Дефолт Аргентины – сигнал Украине

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Аргентина фактически вынуждена  признать дефолт по своим внешним долговым обязательствам. Хотя дефолты не такое уже редкое явление в современном мире, дефолт Аргентины – не ординарное событие, поскольку  страна оказалась жертвой финансовых стервятников и так называемого правового империализма США. 

Как Аргентина попала в лапы финансовых стервятников

История нынешнего дефолта восходит к 2001 году, когда Аргентина вынуждена была объявить предыдущий свой дефолт по долгам государства (суверенный дефолт) на сумму около 130 млрд. долл.  Тогда дефолт был, так сказать, классическим, он был обусловлен отсутствием у государства необходимых средств для обслуживания внешнего долга (выплаты процентов) и погашения основной его суммы. Причём это был крупнейший в мировой финансовой истории суверенный дефолт. Начался процесс реструктуризации долга путем переговоров Аргентины с зарубежными держателями её государственного долга. В результате большинство кредиторов пошли на списание значительной части долга (до 75%) и изменение условий погашения оставшейся суммы. Было проведено две реструктуризации – в 2005 и 2010 гг. И всё бы хорошо, но на такую реструктуризацию не согласилась часть инвесторов, на руках которых находилось облигаций аргентинского казначейства на сумму около 4 млрд. долл. В этой группе несогласных инвесторов выделялась небольшая кучка хедж-фондов во главе с Elliott Management Corp. миллиардера Пола Сингера. Эти хедж-фонды имели пакет аргентинских бумаг на сумму немногим более 1,3 млрд. долл. За ними к тому времени уже закрепилась слава финансовых стервятников. Эти и другие финансовые хищники покупали на рынке долговые обязательства государств, находившихся на пороге суверенного дефолта или уже объявивших о дефолте, а затем требовали 100-процентных выплат по бумагам и ни на какие компромиссы с должниками не шли. Наглость финансовых стервятников подкрепляется тем, что они, имея неформальные отношения с судебными органами США и Великобритании, подают иски в суды с требованием обеспечить им 100-процентную сатисфакцию по долговым бумагам - и суды такие иски удовлетворяют. В связи с этим даже появился термин правовой империализм. 

Решение нью-йоркского суда, или Правовой империализм США в действии

В полной своей красе правовой империализм проявился как раз в случае с Аргентиной. «Стервятники» обратились в суд Нью-Йорка с требованием заставить Аргентину выплачивать им по долговым бумагам суммы в полном объеме, т.е. без учета реструктуризации долга. В октябре 2012 года Апелляционный суд второго округа США в Нью-Йорке удовлетворил исковое требование «стервятников». Более того, он запретил Аргентине обслуживать реструктурированные обязательства, пока она не рассчитается с фондами, подавшими исковое заявление. Буэнос-Айрес яростно сопротивлялся, понимая, что другие держатели долга почти наверняка потребовали бы таких же 100-процентных выплат. А заложником нью-йоркского суда Аргентина оказалась потому, что ее международные облигации выпущены по праву штата Нью-Йорк.

Суд Нью-Йорка определил крайний срок возможного внесудебного урегулирования проблемы между «стервятниками» и Аргентиной – утро 31 июля. К этому моменту такое урегулирование достигнуто не было, и ведущие рейтинговые агентства резко понизили инвестиционный рейтинг Аргентины. Платежи, которые Аргентина исправно осуществляла держателям реструктурированного долга, были судом заблокированы. Фактически суд поставил крест на решениях о реструктуризации долга 2005-го и 2010 г. По экспертным оценкам, долг Аргентины после перерасчета должен взлететь до 120 млрд. долл.

Эта история вызвала в мире значительный интерес, так как среди держателей долговых бумаг целого ряда стран есть фонды и иные инвесторы с явными признаками финансовых стервятников. 

Украина на пороге дефолта

Украина – одна из таких стран. На 1 мая 2014 г. общая сумма внешнего долга Украины приближалась к 140 млрд. долл. Из них более 100 млрд. долл. – внешний долг негосударственного сектора экономики. Государственный внешний долг – 36,86 млрд. долл. По отношению к золотовалютным резервам Украины на 1 мая 2014 г. государственный внешний долг был равен 38,6%. 

Некоторые оптимисты утверждают, что долговое положение Украины не так плохо. Общий государственный долг Украины (включая внутренний) на 1 мая 2014 года составил 65,22 млрд. долл., что эквивалентно 40% ВВП страны. Правда, к концу года ожидают, что этот показатель вырастет до 60%. На фоне Греции, у которой относительный уровень государственного долга, по разным оценкам, 150-160% ВВП, действительно не так уж и плохо. Да в странах, входящих в еврозону, уже в следующем году этот показатель может достичь, по оценкам,  100%. Есть, правда, маленькое «но»: в Европе нет войны, нет беспорядков, неплохая собираемость налогов, а главное, нет падения ВВП. 60% ВВП – вроде бы не критичный уровень госдолга. Но это при растущей или, по крайней мере, не падающей экономике. Экономика же Украины катится по наклонной. К такому выводу пришли в рейтинговом агентстве Standard & Poor's. Они резко ухудшили прогноз для Украины: ВВП по итогам этого года сократится  на 7% по сравнению с предыдущим. Что касается частных экспертов, то они предсказывают реальное (выраженное в постоянных ценах) падение ВВП на треть. Не видно даже шансов на ослабление украинского кризиса в ближайшей перспективе, и большинство экспертов предсказывает дефолт Украины по внешним государственным обязательствам независимо от исхода военных действий на Донбассе.

Возможна ли реструктуризация украинского долга?

В Киеве это понимают, но надеются на особые преференции, под которыми имеется в виду реструктуризация долга иностранными держателями. Правда, надежды слабые. Часть украинского внешнего государственного долга принадлежит так называемым привилегированным инвесторам. За этим термином скрываются международные финансовые организации, которым запрещено изменять условия кредитов. А правительство Украины должно большие суммы таким привилегированным инвесторам, как МВФ, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк. Реструктуризация проводится обычно в отношении того долга, который связан с казначейскими бумагами. На 1 мая 2014 г. общая сумма обязательств Украины по суверенным еврооблигациям составляла 17,4 млрд. долл., или почти ½ всего внешнего государственного долга страны. Крупнейшим держателем таких бумаг является американский фонд Franklin Templeton. На 1 мая стоимость портфеля украинских евробондов в портфеле фонда достигла 7,6 млрд. млрд. долл., т.е. около 43% всех долговых обязательств Украины по евробондам. Указанный фонд имеет все признаки финансового стервятника. Такие инвесторы не привыкли идти навстречу должникам и проводить реструктуризации. 

Аргентина и громогласное заявление Яценюка

31 июля премьер-министр Украины Яценюк сделал громогласное заявление: «Сегодня в мировой экономике есть две новости. Первая новость – Аргентина объявила дефолт. Вторая новость – что Украина не объявила дефолт и никогда его не объявит». Видимо, Яценюк рассчитывает на своих вашингтонских покровителей. Правда, надежда на то, что Вашингтон даст миллиарды (тем более десятки миллиардов) на рефинансирование суверенного долга Украины, выглядит шаткой. Подавно ничего не даст и Брюссель, поскольку бедственное долговое положение ЕС вполне сравнимо с положением Украины. 

Конечно, Яценюк не настолько наивен, чтобы верить в гуманизм финансового стервятника Franklin Templeton, но, видимо, он очень рассчитывает на то, что в Вашингтоне найдут способ привести в чувство финансового хищника. Может быть, украинский премьер-министр даже знает историю реструктуризации греческого долга в 2012 году, когда мировая финансовая олигархия списала с Греции около 100 млрд. долл. долга, и этот прецедент Яценюка вдохновляет. Напомню, однако, что в случае с Грецией эта самая олигархия грубо и беспардонно проигнорировала нежелание небольшой группы инвесторов (преимущественно немецких, которых никак финансовыми стервятниками не назовешь) участвовать в реструктуризации. Там были другие цели (надо было срочно предотвращать дефолт всей Европы), другие участники, другие бенефициары и другие «лузеры». Так что если Яценюк сравнивает Украину с Грецией, то это напрасно. Ему бы обратить внимание на другое: а не кажется ли украинскому премьеру, что его вашингтонские «шефы» могут иметь свои интересы в указанном фонде? Иначе трудно объяснить, почему на протяжении всего прошлого года Franklin Templeton так уверенно скупал украинские бонды, от которых панически бежали другие инвесторы. Впрочем, Яценюк – один из наиболее ушлых финансистов на Украине и, как мне кажется, все прекрасно понимает. А своим заявлением просто выдает желаемое за действительное и в очередной раз делает хорошую мину при плохой игре.