Иран и США: 35 лет после исламской революции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

11 февраля 1979 года мир стал свидетелем одного из самых ярких событий ХХ столетия - торжества первой исламской революции, о победоносном завершении которой объявил в этот день 35 лет назад ее лидер аятолла Хомейни. Так был положен конец 2500-летнему шахиншахскому господству, власть в стране перешла в руки духовенства. Иранский народ, не принявший в большинстве своём радикальную вестернизацию и одностороннюю ориентацию шахского режима на США, поддержал главный лозунг исламской революции «Независимость и свобода!». Стремление иранцев к сохранению своей национальной и государственной самобытности сегодня так же актуально, как и продолжающееся ирано-американское противостояние…

До революции шахский Иран был одним из самых надежных вассалов Америки на Среднем Востоке. В 70-е годы только на приобретение американских вооружений было израсходовано боле 26 млрд. долларов, в 1980 году собирались потратить еще 12 млрд. долларов. Для эксплуатации систем вооружения и военной техники шах пригласил около 60 тыс. американских военнослужащих. При колоссальных доходах от экспорта нефти и непомерно высоких военных расходах большая часть населения Ирана имела крайне низкий уровень жизни. Ведущие позиции американцев в стране сделали их главной мишенью всенародного недовольства, а последующие враждебные действия США в отношении исламской революции закрепили антиамериканские настроения в иранском руководстве. Сейчас в новой дипломатии Тегерана просматривается акцент на нормализацию отношений с Вашингтоном, но значит ли это отход от основных принципов исламской революции?

В речи по случаю 35-летия исламской революции верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи назвал заявления администрации США об отсутствии у неё намерения сместить существующий в ИРИ режим ложью. Аятолла Хаменеи считает, что Исламской Республике, возможно, имеет смысл менять тактику в меняющихся международных условиях, но основные принципы революции 1979 года должны остаться незыблемыми. Особое внимание Иран при этом уделяет укреплению своей обороноспособности как обязательного условия сдерживания США. 

В Тегеране уверены в том, что руководство США не отказалось от военных планов по смене существующего в ИРИ режима. Вместе с тем по многим параметрам Иран за послереволюционный период превратился в сильное в военном отношении государство со значительным международным влиянием, пользующееся признанием как друзей, так и врагов. Это оставляет Вашингтон за рамками прямого диалога с иранцами. С точки зрения эффективности американской внешней политики отсутствие отношений с Ираном является ущербным сейчас и контрпродуктивным в перспективе. «Иранскую проблему» президенту Обаме придется, так или иначе, решать. 

Смягчив свою позицию на переговорах по ядерной программе Ирана, убедившись в полной готовности Тегерана к мирному решению наиболее острых региональных проблем за столом переговоров, Вашингтон резко изменил тональность отношений с Ираном. После успешной «ядерной» Женевы Белый дом к удовольствию Израиля и Саудовской Аравии заблокировал участие иранцев в сирийской конференции «Женева-2». Весомых дивидендов американцы от этого решения не получили, налицо лишь демонстрация непоследовательности и нерешительности администрации Обамы, а для многих стран это ещё стало и показателем отсутствия у Америки внятной стратегии на Ближнем Востоке. 

Без внимания остаются и ожидаемые последствия договоренностей с Ираном в Женеве, которые потенциально могут существенно расширить присутствие Тегерана на международной арене. Каких-либо понятных и одобренных конгрессом США условий нормализации отношений с Ираном у Обамы до сих пор нет. Есть рычаг давления на Тегеран - нефтяная блокада и экономические санкции, введенные в одностороннем порядке при поддержке Евросоюза в обход ООН. Остается угроза применения военной силы, на чем продолжает настаивать Израиль. Однако эти варианты по мере выполнения Ираном взятых на себя обязательств по реализации договоренностей с «шестеркой» придется сдавать в архив. И так ли уж нужна будет тогда Тегерану американская готовность к отношениям с ним на равных? 

Иранская экономика за 35 лет после революции 1979 года работала без американцев, и сомнений в том, что при снятии санкций Иран сможет обойтись без Соединённых Штатов, нет. Убедительным примером может быть то, что, имея на вооружении ВВС более 60 истребителей американского производства F-5 и F-14, Иран в обход эмбарго США на поставки запчастей к ним смог успешно их применять, и они до сих пор находятся в боевом составе. Аналогичная ситуация и в нефтегазовой отрасли, где сбежавшие из Ирана американские компании успешно заменили европейцы, поставляющие свое оборудование. Иран – одна из немногих стран региона, имеющая авиастроение, космические программы, атомную станцию, высокоразвитую сталелитейную промышленность и многое другое. В целом ощущавшиеся в первые послереволюционные годы негативные последствия ухода американцев с иранского рынка преодолены. Заинтересованности в возвращении компаний из США у иранского руководства нет, по крайней мере политической. В анонсированном на днях иранском плане пересмотреть условия заключения всех контрактов по поставкам нефти речь идет о новых контрактах, разрабатываемых специально для привлечения инвесторов. О переделе иранского нефтяного рынка заговорили с ноября прошлого года. По мере того, как приближается урегулирование иранской ядерной проблемы, обостряется и борьба за доступ на рынок ИРИ. У самих американцев шансов полноценно возвратиться сюда немного, поэтому они уже сейчас в превентивном порядке будут мешать потенциальным иранским партнерам.

К примеру, агентство Reuters сообщило, что Москва и Тегеран ведут переговоры о своп-сделке на полтора миллиарда долларов - иранская нефть в обмен на российские товары. В Вашингтоне на эти слухи отреагировали остро: некоторые сенаторы пригрозили Ирану новыми санкциями и не исключают дискриминационных мер в отношении российских банков. К чему, однако, так волноваться? Санкции США против Ирана Россия считает незаконными, об этом много раз было заявлено на разных уровнях. Ни о каком нарушении международных обязательств речи нет, в остальном Москва будет руководствоваться своими интересами и соображениями экономической выгоды. 

Американо-европейская коалиция, которая выступала единым фронтом за введение санкций против Ирана, теперь расколота. Всё более неясно, чем именно могут быть оправданы санкции. Ранее Белый дом убеждал союзников в том, что санкции необходимы, чтобы усадить Иран за стол переговоров по ядерному вопросу. После подписания промежуточного соглашения с Ираном доводы Вашингтона уже несостоятельны. Беспокойство властей США вызывает вердикт, вынесенный Общим судом Европейского союза, который отменил блокирование имущества семи иранских банковых, страховых и прочих компаний. На рассмотрении Суда находятся сейчас многие иранские иски, в отношении которых также ожидаются оправдательные решения. Доставка груза Газелью обычно осуществляется в черте города.  

На этом фоне попытки конгресса США ввести новые санкции против Ирана и вето Обамы в отношении этого законопроекта выглядят какой-то архаикой, неспособностью поспеть за ходом событий. Не желая практических перемен в отношениях с Ираном, американцы по-прежнему остаются в плену абсурдных ожиданий смены исламского режима, который в эти дни отмечает 35-годовщину своего существования, который успешно управляет одной из самых влиятельных стран Востока и устремлён в будущее.