Загадка Рината Ахметова

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ввиду приближения выборов 25 мая киевский режим, не прекращая карательную операцию на Юго-Востоке, имитирует готовность к национальному согласию через проведение «круглых столов национального единства» с представителями регионов. Эту идею в своё время поддержал Берлин, и теперь там не хотят признать очевидную неудачу запущенного Киевом «диалога». В адрес немецкого министра иностранных дел, неформального опекуна украинских круглых столов, критика все же прозвучала: кандидат на выборы в Европарламент от ХСС Маркус Фербер назвал усилия Ф.-В. Штайнмайера пустыми хлопотами. Эта откровенная оценка вызвала резкое неприятие германского истеблишмента, а в СДПГ заявление христианского демократа даже назвали подлостью, очерняющей политику МИД Германии.

Между тем пессимизм Маркуса Фербера можно понять. Круглые столы представляют собой декорацию, собранную наспех из подручных средств с целью имитировать демократичность предвыборного процесса. Первый круглый стол провели в Киеве, второй в Харькове. Следующим местом проведения мероприятия названы Черкассы. Общим правилом организации этих мероприятий является допуск на них только тех, кто заранее согласен с правилами игры, установленными киевским режимом. Какую цену может иметь, например, принятый в Харькове «меморандум мира и согласия», когда население Юго-Востока находится под огнем артобстрелов и атаками авиации?

И.о. министра иностранных дел Украины А. Дещица накануне намеченного на 19-20 мая своего визита в Берлин дал интервью газете Welt (1), в котором подтвердил отказ Киева вести переговоры с «террористами» и призвал власти Германии «энергичнее выступить против России». Читатели Welt на форуме газеты были шокированы тем, что представитель режима, пришедшего к власти в ходе переворота, позволяет себе выставлять требования федеральному правительству. Осмелевший Дещица перед своим прибытием в Берлин даже начал диктовать курс западной политики в целом: Запад, по его словам, «должен ввести более жесткие санкции, которые затронули бы отдельные сектора российской экономики, например банковский…Важно ввести превентивные санкции». На фоне такой развязности, которую позволяют себе люди, вознесённые к власти в результате путча, трезвомыслящие европейские политики начинают задумываться над способами удержать Украину от дальнейшего сползания в пучину гражданского конфликта.

Один из таких способов лежит на поверхности, и связан он с ролью олигархических кругов в системе власти, сложившейся на Украине за годы независимости. Сразу после переворота в Киеве на Днепропетровск был посажен И. Коломойский, а Донецк достался С. Таруте. Что касается самого богатого человека Донбасса и всей Украины Р.Ахметова, то киевским властям до сих пор не удавалось вывести его с занятой им осторожной, выжидательной позиции. В этой ситуации, отдавая, видимо, себе отчет в шаткости положения дел на Украине, немецкая дипломатия начала искать новые ходы.

Хотя и крайне скупо, но в прессе прошла информация о том, что во время своего краткого визита на Украину 13 мая министр иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер встречался с Р. Ахметовым. При плотности графика визита министра (встречи с А. Турчиновым, А. Яценюком, А. Дещицей, с руководителями миссий ОБСЕ, краткая остановка в Одессе) факт встречи указывает на то, какое значение придают в Берлине неофициальным контактам с крупнейшим украинским олигархом. Причем эти контакты остаются в тени: в реляции германского МИДа упоминание о встрече отсутствует, но предполагают, что именно она была главной целью поездки Штайнмайера на Украину...

Предмет их разговора остаётся в тайне. Можно только предположить, что Штайнмайеру не удалось склонить Ахметова к участию в круглых столах. Вскоре после их встречи последовало сообщение о меморандуме в Мариуполе, подписанном группой «Метинвест» Р. Ахметова с представителями Донецкой народной республики. Некоторые украинские эксперты расценили это как вызов-предупреждение киевскому режиму: Ахметов заключил соглашение с «террористами», к тому же вежливо попросил их убрать украинские блокпосты на подъездах к городу. Однако Spiegel дал этому известию противоположное толкование: дескать, Ахметов выдворяет из города представителей самопровозглашенной республики и выступает на стороне Киева. Как бы в подкрепление этой интерпретации пресс-служба принадлежащей Ахметову группы СКМ 16 мая заявила, что ее предприятия работают исключительно в рамках законодательства Украины. Такое заявление появилось не на пустом месте: правительство Донецкой народной республики ранее обратилось к Р. Ахметову с предложением перечислять налоги в ее бюджет (2).

Если же иметь в виду телеобращение Ахметова, то в нем прозвучал призыв к единству на условиях федерализации. Однако сегодняшний Киев видит Украину федерацией не ранее чем через 200 лет, как считает прибывающий в Берлин Дещица.

Так или иначе, Ринат Ахметов не спешит раскрывать свои карты. Возможно, он ещё не сделал свой выбор. Ему есть что взвешивать.

Что касается Берлина, то там не склонны переоценивать успехи киевского режима, если они не подкреплены деньгами и влиянием украинских олигархов. Патриарх немецкой политики, бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт выступил на днях с серьезной критикой западной политики в отношении Украины. По его мнению, Запад недооценивает опасность положения дел на Украине и, что всего хуже, там ни у кого нет конкретной программы урегулирования кризиса. С этим трудно не согласиться, учитывая, что лидер Западного мира Соединённые Штаты пока что доказали свою способность лишь обострять конфликты, но не решать их.

(1) Berlin muss gegenüber Russland starker auftreten/Welt, 17.05.2014.
(2) Forbes Украина, 16.05.2014.