Экономические войны и экономические санкции (III)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I, часть II

За длительный период активного использования в мире экономических санкций накапливался опыт как организации таких санкций, так и противодействия им. Пожалуй, наиболее богатый опыт противодействия санкциям накоплен Россией, и почти весь он приходится на советский период ее истории. 

Советский опыт противодействия экономическим санкциям

В начальные годы существования советской России торговая и морская блокада со стороны бывших её союзников (стран Антанты) преодолевалась за счет организации товарных потоков через нейтральные страны (Персию, Турцию, Китай) или же через контрабандные коридоры (один из главных таких коридоров проходил через Прибалтику и Скандинавию). После того как в конце 1929 года разразился мировой экономический кризис, Советский Союз стал играть на противоречиях между странами Запада, добиваясь ослабления или даже отмены санкций некоторыми из них. 

Стратегическим решением проблем, порождённых экономическими санкциями, стала индустриализация Советской России. Одной из главных задач индустриализации в декабре 1925 года было объявлено максимальное снижение зависимости советской экономики от внешних рынков, опора на собственные ресурсы и собственное производство. В период 1929-1941 гг. в стране было построено почти 10 тысяч предприятий, которые производили производства средств производства, товары народного потребления, а также все виды оружия и военной техники. Экономика того периода была мобилизационной, важнейшими её элементами были: централизованное управление народным хозяйством, 100-процентное участие государства в промышленности, среднесрочное (пятилетнее) директивное планирование, коллективизация сельского хозяйства, полное искоренение любых форм капитала (промышленного, торгового, денежного), огосударствление денежно-кредитной системы, выравнивание уровней жизни всех слоев населения (социальные программы, борьба с нетрудовыми доходами и т.д.), государственная монополия внешней торговли, государственная валютная монополия. 

С первых шагов индустриализации удалось найти подход к американским компаниям, которые находились в условиях тяжелейшего экономического кризиса. Именно они осуществляли поставки оборудования для строек первой пятилетки в СССР, производили монтаж оборудования и пуско-наладочные работы. Поставки осуществлялись на условиях коммерческого кредитования, что снимало остроту проблем, связанных с нехваткой валюты. Затем американское «окно возможностей» стало постепенно закрываться, в последующие годы главными поставщиками машин и оборудования стали германские фирмы. Примечательно, что индустриализация проводилась абсолютно без привлечения в советскую экономику иностранных инвестиций. Ранее иностранный капитал присутствовал в СССР лишь в виде концессий, последние из них были ликвидированы в 1932-1933 гг. (1) На протяжении нескольких десятилетий советская экономика имела автаркический характер: доля экспорта и импорта в валовом продукте СССР составляла всего несколько процентов. Это делало Советский Союз малоуязвимым по отношению к экономическим санкциям. 

Однако с середины 1970-х гг. зависимость СССР от экспорта и импорта стала усиливаться. В 1973 году цены на нефть на мировом рынке подскочили в 4 раза. Вместо того чтобы продолжать укреплять промышленный потенциал страны, советское руководство пошло по пути наименьшего сопротивления. Экономические, социальные, военные проблемы страны начали решаться с помощью нефтедолларов, отчего последние полтора десятилетия существования СССР эффективность экономических санкций Запада неуклонно повышалась. Обвал цен на нефть на мировом рынке в 1986 году формально нельзя отнести к экономическим санкциям против СССР, но нет сомнения в том, что этот обвал был спланирован Вашингтоном с целью окончательного подрыва советской экономики. Это была акция экономической войны, и она достигла цели. Через пять лет Советский Союз перестал существовать. 

Иран и Ирак: три уровня противодействия санкциям

Среди стран, которые достаточно успешно противодействовали экономическим санкциям Запада в последние годы, можно назвать Ирак и Иран. Против первого санкции действовали фактически в 1990-2003 гг. (формально – до 2010 года), против второго – с 1979 года по настоящее время. В обеих странах можно выявить три уровня противодействия санкциям:

- адаптация внешнеэкономической деятельности к запретам и ограничениям со стороны санкционирующих стран;

- замещение импорта внутренним производством и диверсификация товарной структуры экспорта;

- меры в сфере распределения жизненно важных товаров.

Меры по адаптации внешнеэкономической деятельности к условиям санкций

Здесь выделятся следующие направления: 

а) переориентация во внешнеэкономической деятельности на государства, которые не участвуют в экономических санкциях («неприсоединившиеся государства»); 

б) использование для международных расчетов средств, альтернативных доллару США и евро; 

в) использование для торговли компаний-посредников, выступающих под флагами самых разных государств. 

Санкции против Ирака были введены ООН, но даже этого оказалось недостаточно, чтобы организовать вокруг страны железное кольцо блокады. Ирак заключил соглашения с соседними государствами – Иорданией, Египтом, Турцией, через которые шли поставки нефти из Ирака и импорт в Ирак широкого ассортимента товаров (от машин, оборудования и военной техники до продовольствия и медикаментов). Вашингтону все эти операции были известны, но давление США на соседние с Ираком страны эффекта не давало. По данным ЦРУ, за годы санкций Ирак сумел продать нефти на сумму 75 млрд. долл. Кроме канала межгосударственных соглашений для международной торговли использовались контракты с компаниями-посредниками и даже с физическими лицами. Среди таких физических и юридических лиц было немало граждан и фирм из Китая, Франции, России. Некоторые из юридических лиц были фирмы-однодневки, которые создавались ради исполнения одного контракта. 

Блокада, которую США много лет пытались организовать вокруг Ирана, выглядит еще более «дырявой». Санкции США против этого государства не являются санкциями ООН. Лишь в начале 2010 года Вашингтону удалось подключить к санкциям против Ирана Европейский союз, но за год-два Иран переориентировался с европейского рынка на рынки таких государств, как Китай, Индия, Турция, Россия. Ряд соседних с Ираном небольших арабских государств используются в качестве транзитных пунктов торговли. До присоединения ЕС к санкциям Вашингтона, многие европейские компании успели сделать немалые инвестиции в экономику Ирана. Например, французские компании обосновались в автомобильной, немецкие и английские – в горнодобывающей промышленности Ирана. Сейчас эти европейские компании продолжают сотрудничество с Ираном, но не напрямую, а через государства и фирмы, играющие роль посредников. Например, они могут отправлять оборудование на фиктивные адреса в Турцию, далее из Турции оборудование следует в Дубай (ОАЭ), а оттуда – в иранский порт Бендер-Аббас. Имеются и другие транзитные маршруты - через Южную Африку, Малайзию. Нередко схемы движения товаров спрямляются, товары курсируют напрямую между Ираном и Турцией. Для Турции, хотя она и является членом НАТО, Иран остается крупнейшим торговым партнером (правда, официальная статистика Турции не отражает ее торговлю с Ираном в полном объеме). 

Крайне важным для санкционируемых стран является уход от расчетов в основных резервных валютах, особенно в долларе США. Такие расчеты контролируются Западом, поскольку операции проходят через корреспондентские счета американских и европейских банков. На сегодняшний день Иран почти полностью эмансипировался от доллара в своих расчетах по торговле. Довольно существенная часть торговли Ирана осуществляется на основе бартера, то есть прямого товарного обмена. Всё большая часть торговых сделок обслуживается с помощью валют стран – торговых партнеров Ирана. Это, прежде всего, китайский юань, индийская рупия, южнокорейский вон. Используется также российский рубль. Еще одним инструментом расчетов становится золото. 

Кроме того, в Иране наблюдается тенденция к усилению государственного контроля в денежной и валютной сфере. Для укрепления риала Банк Ирана приобретает золото у Индии и Турции и иностранную валюту через сеть менял в Ираке. Государство вернулось к ограничению валютного обмена, введены единые валютные курсы. В Банке Ирана создан центр по экономической и валютно-денежной стабилизации. 

Замещение импорта внутренним производством

Особенно актуальной для Ирака и Ирана стала задача замещения импорта продовольствия отечественным производством. Сразу же после введения в 1990 году санкций против Ирака его правительство приняло ряд решений по увеличению собственного сельскохозяйственного производства как за счет более полного вовлечения земель в хозяйственный оборот, так и за счет субсидирования сельских производителей и гарантированных государственных закупок. Декрет №367 Совета революционного командования Ирака гласил: «Все земли, которые не используются их владельцами или другими в соответствии с их сельскохозяйственным предназначением, будут национализированы без компенсации». Министерство сельского хозяйства компенсировало фермерам до 100% стоимости семян, в 1990 г. на это было потрачено 586 млн. динаров. Иракское сельское хозяйство стало плановым: фермерам давались подробные указания, что сажать, когда и как; несоблюдение указаний было наказуемым. К октябрю 1992 г. правительство начало скупать весь урожай без посредников. Эти меры помогли значительно повысить объемы собранного урожая. Согласно иракским официальным источникам, в 1989 году было собрано 1 млн. тонн урожая, с 1990 г. – 2,5 млн. тонн. Площадь пахотных земель увеличилась на 50%.

Иран также стал проводить политику импортозамещения, причем не только по продовольствию, но и по широкому спектру промышленной продукции. 23 августа 2012 года Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал правительство страны создать «экономику сопротивления», способную противостоять международным санкциям. Этот новый термин фактически обозначал продолжение курса экономического джихада, официально провозглашенного Рахбаром в 2011 году, а по сути проводившегося с первых дней существования ИРИ. Экономический джихад преследует две главные цели: снижение зависимости Ирана от экспорта нефти и переход на экспорт продукции высокого передела; снижение импорта жизненно необходимых товаров, в первую очередь продовольствия и медикаментов. 

Иран: диверсификация товарной структуры экспорта и поиск новых торговых партнеров

Сторонники ужесточения санкций против Ирана на Западе пытаются доказать, что иранская экономика под давлением санкций все больше слабеет. Порой они ссылаются при этом на заявление иранского Министерства нефти от 2012 года, согласно которому после присоединения ЕС к санкциям Вашингтона доходы Ирана от экспорта нефти сократились более чем на 40%. 

Однако это очень лукавая интерпретация процессов, происходящих в экономике ИРИ. Дело в том, что Иран стал менять структуру своего экспорта за счет наращивания обработанного сырья и других (кроме нефти) товарных групп. Так, в 2012 году (2) экспорт полиэтилена и удобрений составил 9 млрд. долл., пластических масс – 3,2 млрд. долл., строительных материалов (камень, цемент и сопутствующие товары) – 8,2 млрд. долл., сельхозпродукции – 5,3 млрд. долл., ковров – 0,8 млрд. долл. 

По данным Таможенной администрации Ирана, основными партнёрами Ирана в 2013 году по ненефтяному экспорту (без газового конденсата) стали Китай, Ирак, ОАЭ, Индия, Афганистан, Турция. Все они (кроме Афганистана) показали прирост объемов закупок иранских товаров. Так, Китай в 2012 году закупил у Ирана товаров (кроме сырой нефти) на сумму 4,8 млрд. долл., а в 2013 году китайские закупки в Иране увеличились до 7,4 млрд. долл. 

Что касается основных партнёров Ирана по импорту, то они ранжировались по итогам 2013 года следующим образом: ОАЭ, Китай, Индия, Южная Корея, Турция, Швейцария, Германия. Импорт из таких стран, как Южная Корея, Швейцария и Германия, несколько сократился по сравнению с 2012 годом. Вместе с тем произошло гораздо более существенное наращивание импорта из остальных стран. Из ОАЭ импорт вырос с 9,3 до 10,8 млрд. долл., из Китая – с 7,1 млрд. до 9,6 млрд. долл. Особенно значительным был рост импорта из Индии: с 1,6 млрд. до 4,3 млрд. долл. Всё это развенчивает миф об эффективности западных санкций против Ирана. 

Доля Ирана в мировом ВВП в 2013 году составила 0,74%. Прогнозируется, что в 2014 году этот показатель вырастет до 0,76%, в 2015 году – до 0,80% и в 2016 году – до 0,85%. Доля Ирана на мировом нефтехимическом рынке составляла в начале текущего десятилетия 2,4%; в пятой пятилетней программе развития ИРИ (2011-2015 гг.) запланировано довести этот показатель до 4,9%. На нефтехимическом рынке Ближнего и Среднего Востока доля Ирана достигает 23,4%; к 2020 г. планируется довести этот показатель до 41%. 

В феврале 2014 года правительство Ирана обнародовало план действий в русле «экономики сопротивления». По сути это план мобилизации иранской экономики. Он состоит из 24 пунктов. Один из важных пунктов – развитие сотрудничества со странами, которые не участвуют в экономических санкциях на стороне США. Особо важную роль Тегеран уделяет развитию сотрудничества с Россией. 

_____________

(1) Подробности проведения индустриализации СССР в условиях экономической блокады читатель может узнать из моей книги: «Экономическая война против России и сталинская индустриализация» (М.: Алгоритм, 2014). 
(2) Здесь подразумевается иранский год, который начинается 21 марта и кончается 20 марта по европейскому календарю. В данном случае под 2012 годом имеется в виду период времени с 21 марта 2012 г. по 20 марта 2013 г. европейского календаря. По иранскому календарю это 1391 год. 
Другие материалы