С кем собирается воевать Обама – с Сирией или с «Исламским государством»?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

США начали войну против террористической группировки «Исламское государство» (ИГ). Об этом заявил президент Барак Обама, выступая в Белом доме с телеобращением к согражданам и излагая стратегию противодействия ИГ с участием «широкой коалиции». Вашингтон уже начал втягивать в ее ряды своих союзников по НАТО и государства Ближнего Востока. Однако далеко не все, памятуя о том, как крушение нью-йоркских небоскрёбов 11 сентября 2001 года открыло путь к вторжению США в Афганистан, готовы присоединиться к коалиции, сколачиваемой Америкой на этот раз.

В МИД России выступление президента США Барака Обамы с изложением стратегии борьбы «Исламского государства» назвали небесспорным. Не верят американскому президенту и в Тегеране. В заявлении МИД ИРИ подчеркивается, что «некоторые из членов этой коалиции сами финансировали террор, а другие смотрели со стороны, как террористы творили свои черные дела». Действительно, Белый дом не может ответить на вопрос, почему для США «хорошие террористы» превратились вдруг в «плохих террористов». Для администрации Обамы боевики, ведущие борьбу против президента Башара Асада в Сирии, – друзья, но они загадочным образом превращаются во врагов, как только переносят свою деятельность в Ирак.

Прошло 13 лет со дня теракта 11 сентября в Нью-Йорке. В 2001 году вооруженные силы США отправились в Афганистан для ликвидации организации Усамы бен Ладена. Их поддерживала крупнейшая за всю историю коалиция. Однако, возглавив «глобальную войну с терроризмом», США достигли немногого. После двух кровопролитных войн в Афганистане и Ираке Вашингтон и его союзники смогли лишь уничтожить лидера «Аль-Каиды» и некоторых других, но не смогли – или не захотели – подавить созданные теми террористические группировки.

Так, американцы использовали вторжение ИГ и создавшееся положение в Ираке для замены ставшего слишком лояльным к Тегерану премьер-министра Нури аль-Малики, а заодно провели другие нужные им перестановки в иракском руководстве. Напомним, что вооружённый конфликт на севере Ирака начался 10 июня 2014 года, но три месяца Вашингтон медлил, объявив лишь об отправке в зону конфликта 300 военных консультантов, хотя ответственность США за происходящее в Ираке исключительно велика.  

«Исламское государство» стало порождением американского вторжения в Ирак в 2003 году. За десть с лишним лет эта террористическая группировка усилилась и обрела высокую боеспособность. В ее рядах - тысячи изгнанных американцами из иракской армии бывших офицеров. Пагубной оказалась и политика США на передачу всей власти в Ираке представителям шиитской общины. Сейчас «Исламское государство» целиком и полностью опирается на суннитскую конфессию, занимая непримиримо антишиитскую позицию. Эта идеология оказалась востребованной среди значительной части суннитов Ирака, поддержавших ИГ. В речи президента США нет ни слова о том, как преодолеть эту межрелигиозную вражду. При этом Обама даже не решил, кто для его администрации враг номер один – террористы ИГ или Башар Асад.

Сирия уже давно воюет с террористами «Исламского государства» на своей территории, но США полностью игнорируют этот факт. Мари Харф, представитель Госдепа США, подтвердила, что от планов свержения законного правительства Сирии Белый дом не отказался. «Мы последовательно увеличиваем поддержку умеренной оппозиции в Сирии, представителей которой Дамаск теперь называет террористами... Сейчас мы разборчиво подходим к вопросу поддержки какой-либо из сторон», - завила она.

Американская «разборчивость» нужна для распределения нового финансового транша среди боевиков сирийской оппозиции, мало отличающихся от боевиков ИГ. Обама вновь запрашивает у конгресса США на эти цели 500 млн. долларов. Вдобавок президент США заявил о возможности нанесения американскими вооруженными силами ударов по позициям ИГ на территории Сирии без согласия ее законного правительства: «Я ясно дал понять, что мы будем охотиться за террористами, которые угрожают нашей стране, где бы те ни находились. Это означает, что я не буду колебаться предпринимать действия против ИГ в Сирии, а также в Ираке. В этой борьбе мы не можем полагаться на режим Асада, который терроризирует свой народ… Вместо этого мы должны укреплять оппозицию – главный противовес экстремистам ИГ». Как видно, американский президент в ряды инициируемой им коалиции хочет поставить «хороших террористов», противопоставив их «плохим». Подобная корпоративность не может устроить дорожащие своей международной репутацией государства.

Россия считает планы нанесения ударов по сирийской территории подготовкой агрессии. «Хорошо, конечно, что США, долгое время закрывавшие глаза на бесчинства радикальных исламистов в Сирии в расчете использовать их для свержения законного правительства в Дамаске, наконец, осознали масштабы бедствия, охватившего весь ближневосточный регион. Правда, пришло это признание только после того, как радикалы захватили немалую часть иракской территории, провозгласили создание «халифата» и зверски убили американских журналистов. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда», - отмечается в комментарии МИД РФ.

Корыстная медлительность президента Обамы уже стоила Ираку тысячи жизней мирных граждан и потери правительственными войсками контроля над значительной частью страны. Сейчас ИГ контролирует районы на севере Ирака и в Сирии общей площадью примерно 90 тыс. кв. км, что равно площади Бельгии. На территории, подконтрольной ИГ, оказались такие крупные иракские города, как Тикрит, Мосул, Фаллуджа, Таль-Афар, а в Сирии — город Ракка. В захваченных ИГ районах Ирака и Сирии проживают до 8 млн. человек. Молчавшее ранее ЦРУ сразу же после телеобращения Обамы объявило, что «боевиков ИГ в 3 раза больше, чем предполагалось» - около 31 тысячи.

Госсекретарь США зря сомневается в том, сознаёт ли Россия, что ИГ «представляет опасность и для нее самой». Россия готова присоединиться к международным усилиям, направленным на борьбу с терроризмом, но Керри напрасно думает, что «со временем Россия поймет, что в ее интересах… прекратить поддерживать таких людей, как президент Сирии Башар Аль-Асад». Москва уже заявила, что авиаудары США по боевикам ИГ в Сирии без одобрения ООН стали бы грубым нарушением международного права. Воинственные планы Вашингтона могут опять привести к тому, что ситуация на Ближнем Востоке станет полностью неконтролируемой.

Иранская реакция на события в Ираке близка к позиции Москвы. Спикер парламента ИРИ Али Лариджани считает, что «США играют с огнем в регионе, им стоит знать, что нельзя атаковать Сирию под предлогом борьбы с Исламским государством». В Тегеране не сомневаются, заявил также глава Верховного совета по национальной безопасности Ирана Али Шамхани, что «под предлогом борьбы с терроризмом, США хотят проводить одностороннюю политику и нарушать суверенитет стран региона». 

Другие материалы