Администрации президента Обамы в последние годы во внешней политике на Ближнем Востоке нечем гордиться. Один провал американской администрации сменяется другим с пугающей повсеместностью: Ливия, Египет, Сирия, а теперь снова Ирак. Везде Америка попыталась поддержать арабские бунты, финансируемые и разжигаемые Саудовской Аравией, где не могут расстаться с мечтой превратить руками террористов арабский мир в единое ваххабитское пространство. Сегодня, когда отряды ваххабитов, поддерживаемые американцами в Сирии, вернулись в Ирак и захватили значительную часть его территории, бывший вице-президент США Дик Чейни признает, что «Барак Обама, по сути, сдал Ближний Восток на милость террористов»… Экстремистская группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) возникла в Сирии с американской помощью. Теперь, потерпев поражение в вооруженной борьбе с Дамаском, боевики развернулись на 180 градусов и угрожают Багдаду.
Речь идет об уничтожении смоделированного американцами в Ираке государства в его нынешних границах. ИГИЛ уже объявила о создании исламского халифата и призвала джихадистов со всего мира присягнуть ей на верность. К боевикам присоединились сунниты Ирака, недовольные политикой премьер-министра страны Нури аль-Малики, военные из бывшей армии Саддама Хусейна, мелкие террористические группировки. Нетрудно догадаться, какая судьба уготована иракским шиитам в том случае, если ИГИЛ возьмет власть в стране, – их не только лишат реальной власти, они будут подвергнуты массовому геноциду.
Сунниты не скрывают своих планов, в числе которых уничтожение шиитских святынь и казни шиитских проповедников. Иракских шиитов поддерживает Иран, поэтому в случае межрелигиозной войны не исключается иранское вмешательство. Пока Тегеран придерживается мнения, что Ирак не нуждается в присутствии никаких иностранных войск на своей территории - ни американских, ни иранских. Вместе с тем заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахийан предупреждает, что « если такая просьба будет, то в рамках международных норм и правил, в рамках двусторонних контрактов, мы готовы предоставить оружие Ираку для ведения эффективной борьбы с терроризмом. Наши отношения с правительством Ирака являются важными и стратегическими. Мы готовы предпринимать меры, чтобы Ирак был сильным и единым государством».
Вашингтон до недавнего времени поддерживал жесткую политику притеснения суннитов, выступал инициатором преследований бывших сторонников Саддама. Кстати, сторонников казненного диктатора в Ираке еще довольно много, и они находятся в непримиримой оппозиции к власти. Сейчас же Америка пытается возложить вину за гражданскую войну в стране на иракского премьера, который является ее собственным ставленником, правда, не оправдавшим американские ожидания. Больше всего Белый дом не устраивает проиранская внешняя политика нынешнего шиитского правительства Ирака. Хаос, гражданская война, раздел Ирака по американским замыслам должен остановить процесс ирано-иракского стратегического сближения. В Тегеране именно так и оценивают американскую реакцию на террористическую интервенцию ИГИЛ.
Духовный руководитель Ирана аятолла Хаменеи прямо указывает на то, что «враги исламского пробуждения все чаще разжигают войну чужими руками на Ближнем Востоке с целью внести раскол в отношения между суннитами и шиитами». Заместитель начальника Генерального штаба вооруженных сил ИРИ Джазири полагает, что наступление, предпринятое боевиками ИГИЛ в Ираке, – это осуществление планов, выношенных Соединёнными Штатами и их союзниками, такими как Саудовская Аравия. «Иран не допустит, чтобы в Сирии и Ираке заправляли западные державы, и в случае реальной угрозы своим интересам примет самые решительные ответные меры», - предупреждает генерал. Можно не сомневаться в том, что иранцы готовы защитить свои границы от террористов и не допустить вандализма в отношении шиитских святынь в Кербеле и Наджафе. Многое будет решаться на поле боя, договариваться с экстремистами Тегеран не станет, иранцы готовятся к серьезному противодействию ИГИЛ.
У Ирана есть значительная поддержка внутри Ирака. Для Тегерана ключевой фигурой является даже не премьер Малики, а духовный лидер иракских шиитов аятолла Али Систани, остающийся гражданином ИРИ. От позиции данного богослова, уже призвавшего всех шиитов дать вооруженный отпор ИГИЛ, зависит многое. Воевать будут иракские шиитские добровольцы, обучать их и руководить ими вполне по силам военным из КСИР Ирана. Тогда аль-Малики сможет обойтись без американцев, опираясь на военную помощь Ирана и свое шиитское ополчение. В этом случае настроения в Багдаде станут еще более антиамериканскими. США напрасно рассчитывают получить в Ираке геополитические дивиденды, разыгрывая самостоятельную партию, без учета интересов других стран. Глава МИД РФ Сергей Лавров считает, что проблему единства Ирака «решать надо не Вашингтону и Лондону, как это было в 2003 году, а вместе со странами региона, со всеми соседями Ирака». Москва исходит из того, что в Ираке «проблема единства страны до сих пор подвергается испытанию».
На Ближнем Востоке стабильность сохраняется лишь в тех странах, где не было прямого американского вмешательства. Сейчас аналитики из ЦРУ прогнозируют, что за развалом Ирака последует Афганистан. Похоже, американцы не понимают, что творят. С одной стороны, они готовы следовать призывам Саудовской Аравии не вмешиваться в события в Ираке и уже тем более не принимать помощь Тегерана. С другой стороны, Белый дом до сих пор не осознает опасности, которую влечёт за собой развал Ирака. К отказу от поддержки территориальной целостности Ирака президента Обаму подталкивает и Израиль.
Пробный камень бросил Шимон Перес, поспешивший заявить в США, что курдское государство де-факто создано. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу также объявил, что поддерживает создание на севере Ирака курдского независимого государства. От того, в какой политической форме и в каких границах возникнет это государство, зависит и то, как будут дальше развиваться события в регионе, в том числе в военно-политическом плане. Курды, живущие в Ираке, Сирии, Турции и Иране, являются сегодня самым большим этносом в мире, не имеющим собственного государства. Иракский Курдистан представляет собой фактически отдельный независимый кантон, а сам Ирак больше напоминает конфедерацию. Главное богатство Курдистана в Ираке – нефть. Здесь расположены шестые в мире по величине запасы черного золота. Несколько дней назад появились сообщения о том, что в Израиль пришел первый танкер с нефтью, купленной у курдов в Ираке. Власти Ирака считают эту нефть краденой, и у курдов есть проблемы с ее сбытом, так что у Израиля и Курдистана возникли экономические интересы, идущие вразрез с задачей сохранения территориально целостного Ирака.
Международные проблемы гипотетического создания курдского государства на базе Иракского Курдистана также очевидны, поскольку Турция, Иран и Сирия ни в коем случае не согласятся на отделение от них курдских анклавов и не дадут согласия на аннексию значительных территорий своих государств. Появление на карте независимого Курдистана может разрушить государственность этих стран. Более того, как считают в Тегеране, выход из-под контроля Багдада может позволить Израилю использовать территорию Иракского Курдистана для нанесения ударов по Ирану. Напомним, что в Иране курдов живет на 2-3 млн. человек больше, чем в Ираке, а курдский вопрос всегда интересовал Запад в качестве действенного инструмента оказания давления на руководство ИРИ.
Барак Обама дает понять, что США будут принимать меры по урегулированию ситуации в Ираке, но не уточняет какие именно. Пока он думает, ИГИЛ набирает силу, пользуясь невнятностью и противоречивостью политики Белого дома. В результате Ирак может быть уничтожен без всякой выгоды для Америки, с огромным разрушительным эффектом для всего Ближнего Востока.