Саммит НАТО в Ньюпорте и Минский протокол

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Встреча в Ньюпорте (Уэльс) будет едва ли не самой судьбоносной для альянса со времен холодной войны, и повестку дня задает российский президент, писали накануне саммита НАТО западные СМИ, называя В. Путина «новым Бонапартом Европы». «Путин знает, что НАТО не будет воевать из-за Украины, и, следовательно, он может заполучить буферную зону вдоль границ и вдобавок снискать славу у себя на родине». А в Foreign Affairs и вовсе появился тезис о том, что победа Киева на Донбассе стала невозможной и лучше оттуда уйти.

Несколько раньше неназванный высокопоставленный генерал альянса заявил, что «в военном отношении Киев проиграл конфликт». По его словам, президенту Украины Петру Порошенко «диктуют, куда он может передислоцировать своих людей», а «на языке войны это называется победой».

Маневры дипломатии накануне саммита

Последнее, похоже, осознали и киевские власти. 3 сентября состоялся телефонный разговор Петра Порошенко с Владимиром Путиным, в ходе которого, как сообщила пресс-служба украинского президента, была достигнута договоренность о «режиме прекращения огня на Донбассе». После сообщений из Киева в Кремле разъяснили, что президент РФ Владимир Путин и президент Украины Петр Порошенко обсуждали не прекращение огня на Донбассе, а шаги, которые бы этому способствовали.

Одновременно с «мирными намерениями» украинский Кабмин одобрил проект закона об отмене внеблокового статуса государства и взятии курса на вступление в НАТО. Премьер Арсений Яценюк отметил, что Украина стремится к получению «специального статуса» отношений между страной и НАТО. «НАТО следует предоставить Украине статус особого партнера, партнера номер один», — уточнил Яценюк. Он добавил, что Украине нужна новая военная доктрина, в которой Россия будет называться страной-агрессором. 

Барак Обама в канун саммита «обнаружился» в Эстонии, где он явно нарочито демонстрировал готовность «защищать союзников», которым на деле никто не угрожает. Он заявил, что пока рано говорить о прекращении огня на Украине, поскольку условия достигнутых ранее соглашений о перемирии не соблюдались. По его мнению, на Украину вошли «боевые подразделения с российским оружием и на российских танках». «Мы должны объединиться перед лицом агрессии России на Украине», - сказал он.

Владимир Путин между тем оперативно предложил план мирного урегулирования. Он включает в себя семь пунктов, среди которых - отвод украинских войск на безопасное расстояние, организация гуманитарных коридоров и ремонт разрушенной инфраструктуры на Донбассе. ЕС и Пекин план Путина немедленно поддержали, а в Госдепе традиционно «засомневались».

Стало также известно, что значительные силы украинской армии и Национальной гвардии выведены из ДНР. «Пока мы затрудняемся пояснить смысл этого маневра. Возможно, силовики решили сосредоточиться на обороне Запорожской и Днепропетровской областей… или вовсе убедились в бесперспективности атак на ДНР», - заявили в штабе вооруженных сил республики.

Оставалось дожидаться, как на все эти новости отреагирует саммит НАТО, состоявшийся 4-5 сентября в Ньюпорте (Уэльс) под охраной десяти тысяч полицейских. 

«Украинский вопрос»

Хотя Украина не является членом НАТО, события на востоке этой страны обещали быть в центре внимания уэльского саммита. Фамилия Порошенко звучала в пресс-центре чаще других. Украинский президент встретился с лидерами пяти ведущих западных стран - США, Великобритании, Германии, Франции и Италии, а также принял участие в заседании комиссии НАТО - Украина. Но вот результаты саммита для Киева оказались несколько иными, чем те, на которые рассчитывали.

На полях саммита Петр Порошенко заявил, что альянс предоставит военную помощь Украине. По его словам, НАТО предполагает принять декларацию о представлении такой помощи в связи с «агрессией России». В декларации будет, мол, подчеркнуто, что альянс поддерживает решительные действия стран-членов в обеспечении военно-технической поддержки Украины. «Это – именно то, чего мы ожидали», - сказал украинский президент.

Однако преждевременный оптимизм киевских властей быстро умерил генсек Андерс Фог Расмуссен, который по итогам первого дня работы саммита заявил, что НАТО не будет «вмешиваться в национальный процесс принятия решений странами альянса о военных поставках на Украину». «НАТО как организация не имеет собственного оружия или военной техники, – пояснил Расмуссен. – Решение о поставках принадлежит отдельным государствам. В этой связи НАТО не будет вмешиваться в национальный процесс принятия решений странами альянса о военных поставках на Украину». То есть вопрос военной помощи Киеву отдан на откуп руководству стран – членов альянса.

Стоит заметить, что канцлер Германии Ангела Меркель назвала поставку оружия на Украину «нецелесообразной». А на саммите она подтвердила намерения НАТО искать политический путь урегулирования конфликта на Востоке Украины и не обращаться к военным мерам. «Мы хотим мирного решения и, конечно, готовы говорить об этом с Россией», - заявила глава правительства ФРГ. Вместе с тем Меркель подчеркнула готовность к дальнейшим санкциям в отношении Москвы. По ее словам, с помощью дополнительных штрафных мер Запад готов «подкрепить свои политические требования». Холодным душем для Петра Порошенко стало также заявление Меркель о том, что Киеву не стоит надеяться на вступление в альянс. «О членстве в НАТО речи не идет», - сказала, как отрезала, канцлер Германии.

«Мирные» намерения канцлера, очевидно, укрепило и полученное накануне письмо американских разведчиков-отставников. Среди прочего, в нем сказано: «Антипутчисты-федералисты пользуются на юго-востоке Украины значительной поддержкой местного населения… мы не сомневаемся, что Россия оказывала им поддержку, главным образом, в виде отличной информации о ситуации на театре военных действий. Но более чем не очевидно, что в эту поддержку входят танки и артиллерия — прежде всего потому, что у федералистов прекрасные командиры и удивительная способность громить правительственные силы».

Когда же президент Литвы Даля Грибаускайте в обращении к ЕС заявила, что нужно оказать немедленную военную помощь украинской армии, министр иностранных дел Италии и Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини не согласилась с этим, отметив, что кризис нельзя разрешить военными методами.

В результате на главный для официального Киева вопрос о том, чем НАТО может помочь, ответы на саммите имели частичный характер. Фог Расмуссен заявил, что альянс поддерживает Украину, призвал Россию отказаться от «аннексии Крыма» и прекратить поддержку «сепаратистов» Донбасса. Такие призывы звучали и раньше. Не стало новостью и заявление о трастовых фондах, при помощи которых НАТО планирует помочь Украине модернизировать свою армию. Поставок вооружений, в том числе высокоточных, Киев ждет от отдельных членов НАТО, заявил президент Порошенко. Ни стран, ни типы вооружения он не назвал. 

Возможно, в Киеве рассчитывают на США, где сенаторы ранее потребовали от конгресса принять решение о поставках оружия на Украину. Сенатор Джон Маккейн считает, например, что страны НАТО должны предоставить Украине противотанковое оружие и средства воздушной обороны. Однако конгрессмены не торопятся, явно рассчитывая на «мирное урегулирование». Пока же Барак Обама, чтобы доказать «солидарность с народом Украины», пообещал, что 200 американских солдат примут участие в учениях на Украине. Приедут на Украину также американские военные инструкторы и эксперты. Вопрос же о членстве Украины в НАТО, как видно, остался за скобками саммита. Порошенко намекнул, что время для этого еще не пришло. 

По итогам рассмотрения «украинского вопроса» НАТО сделала заявление о своей поддержке Украины перед лицом российской политики «дестабилизации». Альянс призвал Россию «отозвать свои войска» с территории Украины и «прекратить незаконную аннексию Крыма». Альянс также пообещал выделить Украине помощь в размере 15 млн. евро (?!).

Комментируя это заявление, генсек Андерс Фог Расмуссен сказал, что никто не хочет конфликта с Россией и что лучший выход из создавшегося кризиса лежит в политической плоскости. Одновременно Расмуссен сообщил, что Основополагающий акт Россия - НАТО 1997 года остается в силе, хотя Россия якобы «допустила серьезные нарушения его принципов». Как известно, в акте зафиксирован принцип отказа от применения военной силы во внешней политике, а также декларация РФ и НАТО, из которой следует, что они больше не считают друг друга противниками.

План действий по повышению боеготовности альянса

Дальше саммит без проволочек утвердил План действий по повышению боеготовности альянса. «План действий по повышению боеготовности НАТО обеспечит видимое повышение присутствия альянса в Восточной Европе», - заявил в пятницу генсек НАТО. По его словам, НАТО будет «обеспечивать присутствие в Восточной Европе своих сил на ротационной основе». Альянс принял решение о создании специальной Передовой группы в составе Сил быстрого реагирования НАТО численностью несколько тысяч человек, которая должна быть способна развернуться в любой точке мира в течение двух дней.

Места базирования Передовой группы Сил быстрого реагирования НАТО пока не определены. В то же время генсек НАТО заявил, что он «уже получил сигналы стран Прибалтики, Польши и Румынии», которые хотели бы разместить эти силы у себя.

Расмуссен также пообещал, что альянс расширит «штабную и логистическую инфраструктуру в Восточной Европе», чтобы обеспечить условия для оперативного развертывания морских, наземных и воздушных сил. Кроме того, НАТО «приступает к регулярному проведению внезапных учений», чего в последние два десятилетия в альянсе не наблюдалось. Очевидно, повлияла соответствующая практика России.

Расмуссен считает, что принятые меры по укреплению обороноспособности призваны убедить потенциальных агрессоров, что против них «встанет весь альянс». «План действий по повышению боеготовности НАТО обеспечит видимое повышение присутствия альянса в Восточной Европе», - заявил генсек. Однако перенаправлять систему ПРО против России, о чем немало раньше говорилось, альянс не будет.

С учетом новых задач члены НАТО обязались не снижать свои военные расходы, в течение десяти лет довести их до нормы в 2% ВВП и увеличивать параллельно его росту.

Расмуссен также заявил, что альянс продолжит «политику открытых дверей» в отношении стран, которые хотят вступить в него. При этом «ни одна третья страна, не входящая в НАТО, не имеет права вето на процесс расширения альянса». По его словам, НАТО «продолжит расширенное партнерство со странами, стремящимися к вступлению в альянс» при условии выполнения ими необходимых критериев. «Сегодня мы договорились о существенном пакете мер для Грузии. Этот существенный пакет поможет Грузии продвинуться в своей подготовке к членству в НАТО», - заявил генсек альянса. 

Перемирие из Минска

Когда появилась информация о том, что 5 сентября Киев может договориться с повстанцами о прекращении огня, эта новость мгновенно вытеснила все остальные. Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сказал на брифинге, что пришло время «прямых переговоров» и у него есть «надежда». Порошенко заявил, что Украина готова прекратить огонь и что его осторожная надежда основывается на заявлениях руководства России и представителей Юго-Востока. Фог Расмуссен заметил, что, «если заявления российской стороны искренни, мы их приветствуем».

В работе контактной группы приняли участие бывший президент Украины Леонид Кучма, премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко, глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий, посол РФ в Киеве Михаил Зурабов, а также официальный представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации на Украине Хайди Тальявини.

Участники встречи подписали протокол о прекращении огня на Донбассе с 19.00 МСК 5 сентября. После этого президент Украины Петр Порошенко и руководители двух республик отдали приказы о приостановке огня в зоне конфликта.

Затем с официальным заявлением выступили участники контактной группы. «Большинство пунктов этого протокола соответствуют нашим требованиям, - заявил глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий. - Но прекращение огня не означает изменение курса на отсоединение от Украины. Эта мера вынужденная». Премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко, в свою очередь, подчеркнул, что «прекращение огня позволит сохранить жизнь людей: не только мирных граждан, но и тех, кто сражается с оружием в руках, сражается за свои идеалы».

Известно, что протокол составлен на основе планов Путина и Порошенко с учетом мнения руководителей ДНР и ЛНР. Протокол, в частности, предусматривает прекращение огня, отвод войск, обмен пленными и ряд других мер – всего 14 пунктов. По первым трем соглашение достигнуто. По остальным, в том числе созданию гуманитарных коридоров и пунктов концентрации гуманитарной помощи, переговоры продолжаются. 

«В администрации президента России приветствуют подписание в Минске протокола по итогам консультаций контактной группы по реализации инициатив президентов РФ Владимира Путина и Украины Петра Порошенко», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

В свою очередь генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен по итогам саммита альянса также заявил, что организация «тепло приветствует» подписание соглашения о перемирии между Киевом, ДНР и ЛНР. «НАТО надеется, что минские соглашения станут началом конструктивного политического процесса на Украине», — подчеркнул Расмуссен, на место которого с 1 октября придет нынешний премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг.

Остается добавить, что перемирие делает ненужным новый виток западных санкций против России, имеющих на сей раз на прицеле ее оборонно-промышленный комплекс. Да и французские «Мистрали» теперь никуда не уплывут. Кстати, Ангела Меркель уже заявила, что принятие ЕС новых санкций против России может быть отложено, если в кризисной ситуации на Украине будет отмечена деэскалация. 

* * *

С политической точки зрения для Порошенко и его правительства заключение перемирия – это немалый риск в преддверии парламентских выборов в конце октября. Угроза исходит прежде всего со стороны националистических «батальонов», понесших в последние дни большие потери. Эти силы вряд ли согласятся с политической логикой перемирия. На выборах может возрасти популярность радикальных партий, а после них возможен новый Майдан.

А вот для российской внешней политики подписание Минского протокола – несомненный успех. Нельзя исключить, что Юго-Восток станет еще одним «замороженным конфликтом» на пространстве бывшего СССР. Однако Россия, в отличие от Украины, обладает громадным опытом обращения подобных конфликтов в свою пользу. Во всяком случае, для Киева было бы тяжелой ошибкой рассчитывать на то, что возможно возвращение Донбасса в прежнее состояние подчинённости Киеву.

Обозреватель Forbes Имонн Финглтон 4 сентября писал, что вне зависимости от того, как разрешится противостояние из-за Украины, репутация Владимира Путина значительно окрепнет. «По сути, Путин - новый Наполеон, а украинский кризис - его Аустерлиц от дипломатии: он сохранит за собой Крым и значительно повысит способность русскоязычных меньшинств в восточных областях Украины сопротивляться Киеву», - говорится в статье. Теперь после саммита в Ньюпорте и заседания контактной группы в Минске с этим мнением можно согласиться.