Мюнхенская конференция по безопасности – уникальная площадка, лаборатория мировой политики. Раз в год на неё съезжаются высокопоставленные политики, главы международных организаций, дипломаты, эксперты по безопасности. Обязательных решений конференция не принимает, и в этом смысле Мюнхенская конференция наших дней – антитеза конференции в том же Мюнхене в далеком 1938 году, когда Запад дал Гитлеру карт-бланш на аннексию Чехословакии… Исторических параллелей в западной прессе старательно избегают, да и у конференции теперь другой адрес - отель Баварский двор. Но иногда вспоминают, что отсюда меньше километра до Королевской площади, где находится выстроенный нацистами Führerbau – дом фюрера. Именно здесь главы правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии подписали договор, который в немецкой историографии именуют Мюнхенским соглашением или Мюнхенским миром, в России – Мюнхенским сговором, в Чехословакии - Мюнхенским диктатом. Сейчас в историческом здании - Высшая школа музыки и театра. Конечно, перемена символичная; но так ли глубока пропасть, разделяющая те времена и день сегодняшний?
Прошедшая 31 января – 2 февраля Мюнхенская конференция по безопасности была юбилейной, 50-й по счёту. Поначалу, правда, это ежегодное мероприятие носило совсем иной характер - проводилось в формате закрытого совещания по военным вопросам с участием западных политиков и представителей ВПК. Широкому освещению в прессе дискуссии в этом кругу лиц не подлежали. Превращение в открытую дискуссионную площадку происходило постепенно в 1990-е годы, а после 1999 года на конференцию стали приглашать гостей из стран Центральной и Восточной Европы, Индии, Китая. Теперь в Мюнхен приезжает и целая гвардия журналистов.
Не менее важная традиционная особенность Мюнхенской конференции – острая актуальность. Еще за месяц до ее открытия, когда повестка дня была уже в общих чертах сформирована, в ней отсутствовала тема, которая в конечном счёте стала лейтмотивом юбилейной конференции: «Глобальная сила и региональная стабильность: Центральная и Восточная Европа в фокусе». В центре этой темы – Украина, что, надо сказать, было весьма на руку американцам, так как отодвинуло на задний план тему разоблачения масштабов и характера деятельности американской разведки против европейских союзников. Отдадим должное хозяевам конференции: они не сняли с обсуждения щекотливую тематику, да это было и невозможно, учитывая колоссальный резонанс в немецком обществе, вызванный разоблачениями Э. Сноудена. Кстати, одним из застрельщиков разоблачений выступил влиятельнейший немецкий еженедельник Spiegel.
Первый день конференции заняло обсуждение таких тем, как «Перезагрузка доверия? Свобода против безопасности в киберпространстве» и «Большие массивы данных и будущее разведки». Однако если кто-то наивно ожидал от госсекретаря США Дж. Керри изложение планов по новому соглашению в сфере охраны личных данных (договор No-Spy), а уж тем более извинений, то он был разочарован. Американцы недвусмысленно дали понять, что такого от них не дождутся. Новый глава АНБ Майкл Роджерс в речи при вступлении в должность прямо сказал, что главы государств и правительств больше не будут подвергаться слежке, за исключением случаев, когда будут представлены «убедительные причины, связанные с национальной безопасностью» (1). Если сказать проще, со слежкой за европейцами всё останется как и прежде. На совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайером Дж.Керри сказал, что над решением проблемы Берлину придется поработать с Вашингтоном вместе (2). Хрестоматийный пример умения перекладывать с больной головы на здоровую. И что же? Штайнмайер в ответ заверил, что дебаты по поводу прослушки не должны разрушить трансатлантическую дружбу. Да и канцлер А.Меркель не думает брать паузу в двусторонних отношениях, принимая приглашение от Б. Обамы в ближайшее время посетить с визитом Вашингтон.
Никакой серьезной дискуссии по щекотливой теме, как обещал руководитель конференции В. Ишингер, так и не состоялось. Да и верил ли в свое обещание сам Ишингер, который служил послом Германии и в США (2001-2006), и в Великобритании (2006-2008) и хорошо знает подноготную двусторонних связей? Керри вскользь упомянул о «недавних шероховатостях» в американо-германских отношениях, но про АНБ – ни звука. А затем внимание всех было переключено на Украину.
Устроители конференции пригласили к участию помимо министра иностранных дел Украины Л. Кожары лидеров киевского майдана В. Кличко и О. Яценюка, а также олигарха П.Порошенко, который, судя по всему, сейчас лидирует среди украинских фаворитов Вашингтона. О встрече их в Мюнхене с Дж.Керри было объявлено заблаговременно. Националиста О. Тягнибока - соратника В. Кличко и О. Яценюка - на конференцию не позвали, а ведь он бы с удовольствием походил по Мюнхену, посетил не только Führerbau, но и не менее знаменитую пивную Хофбройхаус и иные достопримечательности города, слывущего родиной фашизма. Не надо, впрочем, думать, что украинскому неонацисту путь в Германию заказан: дорога в Берлин Тягнибоку проторена, его приглашали не только ячейки немецкой праворадикальной партии, но и правящие консерваторы через свой Фонд им. Конрада Аденауэра. У немцев вообще прочные навыки работы с правыми националистами в других странах – во имя светлого будущего, разумеется. Можно припомнить, к примеру, налаженные в 1970-е гг. связи немецкой разведки BND с Хорватским национальным комитетом – организацией, кичившейся своим происхождением от усташей. Американцы тоже не слишком брезгливы. На Мюнхенской конференции Дж. Керри без церемоний призывал украинских оппозиционеров к сплочению против власти. Кстати, именно в Мюнхене у многих сложилось впечатление, что следующим президентом Украины американцы видят «шоколадного короля» Петра Порошенко. Работу с украинской оппозицией, начатую Джоном Керри, продолжит его заместитель Виктория Нуланд, которая поднаторела в делах постсоветских государств и сейчас транзитом через Грецию, Кипр и Чехию направляется в Киев, куда прибудет 6 февраля. Предполагают, что на этот раз терять время на раздачу печенья на майдане госпожа Нуланд не будет - теперь в Киеве её ждут более неотложные дела. Наверняка от встречи с ней не откажется и Тягнибок, несмотря на неарийское происхождение американской гостьи.
Итак, в Мюнхене снова предпринимается попытка вершить судьбу Восточной Европы. Однако не похоже, чтобы европейцы были заинтересованы в очередном Drang nach Osten в той же степени, что и их американские партнёры. Далеко не всех устраивает ситуация, при которой сегодня на Западе, в отличие от предвоенного Мюнхена, всё решается не согласованием интересов разных центров силы, а в одном-единственном центре. Чем обернулась Мюнхенская авантюра 1938 года, хорошо известно, но история не повторяется буквально. Та легкость, с которой кое-кто рассуждает сегодня о вмешательстве в дела других стран, в том числе с применением силы, всё больше настораживает и становится неприемлемой.