Двухдневный визит в Москву сербского премьер-министра Александра Вучича на этой неделе во многих отношениях стал прорывным. Прежде всего, сторонам удалось наконец согласовать все спорные вопросы, касающиеся участия Сербии в проекте «Южный поток». Кроме того, сербский премьер подчеркнул заинтересованность в развитии сотрудничества с Россией, которое считает одним из внешнеполитических приоритетов своей страны.
Международный фон, на котором прошли российско-сербские переговоры на высшем уровне, а главу правительства Сербии принял не только его российский коллега Дмитрий Медведев, но и президент Владимир Путин, трудно было назвать благоприятным. В последние недели Запад ощутимо усилил давление на Белград с тем, чтобы заставить его присоединиться к общему антироссийскому хору по вопросу о санкциях. Да и в самой Сербии слышны голоса тех, кто призывает принести историческое партнерство Белграда с Москвой на алтарь евроинтеграции. Местный политолог Елена Милич в недавнем интервью агентству AFP даже обвинила Россию в том, что та оказывает на сербов «растущее давление» с тем, чтобы «заблокировать евроинтеграцию Сербии». [1] Да и сам премьер Вучич в ходе недавнего визита в Германию столь активно высказывался в пользу партнерства с Берлином, что многие заговорили об окончательном геополитическом развороте страны на Запад. В частности, сербский премьер обмолвился о том, что его Сербия слишком маленькая, чтобы быть партнером Берлина, но она «хочет быть союзником Германии», и для этого «Сербия должна измениться».
В последнее время, однако, Сербия демонстрирует готовность стать «мостом» в отношениях Москвы и Брюсселя. И с этой точки зрения слова премьера Вучича о том, что он «очень доволен» визитом в Россию, не выглядят преувеличением.
Безусловно, главным конкретным результатом переговоров Вучича в Москве стало урегулирование всех спорных вопросов, касающихся участия Сербии в проекте сооружения газопровода «Южный поток». В результате уже вечером 8 июля в Белграде компании South Stream Serbia AG и российское ОАО «Центргаз» подписали контракт по строительству магистрального участка газопровода на территории Сербии. Стоимость контакта - около 2,1 млрд евро. Входящая в группу «Газпром» компания «Центргаз» ранее выиграла соответствующий тендер. Как пояснил в Москве Александар Вучич, 50% строительных и 40% прочих работ в рамках реализации проекта «Южный поток» на территории Сербии будут выполнять сербские компании, что позволит им заработать около 350 млн евро. «Условиями контракта предусматривается, что для реализации отдельных видов работ будут привлечены на субподряд сербские компании», - подтвердили в «Газпроме». Так что в российско-сербских отношениях политические и экономические интересы тесно переплетены.
Не секрет, что Еврокомиссия в последнее время буквально «выкручивает руки» участникам проекта «Южный поток» с тем, чтобы заставить их отказаться от его реализации. Формальные причины приводятся разные – от несоответствия проекта нормам Третьего энергопакета ЕС, запрещающего одной компании контролировать и добычу, и транспортировку газа, до якобы непрозрачных условий тендеров. Однако подобная позиция не только слаба с правовой точки зрения (межправительственные соглашения по «Южному потоку» были заключены еще до вступления в силу Третьего энергопакета), но и несостоятельно экономически.
Европейцам попросту нечем заменить российские энергоресурсы. Любое сокращение поставок газа из России приведет к тому, что недостающее топливо придется закупать у других поставщиков по более высокой цене, что совсем не понравится потребителям, заявил глава нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери в интервью агентству Reuters. Именно поэтому власти Евросоюза, по его словам, должны думать в первую очередь о том, как обеспечить поставки российского газа, в том числе и в обход Украины… «Можем ли мы в Европе прожить без российского газа? Ответ - нет. Есть ли хоть какая-то причина для того, чтобы жить без него? Я думаю - и я сейчас не защищаю интересы Total, - что нет. Если этой зимой произойдет ограничение поставок газа и при этом будут холода, у нас возникнут проблемы, это очевидно», - подчеркивает глава Total.
Не случайно целый ряд стран ЕС призывают Брюссель найти компромиссное решение проблемы российского газопровода. В частности, посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини в интервью агентству ИНТЕРФАКС подтвердил, что его страна «широко поддерживает» «Южный поток» «как в силу важности этого проекта для диверсификации маршрутов снабжения газом, так и в силу промышленного и технологического участия Италии в этом проекте. Следует иметь в виду, что газ чрезвычайно важен не только для экономического развития, но и для построения устойчивой и экологически безопасной экономики. В этом вопросе Евросоюз и Италия пытаются выполнить свои обязательства. Мы бы хотели, чтобы диалог с Россией продолжался со стороны Еврокомиссии и тех стран, которые непосредственно заинтересованы в строительстве газопровода».
Италия с 1 июля стала действующим председателем Евросоюза, и это придает позиции страны особый вес. По свидетельству посла Рагальини, «нормализация отношений с Москвой - приоритет председательства Рима в ЕС».
Отметим также, что российско-сербское сотрудничество имеет общеевропейское измерение не только в сфере энергетики. Глава МЧС России Владимир Пучков призвал Евросоюз создать глобальную систему противодействия чрезвычайным ситуациям на основе российского опыта и, в частности, шире использовать возможности российско-сербского гуманитарного центра в сербском городе Ниш.
Разумеется, участники сербо-российских переговоров не могли обойти и болезненную для Белграда проблему Косова. Ведь многие в Сербии засомневались в последовательности российской позиции после воссоединения с Россией Крыма. Однако российский подход к вопросу о непризнании самопровозглашенной косовской независимости остается неизменным. «Я очень благодарен Вам за помощь по вопросу Косова и Метохии, которую мы от вас получаем, и я очень благодарен Вам за то, что Вы хотите продолжать развивать с нами экономические отношения», - подчеркнул в беседе с президентом Путиным премьер Вучич. И эти слова служат наиболее точным итогом визита главы правительства Сербии.
[1] AFP 200717 GMT JUN 14