Круз, Пол, Клинтон и Рубио

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Несмотря на то, что до президентских выборов в США ещё больше полутора лет, старт гонке уже дан. От демократов кандидатом выдвинулась Хиллари Клинтон; в Республиканской партии о своих президентских планах заявили сразу три человека - сенаторы Тед Круз от Техаса, Рэнд Пол от Кентукки и Марк Рубио от Флориды.

Предпочтения избирателей на грядущих выборах во многом определяются их отношением к действующему президенту. По данным агентства Гэллап, в настоящий момент деятельность Барака Обамы на посту президента США одобряют 46% американцев, тогда как 50% её не одобряют. При этом наивысший уровень одобрения в 67% отмечался в первую неделю президентства Обамы, когда его судили не по делам, а по предвыборным обещаниям. Реальная политика Обамы в значительной степени разочаровала его избирателей. Правда, его рейтинг не такой низкий, как был у Джорджа Буша-младшего на девятый год его президентства (37%), но он ниже, чем был у Билла Клинтона (60%), Рональда Рейгана (48%), Линдона Джонсона (47%) и Дуайта Эйзенхауэра (61%). Обаму жестко критикуют не только республиканцы. На промежуточных выборах 2014 г. многие кандидаты от демократов демонстративно дистанцировались от Обамы и его политики, считая, что поддержка действующего президента только снизит их шансы.

Непопулярность Барака Обамы негативно отражается на перспективах любого кандидата от его партии. Поэтому основным претендентом на номинацию от демократов представляется Хиллари Клинтон, чьё имя ассоциируют с более успешным президентством её мужа. Она до последнего боролась с Обамой на демократических праймериз в 2008 году. Наконец, она заблаговременно ушла с должности госсекретаря в администрации Обамы и уже в меньшей степени несет на себе груз его внешнеполитических провалов.

Кандидатура Хиллари представляется удачной для демократов. Несмотря на общее разочарование избирателей политикой демократической администрации, во всех апрельских опросах Клинтон опережала любого из потенциальных кандидатов от республиканцев. Правда, её преимущество невелико, а в случае с 52-летним Рэндом Полом оно близко к нулю. Вся борьба за пост президента США ещё впереди.

Что касается республиканских выдвиженцев, то здесь внимания заслуживает тот факт, что все трое - сторонники Движения чаепития (Tea Party), сформировавшегося в 2009 году в качестве ответной реакции на реформу здравоохранения, инициированную Обамой, и ряд других шагов его администрации. Это движение позиционирует себя как альтернативу республиканскому истеблишменту и выступает за снижение налогов, уменьшение государственных расходов и защиту традиционных христианских ценностей. Tea Party отстаивает также права штатов перед лицом вашингтонской бюрократии.

Примечательно, что двое из трёх кандидатов в президенты от Республиканской партии, Тед Круз и Марко Рубио, являются кубинцами. Родители обоих эмигрировали в США ещё во времена диктатуры Батисты, а отец Круза был одно время соратником Фиделя Кастро в его революционной борьбе. Любопытно, что Круз и Рубио - единственные сенаторы-латиноамериканцы от Республиканской партии, и выдвижение обоих в президенты может говорить о том, что хозяева Республиканской партии творчески осмыслили «феномен Обамы» и рассматривают эти кандидатуры как средство потеснить демократов за счёт голосов представителей расовых меньшинств.

Традиционно в американских выборах вопросы внешней политики не играют большой роли. Американцев больше волнуют экономика, налоги, здравоохранение, иммиграция, расовая проблема. Тем не менее международные отношения постоянно становятся темой теледебатов в США и кандидатам требуется иметь четкую позицию по разным аспектам внешней политики. К тому же международные вопросы интересуют тех избирателей, которые не относятся к числу среднестатистических, особенно в некоторых диаспорах. Не говоря уже о том, что это больше всего интересует в претендентах на пост президента США весь остальной мир.

Здесь на стороне Хиллари Клинтон несравнимо более богатый опыт. Она благоразумно ограничилась одним сроком пребывания на должности шефа американской дипломатии, и теперь у неё развязаны руки для критики уходящего президента. К тому же за время пребывания на посту госсекретаря ей так и не удалось стать главным архитектором американской внешней политики, потому что эта роль зарезервирована за вице-президентом Джо Байденом, которому Обама доверяет гораздо больше. Во внешней политике Хиллари может действовать более резко, чем Обама и Байден. Так, в 2009 г. именно она вместе с министром обороны Робертом Гейтсом настояла на увеличении контингента США в Афганистане на 30.000 человек, в то время как Байден советовал ограничиться гораздо более скромным усилением. Она также предлагала растянуть вывод американских войск на более длинный срок. Госсекретарь Клинтон была автором идеи военного вмешательства США в Ливии и поставок оружия сирийской оппозиции. Она также выступила за перенос центра внешнеполитических усилий и переброску войск США в Восточную Азию, чтобы держать под контролем развитие Китая.

Хиллари Клинтон выступает за укрепление связей США с Израилем и поддерживает силовые акции Израиля в регионе. Здесь их позиции с Обамой и Байденом часто расходились, но в вопросе иранской ядерной программы они единомышленники. Клинтон всегда выступала за решение этой проблемы дипломатическим путем и приветствовала предварительное соглашение в Лозанне, достигнутое 2 апреля.

Когда-то Хиллари была сторонником перезагрузки отношений с Россией, но теперь она требует от Обамы поставок оружия и увеличения финансовой помощи Украине. Возможно, эта её позиция в какой-то степени определяется тем, что крупнейшим донором семейного фонда Билла и Хиллари Клинтонов является украинский олигарх Виктор Пинчук.

Республиканцы характеризуют внешнюю политику Хиллари как провальную. Так, в частности, Марко Рубио отзывается о её политике перезагрузки с Россией; Рубио считает, что избрание Клинтон станет продолжением президентства Обамы. Американская консервативная пресса уже полна обвинений в адрес Хиллари. Так что ее борьба за президентский пост лёгкой быть не обещает.

Что же касается основных кандидатов от республиканцев, то их внешнеполитические предпочтения во многом определяются принадлежностью к Движению чаепития. Представители этого движения совсем не похожи на тех республиканцев-неоконсерваторов, которых американцы привыкли видеть на ключевых постах в администрации Буша-младшего. Они сочетают веру в американскую исключительность и особую роль Америки в мире со скептицизмом в отношении способности Америки создать либеральный миропорядок. В случае реальной угрозы Америке они готовы к тотальной войне, но в тех случаях, когда либеральные интервенционисты вроде Хиллари предлагают ограниченную войну с ограниченными целями, представители данного крыла республиканцев предпочтут вообще не вмешиваться в конфликт. Хотя, конечно, в условиях глобализации выраженных изоляционистов в американском политическом классе очень мало. Даже Рэнд Пол далеко не такой изоляционист, как его отец.