24 июля депутаты иракского парламента избрали нового президента страны. Предыдущий президент, Джаляль Талабани, занимал этот пост с 2005 года, однако с декабря 2012-го после перенесенного инсульта находился в одной из немецких клиник и был недееспособен. Избрание нового президента – шаг вперёд на пути преодоления глубочайшего кризиса, в котором пребывает сегодня Ирак. Несколькими днями ранее депутаты избрали спикера парламента (Усаму ан-Нуджейфи сменил Салим аль-Джубури), но главные события еще впереди.
Согласно негласным правилам, навязанным после свержения Саддама Хусейна временной оккупационной администрацией Пола Бремера еще в 2003 году, пост президента в Ираке отошел к представителям курдской общины. Это положение никак не закреплено в конституции страны, но американцы настояли на некоем подобии «ливанской модели», где высшие государственные должности распределяются между религиозными общинами страны. Американцев не смутило, что данная схема не работает в самом Ливане (не случайно количество ливанцев, проживающих за границей, намного превышает число оставшихся на родине), - им важнее было закрепить раскол иракского общества и воспрепятствовать его консолидации в будущем.
Находящиеся под жесточайшим прессингом иракские сунниты выступают против того, чтобы президентом страны был курд, – они настаивают на том, что главой арабского государства должен быть араб. Однако мнение суннитов с 2003 года в Ираке уже никого не интересует - им по нарезке США были отведены третьестепенные посты, а после развязанной против них кампании преследований и дискриминации любое их выступление и вовсе воспринималось как бунт и немедленно подавлялось. Поэтому депутаты-сунниты удовлетворились тем, что за ними сохранился пост спикера парламента, а также сосредоточились на продвижении своего кандидата (Усама ан-Нуджейфи) на должность вице-президента - вместо изгнанного из страны и приговоренного к смерти Тарика аль-Хашеми.
Шииты отнеслись к спущенным американскими кураторами инструкциям с большим энтузиазмом: им были предназначены ведущие посты, в первую очередь пост премьер-министра, который одновременно является верховным главнокомандующим вооруженными силами, министром внутренних дел и на которого непосредственно замыкаются руководители всех спецслужб и силовых ведомств, а также ключевых министерств. Для лидеров шиитской общины Ирака выборы президента – некий промежуточный момент, поэтому правящий шиитский блок «Государство закона» просто обусловил свое согласие голосовать за единого кандидата от курдов требованием вывода курдских войск с территории провинции Таамим (Киркук), которая фактически вышла из-под контроля Багдада и управляется из Эрбиля. В итоге шииты поддержали кандидата-курда, поскольку в противном случае именно на них легла бы вся ответственность за блокирование конституционного процесса.
Надо сказать, единства по кандидатуре не было и среди курдов – они до самого последнего момента не могли прийти к соглашению, кого же выдвигать – Бархама Салеха (бывший вице-премьер Ирака, министр планирования в федеральном правительстве и экс-премьер Иракского Курдистана) или Фуада Маасума (депутат парламента из Багдада, один из лидеров Патриотического союза Курдистана). Тем не менее единый курдский кандидат был назван – Фуад Маасум, который и стал президентом Республики Ирак.
Мухаммед Фуад Маля Маасум родился в 1938 году в Иракском Курдистане в г. Кувия (или Коя, восточнее г. Эрбиль) в религиозной семье шейха Маля Маасума, в то время являвшегося главой исламских богословов Курдистана. С детства знаком с Джалялем Талабани – их родители и племена поддерживали тесные взаимоотношения в районе Хавраман, откуда они и происходят.
В 1958 году окончил религиозную школу в Курдистане и спустя 2 года отправился в Египет для продолжения теологического образования в знаменитом каирском университете Аль-Азхар. Во время обучения заинтересовался коммунистическим движением и вступил в коммунистическую партию Ирака. В 1964 году вышел из компартии и стал членом Демократической партии Курдистана (ДПК).
С 1968 года работал преподавателем в университете г. Басра (Ирак) и оновременно возглавлял представительство ДПК в Басре. В 1973 году возглавил представительство ДПК в Каире, являясь личным посланником Мустафы Барзани, тогдашнего лидера ДПК и отца нынешнего президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. В 1976 году в Дамаске стал одним из создателей Патриотического союза Курдистана и вошел в состав политбюро этой организации.
В 1992 году Фуад Маасум стал первым в истории премьер-министром Курдского автономного региона. В 2003 году переехал в Багдад, где активно сотрудничал с американской оккупационной администрацией и «иракскими политиками новой волны», принимал участие в создании новой конституции страны. В 2004 году был избран первым председателем Иракского национального собрания (парламента), с 2005 года – депутат парламента.
25 июля некоторые курдские электронные СМИ сообщили, что Фуад Масум серьезно болен и, возможно, в ближайшее время вылетит в Германию, где будет прооперирован.
Согласно конституции Ирака, именно президент государства должен представить кандидатуру нового премьер-министра, но проблема состоит в том, что правящая партия не имеет парламентского большинства, а большинство других политических сил блокируют его работу, обусловливая это требованием ухода Нури аль-Малики.
Выборы президента Ирака проходили в разгар острейшего кризиса, который грозит распадом государства. Власти Иракского Курдистана готовятся к проведению референдума о независимости. Фактически Багдад потерял контроль над обширными территориями иракских провинций, населённых преимущественно суннитами, - там правит террористическая организация «Исламское государство». Число перемещенных лиц, то есть беженцев в собственной стране, превысило 1,5 млн. человек. Террористы «Исламского государства» изгнали всех христиан из Мосула и приступили к уничтожению шиитских мечетей, христианских святынь и исторических памятников. Бои идут уже в 20-40 км от Багдада, и если исламским боевикам удастся перерезать стратегическое шоссе Багдад - Басра, столица окажется полностью отрезанной от внешнего мира… Тяжелые бои за это шоссе идут в районе Джурф ас-Сахр (40 км северо-восточнее г. Хилла) уже 5-ю неделю, и именно здесь сегодня происходят главные события.
Неудивительно, что тема избрания нового президента в иракских СМИ ушла на второй план, уступив место сообщениям о прибытии в Ирак 24 июля Генсека ООН Пан Ги Муна и командующего Объединенным центральным командованием ВС США генерала Ллойда Остина. Не остался незамеченным и экстренный визит и.о. министра обороны Ирака Саадуна ад-Дулейми в Москву, который передал письмо премьера Нури аль-Малики президенту России В. В. Путину. Сообщается, что в письме разъясняется политическая ситуация и подчеркивается необходимость срочного усиления военных отношений между Багдадом и Москвой. Иракский гость был принят главой российского военного ведомства С. Шойгу, обсуждались «поставки оружия и военной техники, прежде всего авиационной».
Примечательно, что в тот же день в Вашингтоне глава сенатского комитета по международным делам Роберт Менендес (демократ от штата Нью-Джерси) призвал прекратить поставки американских вооружений Ираку без специального одобрения конгресса, поскольку «существует высокая вероятность того, что оно окажется захваченным и будет представлять угрозу национальной безопасности США». Действительно, в американских СМИ уже упоминалось, что из 7000 единиц бронетехники (включая свыше 6000 бронированных «Хаммеров» с пушкой «Браунинг»), переданной иракцам, свыше 1500 были брошены отступающими войсками и оказались в руках террористов.
Р. Менендес посетовал, что его комитет не проинформировали о содержании доклада военных экспертов МО США, которые в июне-июле провели детальную оценку состояния иракских вооруженных сил, их боеспособности и боеготовности. Между тем газета «Нью-Йорк таймс» на прошлой неделе опубликовала материал, в котором со ссылкой на упомянутый доклад говорится, что «для американцев выполнение советнических функций небезопасно уже потому, что в иракскую армию проникли как суннитские экстремисты, так и поддерживаемые Ираном шиитские боевики».
Стоит напомнить, что первыми указами Пола Бремера в 2003 году были ликвидированы иракские вооруженные силы и партия БААС. Сломав таким образом государственную машину, американцы насадили в Ираке по сути общинно-родовой строй, на смену государственной идеологии арабского национализма пришли родоплеменные отношения, где у каждого племени «своя армия», а без малого 700 политических движений, блоков, группировок, союзов и ассоциаций (это главное детище занесенной американцами демократии) руководствуются в основном наличием у своих последователей оружия и готовностью пустить его в ход.
25 июля, выступая на совместной с Пан Ги Муном пресс-конференции, Нури аль-Малики заверил Генсека ООН в том, что иракские силы безопасности «перехватили инициативу в борьбе с терроризмом». Премьер подчеркнул, что «эта борьба не несет религиозного характера», и отметил, что правительство выделит каждой перемещенной в результате конфликта семье по 1,5 млн. иракских динаров (около 1300 долларов США). В завершение Нури аль-Малики подтвердил свою приверженность Конституции Ирака и задачам формирования нового правительства.