Что роднит Украину с Косовом?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Почему Западу нужна Украина? Одна из главных причин - доступ к природным ресурсам. И здесь уместно сравнение Украины с Косовом, где Запад получил не только крупнейшую военную базу США "Бонстил", но и доступ к третьему по уровню запасов угольному бассейну Европы. Количество угля (лигнита) в Косово и Метохии составляет 15 млрд. тонн, а его количество таково, что в течение многих столетий (!) можно снабжать электроэнергией весь Балканский регион. 

Помимо угля в Косове содержатся уникальные запасы кадмия, цинка, боксита, магния, хрома, олова, никеля, серебра и золота. С 2000 года США имеют решающее влияние на всё, что происходит в Косове, без одобрения американцев невозможно заключение мало-мальски значимых сделок в энергетике, в области добычи полезных ископаемых, в сфере телекоммуникаций. Не случайно финансовый магнат Джордж Сорос заключил с косовским миллиардером из Нью-Йорка Шахитом Муйа договор об эксплуатации косовских угольных месторождений. При уровне безработицы в 50 % и, соответственно, дешевизне рабочей силы Косово становится раем для ТНК. 

В Косове в результате военной агрессии НАТО против Югославии собственниками ключевых индустриальных объектов и месторождений полезных ископаемых «магическим образом» стали западные ТНК, не просто прибравшие экономику к своим рукам, но и отрабатывающие на этой территории грязные технологии. Настолько грязные, что впору говорить о техногенном геноциде. Украине, которая является одной из самых богатых стран в мире по запасам полезных ископаемых (1-е место в мире по запасам марганца, 4-е – по запасам железной руды, наличие одного из крупнейших в мире месторождений урана возле Кировограда, богатейшие залежи редкоземельных металлов и углеводородов), в случае успеха вооруженного переворота придется повторить путь «Республики Косова» в плане саморазрушения экономики, передачи главных отраслей в руки ТНК, заключения сделок, грозящих населению экологической катастрофой... 

В начале января 2014 г. Минприроды России сообщило, что Украина планирует добывать сланцевый газ. Партнеров для разработки двух газоносных площадей – Олесской (Львовская и Ивано-Франковская области) и Юзовской (Донецкая и Харьковская области), освоением которых займутся Shell и Chevron, украинские чиновники нашли еще в 2012 г. Соглашение о добыче сланцевого газа на Украине с американской компанией Chevron было заключено в начале ноября 2013 г. В текущем году американцы предполагают добывать сланцевый газ в Донбассе и на Львовщине. Украина должна стать в этом плане испытательным полигоном. Общее мнение всех противников добычи сланцевого газа украинский эксперт выразил следующими словами: «Беда пришла в наш дом».

Техногенные воздействия на окружающую среду при разведке и добыче сланцевого газа намного масштабнее, чем при освоении углеводородных месторождений традиционными способами. Для добычи сланцевого газа используются вертикальные скважины, из которых бурятся многосотметровые горизонтальные скважины. В каждую такую скважину закачивается огромное количество воды (до 19 миллионов литров), крупнозернистого песка (до 200 тонн) и опасных химреагентов (до 300 тонн). Затем проводится мощный (при давлениях от 500 до 1500 атмосфер) гидроразрыв пласта, который приводит к образованию многочисленных трещин. Последние консервируются песком, который не дает сомкнуться трещинам, и по нему газ поступает в ствол скважины, а также растворяется в толще пласта, что вызывает загазовывание водоносного слоя. На одной скважине может проводиться до десяти гидроразрывов. В результате вблизи месторождений накапливается огромное количество отработанной загрязненной воды, которая уже не подлежит утилизации. В Пенсильвании в настоящее время ущерб, нанесённый природе в бассейне добычи сланцевого газа, приобрёл характер экологической катастрофы.

В густонаселенной Украине трудно найти такую территорию, где было бы возможно без ущерба для природы и здоровья людей развернуть масштабные буровые работы (сотни, тысячи глубоких скважин) с использованием огромного количества водных ресурсов, песка и вредных химреагентов. Только треть буровых растворов очищается на поверхности, но и после очистки вода этих растворов остается опасной для населения. 

Последствия, наступающие в результате добычи сланцевого газа с помощью метода гидроразрыва, обычно таковы: 

1) заражение грунтовых вод химическими реактивами;

2) разрушительные процессы в почве вплоть до сейсмической нестабильности и землетрясений;

3) заражение почвы от слива отработанной воды;

4) загрязнение воздуха выбросами не только углеводородов, но и 369 веществами (из них более половины токсичных), входящих в раствор, закачиваемый для fracking-процесса (гидроразрыва);

5) проседание почвы в местах гидроразрыва.

При этом даже очищенный буровой раствор, в котором на химические добавки приходится всего 1-2%, способен отравить грунтовые воды. Некоторые компоненты, которые применяют для достижения требуемой вязкости жидкости разрыва, имеют канцерогенный характер.

Себестоимость добычи сланцевого газа очень велика. США являются монополистом дорогого разведывательного и добывающего оборудования и новых технологий. В Европу всё это надо везти из-за океана, а это огромные расходы. Кроме того, средняя плотность добывающих запасов даже на больших его месторождениях составляет всего 3,0 – 10 млн. м3 на 1 км2. Обычная газовая скважина добывает такой объем за месяц, работают такие скважины от 15 до 50 лет. Сланцевые скважины «короткоживущие», поэтому для поддержания уровня добычи необходимо часто проводить гидроразрывы, сооружая все новые и новые дорогие скважины. Например, бурение одной скважины на сланцевый газ в Польше обходится в 20 млн. долларов. Учитывая, что перспективные сланцевые толщи на Украине залегают на значительных глубинах (2-4 км и больше), а также отсутствие собственных технологий, себестоимость сланцевого газа может достигать здесь 300 - 350 долларов и соответственно отпускная цена - 600-700 долларов за 1 тыс. м3. Что значительно выше, чем себестоимость добычи газа из традиционных месторождений, которая составляет на Украине 25-35 долларов за 1 тыс. м3. 

В самих США с их большими запасами, многолетним опытом и собственными технологиями в ближайшие годы добыча сланцевого газа не превысит добычи из традиционных источников. Сейчас его добыча составляет 50 млрд. м3 в год. Очень важными являются статистические данные по наиболее крупному месторождению Barnet: 9 тысяч скважин, пробуренных за период с 2003 г. по 2009 г., показывают, что менее 10% скважин окупились через 7 лет после начала добычи. В 2012 г., по данным геолога Дэвида Хьюза, затраты корпораций на бурение более 7 000 скважин в США составили 42 млрд. долларов. Прибыль от продажи сланцевого газа - 32,5 млрд. долларов. British Petroleum заявила об убытках в размере 5 млрд. долларов, BG group потеряла 1,3 млрд., а лидер отрасли Chesapeake Energy находится на грани банкротства. В результате в 2013 г. в США не осталось ни одной прибыльной скважины по добыче сланцевого газа.

Возникает вопрос: если с экономической точки зрения добыча сланцевого газа не имеет смысла, зачем Украина предполагает бурение на своей территории дорогостоящих «одноразовых» скважин? Ответ очевиден: затем, чтобы передать главные экономические области страны в руки американских партнёров. То, что это повлечёт за собой тяжёлые последствия не только для Украины, но и для сопредельных стран с угрозой для жизни и здоровья людей, во внимание не принимается.