Провал израильской операции «Нерушимая скала»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Израиль зашел в полный тупик с проведением операции против ХАМАС в секторе Газа. «Нерушимая скала» благополучно погрузилась в зыбучие пески. Если не считать мерилом успеха 2 тысячи уничтоженных гражданских лиц и сотни разрушенных домов, ни одной из поставленных военных целей ЦАХАЛ - эта, по мнению экспертов, «самая сильная армия на Ближнем Востоке» - не достиг. Руководство ХАМАС и командование его боевых подразделений в основном не пострадали, а о своих преждевременных заявлениях насчёт полного искоренения этой организации израильтянам лучше не вспоминать. Сохранена значительная часть хамасовского ракетного потенциала, позволяющая держать в напряжении большую часть территории Израиля, включая главный аэропорт страны «Бен-Гурион». Лишь частично разрушена – и может быть быстро восстановлена - разветвленная сеть туннелей, как кровеносная система, покрывающая сектор Газа. ЦАХАЛ, дойдя до первых густонаселенных палестинских кварталов, неожиданно остановился и даже вывел из Газы основные сухопутные подразделения, а в самом Израиле начался грозящий серьезным правительственным кризисом  «форменный гевалт» по поводу того, что же делать дальше. Часть министров считает, что, подобно тому, как это было с «Хизбаллой» в Ливане, следует объявить «победу» и добиваться перемирия даже ценой уступок. Другие, в частности Авигдор Либерман, стоят за войну до победного конца. Премьер-министр Б. Нетаньяху пока колеблется.

Завесу над тайной противоречивого поведения израильского руководства поднимает бывший шеф спецслужбы «Натив», а ныне авторитетный политический аналитик и комментатор Яков Кедми. По его словам, всё дело в том, что, когда на закрытом совещании правительства обсуждался вопрос о полной оккупации Газы и ликвидации ХАМАС, были названы «такие ужасные цифры ожидаемых потерь, что министры, онемев от страха, даже не поставили вопрос на голосование».[1] Расчеты на то, что усиленные обстрелы сломят боевой дух ХАМАС, не оправдались. Втягиваться в затяжные уличные бои ЦАХАЛ откровенно боится. Для ликвидации военной машины ХАМАС израильской армии, по утверждениям начальника Генерального штаба Бени Ганца, понадобилось бы целых 5 лет полной оккупации сектора.[2]

Главным стратегическим сюрпризом в Газе для израильских военных оказались многочисленные туннели. Вопреки распространяемым мифам они не ведут в мирные поселения Израиля «с целью совершения там терактов», поскольку ближайшие населенные пункты страны находятся в 7-10 километрах от границ сектора и к ним надо было бы прокладывать настоящее метро. Вдоль всего периметра Газы с израильской стороны простираются либо пустыни, либо сельскохозяйственные угодья кибуцев с редкими рабочими на них, в основном из числа завезенных таиландцев. Туннели в секторе роются и оборудуются по последнему слову техники давно, но ведут они преимущественно на территорию египетского Синая, позволяя преодолевать трудности блокады. При этом основная масса тяжелых вооружений в арсенале ХАМАС, включая ракеты, поступила туда не по туннелям, а по суше в период смуты в Египте, называемой «арабской весной», путь к которой открыл президент Обама своей «каирской речью». Так что именно его в первую очередь должны благодарить израильтяне за ракетные обстрелы их городов. Кстати, израильские саперы разрушили в основном именно туннели, ведущие в Египет, причем с опозданием, поскольку Каир и сам сейчас блокирует границу с Газой из-за связей ХАМАС с братьями–мусульманами. А вот что стало полной неожиданностью, которую, по утверждениям израильских СМИ, просмотрели все спецслужбы страны, так это выстроенный под Газой целый подземный город.

Дело в том, что за долгие годы противостояния с палестинцами израильтяне разработали довольно эффективную тактику ведения боевых действий на узких улочках восточных городов с тесно прижатыми друг к другу домами и высокими глухими оградами. ВПК Израиля разработал и произвел для военного противоборства в таких условиях целый спектр специальной техники. Это и самые мощные в мире бронированные бульдозеры, которые, как нож сквозь масло, проходили по кратчайшему пути через бетонные заборы и стены домов, «кривые ружья», стреляющие из-за угла и т. д. Воздушные и морские средства разведки, наземные радары, пронизывающие по горизонтали территорию сектора, позволяли мгновенно пеленговать любую цель. И вот теперь всё это в значительной степени оказалось бесполезным. Перемещаясь под землёй, палестинские подразделения остаются незаметными и неожиданно оказываются в тылу наступающего противника или скрыто закладывают фугасы на путях продвижения бронетехники. Туннели же, прорытые в сторону Израиля, в основном ведут к блокпостам и базам ЦАХАЛ, расположенным по периметру Газы. «Туннели, – пишут израильские эксперты, -  это своего рода сухопутная субмарина, которая совершает прорыв в тыл».

Один из командиров "Бригад Изз ад-Дина аль-Касама" Абу-Лейт рассказал, что ХАМАС хорошо усвоил уроки предыдущей операции ЦАХАЛ "Литой свинец". Именно тогда, в 2008 году, под напором израильской боевой авиации возникло стратегическое решение — перевести боевые действия под землю. Запуски ракет стали чаще производить из специальных укрытий с помощью таймера. По словам Абу-Лейта, чтобы избежать предательства, большинство бойцов ХАМАС не знают друг друга, хотя их насчитывается порядка 30 тысяч. Бойцы действуют небольшими группами, и большинство знакомо только с членами своей группы и со своими непосредственными командирами. Широко известны лишь такие значительные фигуры, как Мухаммад Дейф. Это затрудняет работу израильской разведки, даже если в одной из групп обнаружится предатель, сдать членов других подразделений он не сможет. И всего несколько инженеров, разрабатывавших подземную сеть, владеют секретными картами и знают приблизительно, сколько прорыто туннелей и куда они ведут. При этом большинство туннелей, ведущих за пределы сектора Газа, остаются "закрытыми" до последнего момента. Завершающий участок и выход наружу прорывают только перед началом операции.

Обычно эту тактику связывают с перенятым ХАМАС опытом «Хизбаллы» в Ливане, однако там она только зарождалась. По-настоящему широкое применение этой тактики относится к гражданской войне в Сирии, где она порой достаточно результативно используется антиасадовской оппозицией. В действиях ХАМАС больше черт заимствования именно этого опыта. Причём советы и технические средства по ведению «туннельной войны» сирийские мятежники получали с Запада, а также из Израиля. Так что и в этом случае сеющий ветер пожинает бурю. У Дамаска ушли годы для выработки средств противодействия такой тактике и всё равно о полном решении этой сложной не только военной, но и инженерной проблемы говорить пока рано. А сколько времени уйдёт на это у Тель-Авива?

Неудивительно, что в сложившихся условиях ХАМАС и не думает сдаваться, а упорно придерживается выдвинутых им условий прекращения огня. Среди них:

1. Завершение блокады Газы, открытие всех КПП, свободное перемещение граждан и грузов.

2. Увеличение зоны рыболовства до 12 миль.

3. Устранение коридора безопасности, который Израиль создал в ходе операции «Нерушимая скала» с внутренней стороны границы с Газой.

4. Строительство воздушного и морского портов в Газе.

5. Восстановление Газы, гарантии международной гуманитарной помощи.

6. Признание правительства национального единства Палестинской автономии (ПА) в составе ФАТХ и ХАМАС.

7. Реализация достигнутого ранее соглашения об освобождении палестинских заключенных (третий этап был приостановлен после формирования правительства национального единства ПА).

8. Освобождение всех заключенных, которых вернули в тюрьмы в ходе операций «Возвращение братьев» и «Нерушимая скала» (в основном освобожденные в рамках сделки по возвращению Шалита)

9. Прекращение точечных ликвидаций палестинских лидеров и действий спецназа ЦАХАЛ на территории Газы

10. Создание транспортного коридора между Газой и Западным берегом реки Иордан.

Вместе с тем пока ход ведущихся в Каире переговоров между палестинцами и израильтянами о нормализации ситуации вокруг сектора Газа особого оптимизма не вселяет. Одним из главных камней преткновения стал вопрос о строительстве там морского порта. Его операторами палестинцы готовы сделать Турцию и Норвегию. Чтобы не допустить этого, Израиль действительно стоит «нерушимой скалой», что косвенно указывает еще на одну возможную причину развязывания боевых действий в секторе. Тель-Авив стремится также сохранить монополию на разработку открытых в Восточном Средиземноморье крупных месторождений природного газа и не допустить на эти месторождения палестинцев. Есть предположения, что запасы этого сырья на шельфе Газы могли бы составить серьезную конкуренцию израильским планам и дать значительный импульс самостоятельному экономическому развитию Палестины. Появление среди стран, которые могли бы освоить палестинское побережье, такого опытного газодобытчика, как Норвегия, конечно, не могло не насторожить Израиль. Так что на пути ближневосточного урегулирования возникает новое крупное препятствие – газовое.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться