Украина: где взять деньги для войны?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Национальный банк Украины констатировал дефицит сводного платежного баланса страны в январе-мае 2014 года в 3,5 млрд долларов против профицита в 3,3 млрд долларов за аналогичный период годом ранее. До конца года Киев планирует привлечь 13 млрд долларов от МВФ, Всемирного банка, Европейского союза, США, Японии и Канады. 

Доклад украинского Национального банка позволяет составить представление о тех источниках обеспечения платежного баланса страны, которые в настоящее время находятся в распоряжении Киева. По данным за май текущего года, решающую роль здесь играют опять-таки кредиты Всемирного банка, МВФ и ЕС. Без них дефицит сводного платежного баланса оказался бы еще больше, превысив 4,5 млрд долларов. Для сравнения: в 2013 году, несмотря на начавшиеся в конце года политические потрясения, сводный платежный баланс Украины был сведен с профицитом в 2,02 млрд долларов.

Украинский Национальный банк характеризует вышеуказанный  источник сведения концов с концами предельно дипломатично: «внешнее финансирование правительства». Однако финансирование из внешних источников сопряжено, как известно, с выдвижением вполне определённых политических условий.

Еще один источник, имеющийся в распоряжении правительства для пополнения казны, – это государственные займы. Однако и здесь тенденции не радужные. По данным Государственной казначейской службы Украины, за первые полгода 2014 года по данной линии удалось привлечь около 8,7 млрд долларов. Это на 21,4% меньше, чем было запланировано законом о госбюджете.

Финансовые службы Украины признают, что подобная структура пополнения казны сохранится и на ближайшие годы. В начале мая Международный валютный фонд уже перечислил Украине первый транш кредита на сумму 3,19 млрд долларов. Это позволило правительству осуществить выплаты в счет погашения имеющихся долгов. 

Украинские власти надеются, что новым источником обеспечения финансовой стабильности Украины станет подписанное недавно Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС. Однако его реализация повлечет появление новых проблем, связанных со спецификой экспортной ориентации отдельных регионов страны. Ведь экономика восточных и юго-восточных областей Украины ориентирована на Россию, к тому же она подвергается риску разрушения в ходе карательной операции против Донбасса. В западных же областях сколько-нибудь развитое промышленное производство, способное давать продукцию на экспорт в ЕС, отсутствует.

Москва уже пообещала, что если  Украина ратифицирует Соглашение об ассоциации с ЕС, то Россия будет вынуждена принять в торговле с ней «защитные меры». Напомнив, что подобное соглашение уже ратифицировала Молдавия, российский премьер-министр подчеркнул: «Естественно, что если по такому же пути будут развиваться события и в Украине, и в Грузии, набор мер, он будет близкий, похожий, но, конечно, с учетом объема торгово-экономических отношений и последствий для российского рынка… Ратификация может продолжаться годами или происходить очень быстро. Но раз они ратифицировали документ, значит, они должны понимать, что создают совершено другую правовую основу для взаимоотношений с Таможенным союзом и с Российской Федерацией». 

Учитывая финансовые перспективы Украины, следует учитывать еще одно важное обстоятельство. Это – накопившаяся усталость европейского общества от сомнительных политических и экономических проектов. Лондонская газета The Guardian в недавней редакционной статье, посвященной выборам в Европарламент, охарактеризовала данную тенденцию следующим образом: «Европейские выборы показали, что жители континента повсеместно недовольны своей судьбой». Британское издание, в частности, напомнило об успехе в Греции леворадикальной коалиции СИРИЗА и отмечает, что данная коалиция «может стать будущим и для самой Греции, и для Европы». [1]

В сложившихся в Европе обстоятельствах убеждать европейских налогоплательщиков в необходимости взять на себя обеспечение платежного баланса еще и Украины – дело почти безнадёжное. В Европе «прослеживается тенденция голосовать не только против евроинтеграции, но и против миграции, обнищания населения», - пишет на страницах испанской газеты El Mundo известный британский историк профессор университета Висконсина член Высшего совета по научным исследованиям в Барселоне Генри Камен. [2]

А ведь миграция и обострение других социально-экономических проблем – это именно то, что несет Европе украинский кризис, усугубляемый гражданской войной.

Украинские власти заготовили и запасной вариант покрытия расходов казны. Речь идет о планах Национального банка проводить аукционы по размещению облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) «Военные облигации» для финансирования потребностей армии. По свидетельству источника в Министерстве финансов страны, пожелавшего сохранить анонимность, «эти аукционы должны проводиться по мере поступления заявок». «Сейчас происходит процесс приема и обработки заявок», - пояснил он. Согласно имеющейся информации, речь идет об облигациях в «бездокументарной форме» на сумму до 1 млрд гривен (около 85 млн долларов) со сроком обращения 2 года и процентной ставкой в 7% годовых.

Есть основания предположить, что добытые за счёт внутреннего займа средства Киев планирует направить для латания дыр в других статьях бюджета. Отчасти это объясняет интенсификацию «военной фазы антитеррористической операции»… Как рассчитывают в киевских кабинетах, наладив выпуск и размещение военных облигаций, можно будет использовать полученные средства в качестве финансового резерва общего назначения. Такова циничная логика войны в денежном измерении.

[2] El Mundo, 01.07.2014