Очередное заседание Совета национальной безопасности Польши 1 декабря 2013 года президент страны Бронислав Коморовский посвятил ситуации на Украине. Варшава заявила, что она разработает новую стратегию в отношении Украины применительно к «поствильнюсской реальности» и продолжит усилия, направленные на достижение целей проекта «Восточное партнёрство»...
Правящая партия «Гражданская платформа» («ГП») Дональда Туска, как и оппозиционная ей партия «Право и справедливость» («ПиС») Ярослава Качиньского, поддерживают евромайдан, и каждая из них старается быть в этом деле первой. Бросается в глаза, что единого мнения о стратегии, которой следует придерживаться в украинском вопросе, у польских политиков нет. СМИ уже окрестили это явление «польско-польской политической войной». Оно служит локальным отражением общей растерянности Запада, вставшего перед необходимостью срочно уточнить свою политику на украинском направлении… Дело в том, что Запад застрял на полпути, так и не завершив масштабный геополитический проект по окружению евразийского центра силы (России) недружественными режимами.
Слова Б. Коморовского о «поствильнюсской реальности» - это признание первого ощутимого поражения Запада на восточноевропейском направлении, столь важном и чувствительном для Польши. Расширение любой евроинтеграционной структуры на восток, будь то НАТО или ЕС, всегда воспринималось в Варшаве как успех польской дипломатии. А теперь из «Восточного партнерства» выпали сразу два звена - Армения и Украина. И пусть из официальной риторики Еревана и Киева тезисы о важности евроинтеграционного вектора в их экономике и политике никуда не исчезли, Запад понял, что вслед за присоединением Армении к Таможенному союзу и отказом Украины подписать Соглашение об ассоциации с ЕС проект «Восточного партнёрства» приказал долго жить.
«Наша роль – не допустить, чтобы большая игра за будущее Украины закончилась трагическим финалом. Решение президента Януковича нам не нравится», – подчеркнул премьер-министр Польши Дональд Туск. Однако не нравится и другое - радикализация евромайдана и появление физиономии Я. Качиньского под красно-чёрными флагами Украинской повстанческой армии (УПА), в годы войны уничтожавшей поляков по национальному признаку. В Польше понимают: в Европу больше всего хотят почитатели Бандеры и потомки тех, кто резал польское мирное населении на Волыни в 1943 году. Понимая это, поляки боятся повторения ошибок 2004 года, когда активная поддержка Варшавой «оранжевой революции» обернулась для Польши существенным ущербом: окончательно испортились отношения с Россией, а новая украинская власть взялась за героизацию ОУН-УПА.
Эксцентричный Януш Паликот, лидер карманной политической партии «Движение Паликота», критикуя Я. Качиньского за поддержку киевского евромайдана и напоминая о роли бандеровцев в казнях мирных поляков, говорит: «Евросоюз лишает нас национальной идентичности, наследия и земли… Зачем председатель «Права и справедливости» желает столько зла украинским братьям-карателям?»
Евродепутат Януш Войцеховский, напротив, охарактеризовал министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, критиковавшего выступление Я. Качиньского на евромайдане, как «обезьяну с бритвой». Вслед за ним пресс-секретарь «ПиС» Анджей Дуда назвал Р. Сикорского «дилетантом в международных делах».
Присутствие рядом с Я. Качиньским в Киеве представителя «Гражданской платформы» Яцека Протасевича – это попытка придать акции поддержки евромайдана надпартийный характер. Впрочем Я. Качиньский вынужден искать симпатий улицы, а у Б. Коморовского есть другие возможности, и одна из них – сесть за стол переговоров с В. Януковичем. Рано или поздно польский президент этой возможностью воспользуется. Из уст его окружения уже звучат слова о целесообразности сотрудничества со всеми политическими силами на Украине, в том числе с В. Януковичем. Варшава не может допустить, чтобы на украинских президентских выборах 2015 года победил кандидат, который поставит под вопрос польское присутствие на Украине.
Тот же Дональд Туск предрёк Польше сложные времена, когда она будет вынуждена «играть в Европе на нескольких фортепиано», выстраивая при этом отношения и с украинской властью, и с украинской оппозицией. Пока, правда, Варшава налаживает отношения только с оппозиционерами. Недавняя встреча Р. Сикорского с Виталием Кличко и представителями прозападных украинских НПО - тому свидетельство.
Детали новой стратегии в отношении Украины, о разработке которой заявили в Варшаве, огласке не предаются. Трезвые голоса призывают поддерживать митингующих дипломатически, но не оказывать на Киев беспардонного политического давления, не участвуя в десантах западных политиков, решивших вдруг нагрянуть на евромайдан. Тем более что осложнение вопроса с поставками российского газа на Украину рикошетом ударит по Польше.
Удастся ли Польше удержаться в украинском вопросе на узком пространстве между интересами Евросоюза, США и собственными интересами? Непонятно. Пока вместо гармоничной «игры на нескольких фортепиано» мы слышим из Варшавы европейскую какофонию, слова о «польско-польской политической войне» и видим, как осуществляется массированный пропагандистско-дипломатический натиск на президента В. Януковича.
Фото: Голос России