2 апреля Сергей Лавров разговаривал по телефону с Джоном Керри, подчеркнув необходимость совместных усилий по налаживанию широкого внутриукраинского диалога в интересах продвижения национального согласия на основе, приемлемой для всех регионов Украины. В ответ Керри принялся уверять, что США заинтересованы в «продолжении поиска согласованных подходов», а в это время делегация Киева вела переговоры в Брюсселе по поводу вступления Украины в военный блок НАТО. Непонятно, на каком основании в Белом доме решили, что Кремль «согласует» расширение альянса до своих границ, протяжённость которых с Украиной составляет у России 2295,04 км (длина морской части — 321 км, сухопутной — 1974,04 км).
Сергей Лавров заметил, что в Интернете он увидел интересную картинку: «Российская Федерация, а вокруг нее точками показано расположение американских военных баз. Впечатляет – их там немало. И подписана фраза американского военнослужащего: «Как посмела Россия расположиться так близко к нашим военным базам?» При вступлении Украины в НАТО речь будет идти уже не о «базе», здесь налицо стремление превратить соседнее и дружественное государство в военный плацдарм, а российско-украинскую границу - в линию фронта с колючей проволокой. Москва это не позволит и пока лишь предупреждает.
Министерство иностранных дел России официально предостерегло Украину от изменения внеблокового статуса страны. В Киеве должны помнить: неудавшаяся евроатлантическая интеграция Украины в годы президентства Ющенко привела к замораживанию российско-украинских политических контактов, ухудшению экономических отношений и вызвала глубокий раскол в украинском обществе. И сейчас, подталкивая НАТО к очередной антироссийской авантюре, главный дипломат США Джон Керри, уже заслуживший у американцев прозвище «лгунишка Керри», снова обманывает международное сообщество, говоря о том, что Вашингтон якобы ищет «согласованные подходы».
Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, высказываясь по поводу разногласий России и НАТО в отношении Крыма, объявил о приостановке военного сотрудничества с Россией. Решение принято министрами иностранных дел стран-членов НАТО, которые 1 апреля выступили с заявлением о прекращении любых видов военного и гражданского сотрудничества с Российской Федерацией. Заметим, что на безопасности России это никак не отразится, ибо как такового сотрудничества у Москвы с Брюсселем практически не было, за исключением несущественного взаимодействия по Афганистану. Там, по инициативе Брюсселя, будут прерваны совместные проекты Россия-НАТО по вертолётному парку и подготовке наркополицейских для Афганистана.
Что касается вертолетов, то речь идет о запасных частях для десятка машин, а о наркотиках и вспоминать не стоило. За 12 лет оккупации Афганистана войсками НАТО объем производства опиатов вырос в 44 раза, а страна превращена в абсолютного мирового лидера по наркотической угрозе, в том числе и для Европы, которой скармливают сейчас до 25% афганского героина. Отказ от обучения в России 30-40 афганцев для борьбы с организованным американцами наркобизнесом Россию, разумеется, не ослабит. А вот от транзитного узла НАТО в Ульяновске для переброски людей и грузов на афганском направлении альянс отказываться не спешит. Видимо, ждут, что об этом объявит Россия: тогда можно будет громко заговорить на весь мир о «саботаже» Москвой мирного урегулирования в Афганистане.
Решение НАТО приостановить военное и гражданское сотрудничество с Москвой – пустой звук. Это понимают и в руководстве альянса, где хотели бы сохранить политический диалог с Россией. Рассчитывая, однако, на такой диалог, НАТО становится на изначально неприемлемые для Кремля позиции: пытается представить ситуацию таким образом, что Украина якобы гораздо значимее для безопасности НАТО, чем для безопасности России. С каких это пор Украина стала «ключевым элементом евро-атлантической безопасности», как заявили министры иностранных дел стран-членов НАТО? Не слишком ли много европейских стран из суверенных государств превращены волею Вашингтона в «элементы» американской стратегии в Европе? В 1990 году в составе НАТО было 16 стран. Позже к ним присоединились ещё 12 – и все они расположены недалеко от российских границ. Теперь этот список снова хотят расширить.
Министр обороны США Чак Хейгел призывает к войне: «Настало время вступиться за украинский народ и поддержать территориальную целостность и суверенитет Украины. И мы сделаем это». Администрация Обамы хочет, чтобы в Москве потеряли покой из-за военной угрозы у российских границ и уже не смогли бы успешно противодействовать экспансии США, как это было в Сирии и Иране. Именно поэтому председатель комитета по разведке палаты представителей конгресса США Майк Роджерс принялся утверждать после Крыма, что Россия намерена вторгнуться в Грузию и Армению. Можно не сомневаться, что в американском обществе, в отличие от деморализованной и разобщенной Европы, эта паранойя поддержки не найдёт.
Американцев шокировало, когда Хиллари Клинтон публично сравнила президента Путина с Гитлером. В Америке многие в ужасе от того, что эта женщина рвётся в президенты США и может им стать. Как известно, американская избирательная система далека от совершенства, волеизъявления народа, подобного крымскому референдуму, там просто не может быть. В Белый дом приходят хозяева, у которых нет всенародной поддержки. Не случайно три последних американских президента во внешней политике были неудачниками: имена отца и сына Бушей, а также Обамы мир связывает с войной и насилием. Действия, предпринятые Бараком Обамой в связи с событиями на Украине, не устраивают 57 % опрошенных американцев, почти столько же (54 %) критикуют его действия по отношению к России. Многие видят в реакции Вашингтона на Украину желание Обамы отомстить за поражение в Сирии, а также его личную зависть к Путину, международный авторитет которого несравненно выше, чем у президента США. В оценках международного сообщества президент России - самый успешный руководитель XXI века. А внешнюю политику Обамы американцы склонны считать самым слабым местом главы Белого дома. Действия администрации Обамы в отношении Украины нельзя расценить иначе как демонстрацию бессилия при виде растущего международного авторитета России.
Украина была использована Вашингтоном как повод для провоцируемой американскими неоконсерваторами конфронтации с Москвой. Переворот в Киеве для этого и был совершён, но «крымский ответ» России обернулся поражением планов американской игры на «Большой шахматной доске». Президент Обама хотел уязвить президента Путина, назвав Россию «региональной державой». Этим он доставил радость киевским путчистам, но Украина не станет для США утешительным призом за утраченный международный авторитет. Почти четверть (24 %) жителей Земли считает, что самую большую угрозу для мира представляют сегодня Соединенные Штаты Америки, возомнившие себя «единственной глобальной державой».