваться всеми возможными путями. И саммит в Вильнюсе станет тут важным символическим моментом. Как сказал недавно президент Польши Б.Коморовский: «Демократическая политика ЕС проиграла эту битву имперской политике России. Евросоюз должен сделать из этого выводы». И можно не сомневаться, что выводы будут весьма активными.

В тоже время, хотя та же Польша и прибалтийские страны готовы активно «воевать» с Россией за Украину, страны старой Европы смотрят на этот процесс значительно более сдержанно. А поскольку именно они являются основными донорами бюджета ЕС, то их голос качественно более весом при принятии окончательных решений. Скорее всего, они с большей рассудительностью подойдут к решению вопроса с Украиной и будут готовы к более предметной дискуссии как с Киевом, так и с Москвой.