16-17 октября в Милане проходит 10-й саммит форума «Азия-Европа» (АСЕМ). Однако проблемы отношений между Европой и стремительно развивающейся Азией беспокоили участников саммита куда меньше, чем события на Украине. Центральным событием дня стали многочисленные встречи президентов и высокопоставленных представителей ЕС, а также В.Путина и П.Порошенко по украинскому вопросу. Особенно беспокоила европейцев судьба поставок российского газа через территорию Украины.
15 октября П.Порошенко сообщил, что «по просьбе европейской стороны состоялась телефонная конференция по поводу необычайно важной встречи завтра в Милане, где лидеры европейских государств вместе со мной, президентом Украины, проведут необычайно важные переговоры с руководством Российской Федерации по крайне важным вопросам». По его словам, ключевыми вопросами для обсуждения во время этой встречи должны были стать: восстановление мира на Украине, обеспечение мирного процесса, развитие политического процесса, дээскалация на востоке страны. С похожими заявлениями выступили президент США Б.Обама, президент Франции Ф.Олланд, премьер-министр Италии М.Ренци, премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон, канцлер Германии А.Меркель.
Однако встречи 16 и особенно 17 октября показали, что достичь быстрых и удовлетворительных результатов будет сложно. О том, что разногласия есть и они существенны, еще в четверг заявил Д.Песков по результатам встречи В.Путина и А.Меркель; по его словам, хотя стороны почти 2,5 часа обсуждали сложившуюся на Украине ситуацию, однако их взгляды на то, что является причиной возникшего конфликта, так и остались несогласованными. Та же констатация последовала и по итогам встречи 17 октября: «С сожалением можем отметить, что со стороны некоторых участников наблюдается полное нежелание понять реальное положение дела на юго-востоке Украины. Некоторые участники проявили абсолютное нежелание даже пытаться быть объективными».
Вместе с тем заинтересованность в нахождении взаимоприемлемых решений, несомненно, существует. С утра 17 октября состоялась встреча в широком кругу: канцлер Германии А.Меркель, президент Франции Ф.Олланд, премьер Великобритании Д.Кэмерон, премьер Италии М.Ренци, президент Еврокомиссии Ж.-М. Баррозу, президент Европейского Совета Г. ван Ромпей и будущий комиссар по вопросам внешней политики ЕС Ф.Могерини. С обеда начала работать так называемая нормандская группа, а к вечеру началась и двухсторонняя встреча между Путиным и Порошенко.
Похоже, более всего позиции участников разошлись по вопросу о том, что касается комплексного урегулирования украинского конфликта и судьбы Минского меморандума. По результатам утренней, а во многом и послеобеденной встречи большинство ее участников констатировали крайне слабый прогресс.
Даже, казалось бы, оптимистичное заявление М.Ренци, что дискуссия была конструктивной, сопровождалось важным уточнением: «Это решение не может быть найдено немедленно, но мы продолжим работу в ближайшие часы, а также дни и месяцы». Стало очевидно, что таких решений, на которые рассчитывали Киев, Брюссель и Вашингтон (незримое присутствии США на переговорах ощущалось), так и не было утверждено. По словам П.Порошенко, результат переговоров – подтверждение всеми сторонами незыблемости Минского меморандума и уточнение ситуации с проведением местных выборов на территории ДНР и ЛНР: «Первое решение: стороны четко остаются на положениях Минского меморандума и концентрируют усилия на том, чтобы выполнить все без исключения 12 пунктов. Второе: местные выборы, которые должны пройти на тех территориях, которые определены этим меморандумом, должны базироваться на законе, который я вчера подписал (имеется в виду Закон о специальном статусе Донецкой и Луганской областей, подписанный Порошенко 16 октября. – Авт)». В отношении Минского меморандума – ничего нового: все стороны и так его признавали, иначе не подписывали бы. «Успех» же в переговорах по поводу выборов еще более призрачный: утром 17 октября премьер-министр ДНР А.Захарченко заявил, что ни ДНР, ни ЛНР не признают правомочности подписанного Порошенко закона ввиду того, что на республики власть Киева больше не распространяется: «Украина может принимать любые законы, нас они не касаются. Мы самостоятельное государство, за независимость которого проголосовали ее граждане. У Киева есть иллюзия, что он нами управляет, на деле же это не так». К тому же на переговорах в Минске не было представителей ни ДНР, ни ЛНР.
Что касается проблем с газом, то и тут всё остаётся неясным. П.Порошенко оповестил о том, что в газовом вопросе есть «некий сдержанный прогресс». Правда, что именно украинский президент имел в виду, понять трудно. Из слов председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера следует, что в Милане изменения контракта по транзиту газа в ЕС через Украину не обсуждались и не являлись «предметом переговоров».
На Западе по-прежнему не хотят вникать в суть происходящего на Украине, продолжая оперировать умозрительными определениями. Миланский раунд переговоров не принёс успеха. Возникает стойкое ощущение, что как только к тройственным переговорам Евросоюз – Украина – Россия в той или иной форме подключаются США, прогресс в деле урегулирования украинского кризиса прекращается. Видимо, с точки зрения Вашингтона пролонгация кризиса несёт сразу двойную функциональную нагрузку: погружает Украину в состояние «управляемого хаоса» и вынуждает Европу ослаблять как себя, так и Россию санкциями и контрсанкциями.