Польский интерес в украинских делах

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В начале апреля президент Польши Бронислав Коморовский заявил в интервью телеканалу TVP, что задача Польши «не реагировать исключительно на кризис в Украине, не гасить политический, экономический и военный пожар, а начать систематически поддерживать процесс модернизации Украины, чтобы помочь ей и реализовать собственные национальные цели». 

Перед польским руководством сегодня стоит исключительно сложная задача: как одновременно решить проблему «двух Украин», с которыми Варшава, по мнению польских специалистов, «имеет дело» уже не первый год. Первая Украина представлена центральной властью, сидящей в Киеве. Поляки, по мнению польских экспертов, «могут и должны с ней работать». Вторая – это Западная Украина с её 5 миллионами населения. С этой Украиной Варшава связывает «каждое напряжение между поляками и украинцами», причем особую роль здесь играет «идеология, разделяемая частью активистов Союза украинцев Польши».

«Первая Украина» плоха для поляков тем, что, по словам главы Института геополитики в Ченстохове Лешека Сыкульского, политика Варшавы на данном направлении «в значительной степени направляется польской разведкой, тесно сотрудничающей с американскими и британскими спецслужбами». А интересы англосаксов далеко не всегда совпадают с интересами европейцев-континенталистов, особенно тех, кто отрицательно относится к планам конфронтации с Россией.

«Вторая Украина» плоха для поляков тем, что ее представители, возвысившиеся сегодня до положения оккупировавших Киев «национальных лидеров», прямо заявляют центральному польскому изданию Rzeczpospolita устами пресс-секретаря «Правого сектора» Андрея Тарасенко, что Волынская резня, во время которой бандеровцы вырезали многие десятки тысяч польских детей, женщин и стариков, что это «бредятина», а «этническая справедливость требует, дабы земли, на которых украинцы жили тысячи лет были возвращены Украине. Я говорю о Перемышле и ряде поветов... Мы хотим забрать только то, что нам принадлежит». 

Люди, публично высказывающие территориальные претензии к Польше, являются сегодня реальной политической силой на Украине; они представлены, помимо прочего, в армии и спецслужбах. В самой Польше им тоже есть на кого опереться: они вполне могут рассчитывать на «пятую колонну» в Восточной Польше, являющуюся в определенном смысле заповедником украинского национализма. Этот заповедник в течение многих лет содержался на средства госбюджета Польской республики. 

Оплотом данного течения является украинское население подкарпатских воеводств Польши. В основном это потомки головорезов и почитателей ОУН-УПА – воинствующие адепты бандеровской идеологии, живущие вдоль польской границы с Украиной. Актив представлен деятелями Союза украинцев Польши – радикальной организации бандеровского толка, финансируемой польским правительством, канадско-американской диаспорой и властями Львовщины. По информации польских СМИ, эта организация (Союз украинцев Польши) активно занималась сбором и переправкой на территорию Украины помощи для майдана и на нужды боевиков. Одна из главных ролей в этих операциях принадлежит генеральному консулу Украины в Перемышле Александру Бачику, который в числе первых выступил против законной власти в своей стране и призвал поляков помочь украинцам в «борьбе за европейское будущее» (Бачик тогда явно лукавил, так как сегодня его единомышленники уже заявляют польским журналистам, что Украине не место в Евросоюзе, поскольку «это противоречит идее национального государства»). 

И всё же основная проблема Варшавы, связанная со «второй Украиной», - не польские украинцы (в пользу этого говорит, например, проскользнувшая в Интернете информация о том, что Яценюк ведёт переговоры о передаче Польше трех галицийских областей Украины до конца 2014 года под предлогом спасения их от «гуманитарной катастрофы»). Главная головная боль Варшавы, связанная с обострением «украинского вопроса», вызвана другим. Об этом откровенно пишет редактор созданного при поддержке Министерства культуры и сената Республики Польша портала Kresy.pl, специализирующегося на тематике «восточных кресов» (территорий Украины и Белоруссии) Томаш Квасницкий: «Евросоюз – это форма германской гегемонии, и только поэтому он сегодня всё еще существует. Ассоциация Украины с ЕС будет способствовать тому, что сфера влияния Германии значительно расширится... Даже если Украина не развалится на части, необандеровская идеология может распространиться. И тогда Украина бандеризируется вся целиком буквально за несколько лет. Процесс усвоения идей ОУН-УПА идёт стремительно, особенно среди молодежи. Не вижу ни одного препятствия к тому, чтобы такое государство не превратилось в вассала Германии. Поскольку зачем ему ориентироваться на Варшаву? Да и что мы можем ему предложить?»

Может ли Украина, если там победят идеи Степана Бандеры, превратиться в «вассала Германии», как предполагает редактор портала Kresy.pl Томаш Квасницкий? Ответ на этот вопрос, судьбоносный для Восточной Европы и польских интересов на Востоке, будут искать 8 апреля президент Бронислав Коморовский и члены экстренно собираемого для обсуждения положения на Украине Кабинетного совета – специального конституционного органа, который состоит из членов Совета министров Польши и созывается президентом для обсуждения проблем особой важности…

А тем временем польские СМИ и МИД Польши уже излучают спесивую уверенность в скорой победе на Востоке: сайт внешнеполитического ведомства Польши публикует победные реляции и выдержки из европейской прессы, в которых «Варшава давно признана Европой носителем экспертного знания по Украине и России» (Le Soir), а министр Сикорский признаётся «достойным Нобелевской премии мира» (La Libre Belgique). Центральные польские издания перепечатывают обложки еженедельников, провозглашающих главу МИД Польши Радослава Сикорского «новым лидером Европы, который изменяет европейскую политику и историю» (Respekt, Gazeta Wyborcza)…

Возникает вопрос, а что по этому поводу в действительности думают брюссельские чиновники и западноевропейские соседи Польши из «старой Европы»? Например, те же немцы? За вычетом, разумеется, тех, кто всерьез воспринимает польскую заявку на европейское лидерство. Очень похоже, что не реагируя пока на гремящие фанфары польских патриотов, Берлин и Брюссель запасаются алиби. На всякий случай: если дело на Украине пойдет «не в ту сторону», можно будет сразу указать на виновников позорного провала – Варшаву, а персонально ее главного дипломата Сикорского и президента Коморовского.