«Венгры, живущие в Карпатском регионе, имеют право на двойное гражданство, на права национальной общности и на автономию», - заявил 10 мая 2014 года премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, подчеркнув, что именно этого ждёт венгерское правительство от «формирующейся сейчас новой Украины».
Позиция Виктора Орбана – не просто точка зрения главы правительства соседней с Украиной страны. Обеспокоенность судьбой закарпатских венгров пронизывает всё венгерское общество, а после начала Киевом карательной операции на Юго-Востоке эти настроения, питаемые жуткими кадрами расстрелов в городах и посёлках Донбасса, только усилились…
Борьбу за соблюдение своих культурно-языковых прав закарпатские венгры ведут с первых дней украинской независимости, требуя предоставления им возможности пользоваться родным языком в местах их компактного проживания. Однако официальный Киев был и остаётся к этим просьбам глухим. Уже третье десятилетие административная машина украинизации давит как закарпатских венгров, так и живущих с ними бок о бок русинов. Требования одних о расширении их прав пресекаются, вторым запрещается даже заикаться о том, чтобы их признали как народ, не желающий превращаться в украинцев.
Свои требования национально-культурной или административно-территориальной автономии венгры и русины чаще всего отстаивают сообща, как союзники. Этому способствовала сама история взаимоотношений русинов с Венгрией и Украиной. Находясь более тысячи лет в составе венгерского государства и попав в состав Украины только в 1944 году, русины испытывали большее притяжение к мадьярам, чем к украинцам. Тем более что при венграх русинские школы с преподаванием на русинском языке действовали, а при украинской власти они закрывались. Причем закрывались и в советской Украине, и в постсоветской Украине.
Самостийная украинская держава дважды прошлась по русинам катком политических репрессий. До появления в 1991 году независимой Украины была ещё так называемая независимая Карпатская Украина, которую в 1939 году возглавил гитлеровский прихвостень Августин Волошин, прославившийся своим распоряжением швырять в концлагерь всех, кто держался за свою русинскую национальность и отказывался признавать себя украинцем. Любви к государству Украина русинам это не прибавило, как не прибавило ее изданное в 2002 году распоряжение президента Леонида Кучмы присвоить палачу А. Волошину звание Героя Украины.
1 декабря 1991 года, одновременно с Всеукраинским референдумом о государственной независимости и выборами президента Украины, состоялся Закарпатский областной референдум, на котором 78,8 процента избирателей области высказались за «специальную самоуправляемую территорию Закарпатье» как субъект правоотношений, не входящий ни в какие иные территориально-административные образования. И в тот же день прошел еще один местный референдум - о создании в Береговском районе Закарпатской области венгерского автономного округа (две трети из 85 тысяч жителей района являются венграми). На вопрос "Желаете ли вы образования в Береговском районе венгерского автономного округа?" положительный ответ дали 81,4 процента взрослого населения района. Сегодня решения этих двух референдумов в Закарпатье, областного и районного, являются той правовой основой, на которой жители области выдвигают свои требования.
На венгерской политической сцене активнее других в сфере защиты прав венгерского меньшинства за рубежом действуют правящая партия Виктора Орбана ФИДЕС и партия «Йоббик» во главе с Габором Вона, не раз резко критиковавшим украинские власти за пренебрежение к закарпатским венграм и требовавшим от Киева создать в долине реки Тисы Притисянский округ, куда бы вошли районы, населенные венгерским меньшинством. А в 2013 году, выступая в Московском государственном университете, Габор Вона заявил, что это Россия защищает европейские традиции, тогда как Евросоюз их только предает.
Новый импульс борьбе закарпатских венгров за автономию придало движение за самоопределение Юго-Востока Украины, вызванное к жизни не заезжими «диверсантами», как твердит киевская пропаганда, а национализмом путчистского режима, упрямо не желающего признавать многонациональный характер страны. Венгерский и русинский вопросы на Украине переплетены так же тесно, как и история венгерского и русинского народов. Решать их тоже придется в комплексе, но у Киева нет для этого ни опыта, ни ресурсов, ни желания.
Вопрос о гарантиях прав венгерского меньшинства на Украине уже выдвинулся на первый план во внешней политике Будапешта. Выступая 15 мая на Форуме по глобальной безопасности в Братиславе, Виктор Орбан заявил, что на Украине нет сегодня демократических гарантий, нет «никакого плана будущего экономики», что сама Украина стала вызовом для Евросоюза. Эксперты убеждены, что проблема защиты прав национальных меньшинств на Украине, и прежде всего в Закарпатье, из поля зрения Будапешта теперь не выпадет.