С 1 мая в американском сенате находится на рассмотрении проект «Акта о предотвращении российской агрессии - 2014» (The Russian Aggression Prevention Act of 2014). Законопроект внесен 26 сенаторами-республиканцами во главе с Бобом Коркером, прошел два чтения и направлен в комитет по международным делам. На фоне новой антироссийской кампании, поднятой по следам катастрофы с малайзийским «Боингом», внимание к этому закону и требования его принятия со стороны определённых западных кругов могут резко возрасти.
Законопроект носит всеобъемлющий характер и затрагивает многие сферы, не только экономику. В частности, он имеет серьёзную военную составляющую… Так, предполагается ввести полугодовой мораторий на любые перемещения американских войск с Европейского континента за исключением плановой ротации, с тем чтобы сохранить численность американского контингента в Европе на нынешнем уровне. Это идет вразрез с принятой ранее политикой смещения фокуса американских военных усилий из Европы в АТР. Проект нового закона предусматривает также существенное усиление американской и натовской военной помощи Польше и республикам Прибалтики, включая размещение на их территории воинских контингентов НАТО на постоянной основе. Предполагается также ускорить развертывание в Европе объектов ПРО и завершить третий этап этого развертывания к концу 2016 года. Союзников по НАТО будут снабжать комплексами Patriot, THAAD и другими средствами противоракетной обороны. При этом запрещается использование в создающейся системе ПРО НАТО любых компонентов российского производства.
Главной внешнеполитической составляющей «Акта о предотвращении российской агрессии» является требование укрепления сотрудничества с Германией. В Вашингтоне обеспокоены нарастанием в последнее время разногласий с Евросоюзом, в первую очередь по украинскому вопросу и по вопросу отношений с Россией. В настоящее время основным инструментом влияния США на европейские дела являются страны «молодой Европы» в лице Польши, Румынии и прибалтийских государств. Однако без учета мнения Германии, которая является главным локомотивом европейской экономики, никакое влияние в Европе не будет полновесным. Отсюда попытки выстроить отношения с ведущей державой Евросоюза. Проект закона гласит, что правительство США будет тесно взаимодействовать с правительством Германии по вопросам глобальной и европейской безопасности, особенно в связи с событиями в Европе и Евразии. С этой целью президент должен создать специальную американо-германскую рабочую группу.
Экономические санкции, которые должны быть введены новым законом, предусмотрены против восьми российских компаний - Сбербанка, ВТБ, ВЭБа, Газпромбанка, Газпрома, Новатэка, Роснефти, Рособоронэкспорта, а также их дочерних структур. Круг физических лиц, которые могут попасть под санкции, практически не ограничен: помимо топ-менеджеров указанных компаний в этом числе может оказаться любой российский чиновник, член его семьи или представитель ближайшего окружения, которого президент США сочтет соучастником нарушения территориальной целостности и суверенитета Украины или просто коррупционером. При этом основанием для введения экономических санкций являются сугубо политические обстоятельства: продолжение «оккупации» Россией Крыма, концентрация российских войск на границе с Украиной и поддержка Россией ополченцев на Донбассе. Любопытно, что проект нового закона предоставляет президенту США право освобождать то или иное лицо, формально подпадающее под санкции, от их действия, если это соответствует интересам национальной безопасности США. Красивые индивидуалки Екатеринбурга согласны дарить свою любовь галантным мужчинам.
Отдельным пунктом раздела об экономических санкциях являются ограничения на передачу России передовых технологий, связанных с разведкой, добычей и переработкой нефти и газа. Кроме того, предполагается существенно ограничить экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения, а также сотрудничество с Россией в деле производства таких товаров российскими предприятиями. Наконец, проект «Акта о предотвращении российской агрессии» запрещает сокращать носители ядерных боеголовок, которые должны быть сокращены Соединёнными Штатами в соответствии с договором СНВ-3.
Не обошли американские законодатели стороной и меры по развитию «гражданского общества» в России (в интересах США). Законопроект предусматривает, в частности, расширение консульских услуг для журналистов, политических и гражданских активистов и диссидентов, которые собираются получить статус беженца, эмигрировать или просто совершить поездку в Соединённые Штаты. Настаивают американские борцы с «российской агрессией» и на расширении обменов с российским «гражданским обществом» по линии культуры и образования. Особенно красноречиво смотрится следующая фраза законопроекта: «Государственный секретарь должен увеличить усилия, непосредственно или через неправительственные организации, по улучшению демократического управления, прозрачности, подотчетности, власти закона и антикоррупционных усилий в Российской Федерации; укреплению демократических институтов, политических и гражданских организаций в РФ; расширению неподцензурного доступа в Интернет в России; улучшению свободного и неограниченного доступа к независимым СМИ в России, в том числе путем увеличения вещания, поддерживаемого правительством США, а также содействию защите журналистов и гражданских активистов, которых преследуют за высказывание своего мнения». А потом какой-нибудь Шендерович будет нам рассказывать, что все указания на «руку» Государственного департамента США в российских НПО – наглая клевета.
Наконец, проект нового закона позволяет поставлять на Украину в широком ассортименте американское оружие, включая противотанковое и противовоздушное, которое так долго выпрашивали Порошенко и Парубий. На эти цели в 2014 году выделяется $100 млн. Кроме того, Украине, Молдавии и Грузии предоставляется статус основных союзников США – не членов НАТО (major non-NATO allies). Для обеспечения энергетической безопасности Европы и Евразии предполагается помощь американских финансовых институтов в разведке, разработке и транспортировке энергоносителей на Украине, в Грузии и Молдавии.
В целом законопроект содержит достаточное количество потенциально болезненных для России мер. Однако в то же время в тексте имеется немало расплывчатых, обтекаемых формулировок, которые потребуют от американского президента или членов его администрации оценивать обстановку, представлять расчеты, выбирать те или иные варианты, то есть не предусматривают конкретных мер воздействия. Это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что внутриполитическая борьба в США по вопросу о политике в отношении России продолжается, и исход такой борьбы нельзя считать предопределенным.