Путь из Афганистана. Кому нужен этот транзит?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В свете последних баталий на Украине, в Сирии и других геополитически чувствительных точках планеты как-то на второй план отошла судьба перевалочного пункта НАТО в Ульяновске. Два года назад, когда он только открывался, вокруг него шла обширная дискуссия. Сейчас дебаты на эту тему практически сошли на нет, так как внимание приковано к другим событиям. Поскольку, однако, в этих событиях фигурируют Россия и НАТО, а сам транзит вроде бы является одним из направлений их сотрудничества, было бы нелишним вспомнить историю вопроса. Тем более сейчас, когда генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен открыто называет Россию противником…

Вообще транзит через территорию России вооружения и военной техники регулируется соответствующими положениями, утвержденными постановлениями правительства № 306 от 8.04.2000 и № 973-р от 14.07.2000. Согласно этим документам, разрешение на транзит дает Федеральная таможенная служба (ФТС), которая согласовывает свое решение с рядом других ведомств, таких как Минобороны, МИД, Минпромторг и др. Когда Россия в 2001 г. предоставила американцам свою территорию для транспортировки грузов в Афганистан, эта транспортировка осуществлялась в соответствии с указанными постановлениями.

28 марта 2008 г. правительство приняло новое постановление № 219, которое непосредственно касалось афганского транзита НАТО (альянс принял на себя командование МССБ еще в 2003 г.). В соответствии с этим постановлением для определенных видов оружия, транспортируемых силами НАТО в Афганистан и обратно, предусматривался упрощенный порядок транзита по сравнению с тем, что был установлен постановлениями от 2000 г. Речь здесь идет о том, что для перевозки каждой партии этих видов оружия уже не требуется разрешения ФТС. Правительство России пошло на этот шаг, потому что объемы афганского транзита стали слишком большими и необходимость каждый раз получать разрешение затрудняла и замедляла процесс.

Так обстояло положение дел на момент создания базы в Ульяновске. К этому времени стало понятно, что миссия НАТО в Афганистане близится к завершению. В США вовсю бушевал финансовый кризис, добить талибов до конца так и не удавалось, европейские союзники не горели желанием воевать, да и американское общественное мнение все больше склонялось к тому, что афганскую авантюру пора прекращать. В общем, перевозки из Афганистана стали преобладать над перевозками в Афганистан.

В 2011 г. НАТО обратилось к России с просьбой рассмотреть возможность создания в европейской части страны перевалочного пункта мультимодальных перевозок в интересах МССБ. В этот пункт грузы из Афганистана должны были доставляться по воздуху, а дальше направляться по железной дороге в прибалтийские порты. В таком же порядке они должны были доставляться и в Афганистан. В то время у США очень сильно испортились отношения с Пакистаном, через который проходят основные маршруты снабжения МССБ, из-за ударов американских беспилотников по мирным людям. Поэтому потребность в альтернативном маршруте была особенно острой, а Узбекистан и Киргизия предоставлять свои территории отказались.

Россия предложила американцам Ульяновск. Туда приезжала натовская делегация, осмотрела аэродром, осталась довольна, переговоры были продолжены. В российской прессе первые упоминания о переговорах появились в феврале 2012 г., когда и развернулись основные дебаты. 25 июня 2012 г. было принято еще одно постановление правительства № 637, согласно которому вопрос был решен положительно.

Данное постановление называется «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.03.2008 № 219», то есть в предыдущее постановление, регулировавшее афганский транзит. В нем вводится понятие комбинированного транзита, то есть дается разрешение на перегрузку натовских грузов на территории России с одного вида транспорта на другой. Об Ульяновске в постановлении не написано, создание перевалочного пункта именно в Ульяновске, а не где-то еще является предметом исключительно устных договоренностей. Конкретные же перевозки должны регулироваться уже гражданско-правовыми договорами хозяйствующих субъектов, то есть соответствующих стран НАТО, аэропорта Ульяновска и работающих в нем логистических компаний. Отдельно следует сказать, что никаких международных договоров или соглашений по этому поводу также не подписывалось.

За два года действия данного постановления через Ульяновск был осуществлен транзит только одной партии из десяти контейнеров. Это была тестовая перевозка в интересах английского контингента в декабре 2012 г. Больше ни одного контракта заключено не было. О том, что перевалочный пункт НАТО в Ульяновске не состоялся, буквально месяц назад прямым текстом заявил на пресс-конференции генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.

Причин такого положения дел несколько. Во-первых, Пакистан решил сменить гнев на милость и снова разрешил транзит натовских грузов через свою территорию. Во-вторых, подписаны соглашения НАТО с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией, что предоставило альянсу дополнительные варианты транзита. В-третьих, по словам представителей НАТО, российские логистические компании требуют слишком высокую цену. Цена перевалки одного контейнера через Ульяновск обходится в 50.000 евро, в то время как аналогичная цена через узбекский Термез равна 30.000 евро. Ну и, кроме того, не следует сбрасывать со счетов традиционные натовские фобии относительно того, как бы транзит не стал рычагом давления России на альянс. При этом железнодорожный маршрут натовского транзита через Россию как действовал, так и продолжает действовать, несмотря ни на какие пертурбации.

Теперь, когда отношения НАТО и России ухудшились, возникает вопрос, что со всем этим делать, причем речь, видимо, следует вести не о конкретном объекте в Ульяновске, а вообще о содействии блоку НАТО со стороны России в выводе его войск из Афганистана, включая наземный маршрут. О том, что и этот маршрут может оказаться под угрозой, Н.Бордюжа тоже говорил на пресс-конференции.

Оказывая содействие НАТО в организации транзита, Россия помогает альянсу решить многие проблемы. Только вот зачем? В свое время Бжезинский радовался, что американцам удалось вовлечь СССР в афганскую войну. Сейчас он радуется продолжающимся военным действиям на Юго-Востоке Украины. Может быть, пора положить этим радостям конец? В конце концов, транзит оружия из Афганистана связан с целым рядом опасностей. Прежде всего, это само оружие, часть которого, если она осядет на российских просторах, может попасть неизвестно в чьи руки. Кроме того, это афганские наркотики, которые идут в Россию широким потоком по самым разным каналам. Борьба с контрабандой оружия и наркотиков требует, в первую очередь, ликвидации каналов контрабанды, и здесь первый кандидат на ликвидацию - натовский транзит.

Причём главным тут является не перевалочный пункт в Ульяновске, который так и не заработал, а наземный железнодорожный транзит. Сейчас НАТО не проявляет к Ульяновску большого интереса, и очень хорошо. Если она начнет проявлять его в будущем, российским государственным органам даже не понадобится вмешиваться, чтобы закрыть тему раз и навсегда. Достаточно твердой позиции ульяновского аэропорта и логистических компаний. 

А вот с наземным транзитом, наверное, и в самом деле пора заканчивать. Пусть американцы ломают голову над проблемами эвакуации своего афганского контингента, а не над тем, как перебрасывать на Украину наёмников из ЧВК.