В психиатрии термином «изменённое сознание» обозначается особое состояние сознания, существенно отличающееся от нормального. Вчитываясь в текст традиционного обращения президента США Барака Обамы к нации, задаёшься вопросом, действительно ли американский лидер видит мир таким, каким рисует его в своих речах, или эти рисованные фантазии в духе мультипликации Уолта Диснея специально предназначены для внутреннего потребления граждан США.
Американцам не привыкать потреблять подобный продукт. Бесчисленные голливудские Рэмбо, благородные киношные президенты, отчаянные рядовые Райаны, регулярно спасающие мир от какой-нибудь чумы, будучи помещёнными в поле информационного гипноза, давно уверили американцев в том, что их страна «самая-самая», а американец – это вершина развития человека разумного.
Многочисленные на Западе закрытые общества, сосредоточив в своих руках мощный арсенал воздействия на массовое сознание, хорошо научились управлять этим сознанием в собственных интересах. С этой точки зрения ежегодное обращение американского президента к нации является рутинным актом оболванивания, способствующего тому, чтобы американский караван, как бы ни лаяли его недоброжелатели внутри США и за рубежом, шагал и дальше.
А можно ли, оперируя представлениями науки об изменённом сознании, вообразить другой тип поведения президента США? Например, представить, что в своем обращении президент обратится к нации с такими словами:
«Простите меня, леди и джентльмены, за то, что я так долго вас обманывал. Я выполнял свой долг. Я всегда хотел вам добра, но некоторые люди в нашей стране обязывали меня тратить ваши деньги на расширение военного присутствия в странах, далеких от Америки. Эти люди добились того, чтобы наша армия вторглась в Афганистан, и тринадцать лет мы строили там демократию. Теперь, когда мы ушли из этой страны, там воцарится диктатура «Талибана». Мы напрасно загубили там жизни наших парней и огромные деньги, а добились лишь ненависти мусульман. В итоге возникли международные террористические армии, которые грозят взять под контроль целые страны, и мы вынуждены начинать против них новые войны. Будьте готовы: скоро вам снова придётся посылать своих сыновей в Ирак. Есть вероятность, что в этой войне мы снова не добьемся успеха, потому что пули против ислама бессильны. Возможно, нам следовало бы прекратить провоцировать мусульман и не содействовать распространению терроризма. Однако мы не можем этого сделать, потому что тогда прекратятся войны, остановится наша военная промышленность, наши генералы останутся без работы, а наша наука безнадёжно отстанет. Люди, санкционировавшие мое избрание на пост президента, требуют продолжения курса на установление контроля США над миром. В этой политике - залог нашего процветания и подтверждение нашей исключительности. У нас нет другого выхода.
Мы запрещаем украинскому правительству вступать в переговоры с их оппонентами на востоке, потому что превращение Украины в федерацию с преобладанием русского языка перечеркнет наши планы. Такая Украина не согласится на американское военное присутствие. Поэтому мы будем требовать от украинского правительства воевать до последнего русского. Мы будем продолжать утверждать, что Россия напала на Украину. Мне трудно об этом говорить, но это единственный способ заставить мир поддержать Америку. Правда о настоящем положении вещей выглядит иначе, но мы приложим все силы, чтобы мир не узнал правды. Ради будущего Америки мы должны выиграть эту информационную войну.
Мы будем постоянно соединять военные усилия с дипломатией, но наша дипломатия – это дипломатия большой дубинки. Европа нуждается в такой дубинке, чтобы поддерживать наши санкции против России, и мы заставим наших союзников действовать так, как нам нужно. Да, союзники в Европе все больше не любят нас, но лучше пусть страдает Европа, чем поколеблется могущество Америки.
Дорогие американцы! Правда о нашем положении состоит в том, что Америка стала похожа на Римскую империю времён упадка. Мы всемерно используем ресурсы наших заокеанских провинций, мы будем продолжать выкачивать из них всё, что только возможно, но на этих территориях нарастает протест против нас. Мы несём миру свободу и демократию, но нас не хотят слушать. Поэтому, повторяю, нам всё чаще и дальше придётся прибегать к силе. Мы не можем позволить себе нерешительность. Если мы засомневаемся в исключительности Америки и начнём колебаться, баланс сил в мире склонится не в нашу пользу. Поэтому я со всей прямотой заявляю: в своей международной политике мы, не колеблясь, как и прежде, будем проводить тайные операции, применять силу, обман, коварство. Это единственный способ сохранить завоевания американского народа и не допустить, чтобы Соединённые Штаты Америки исчезли с карты мира, как исчезла Римская империя».