На европейский рынок газа очередь из поставщиков не стоит

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Среди потенциальных участников проекта «Турецкий поток» - Венгрия, Румыния, Болгария и Словакия. Последняя сейчас проявляет в вопросе о газовом сотрудничестве с Россией наибольшую активность.  

«Что касается "Турецкого потока", то мы, конечно, думаем о том, что, если он стал бы реальностью, тогда Словакия предлагает проект Eastring, который смог бы связать "Турецкий поток" с энергосистемой Словакии. И таким образом решить энергетическую безопасность с севера на юг», - подтвердил позицию Братиславы в интервью российскому информационному агентству ТАСС министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак. Он напомнил о продуктивных переговорах, которые провел в Москве в начале июня глава словацкого правительства Роберт Фицо: «Господин Фицо информировал российских партнеров об этом проекте, а мы уже подписали политическую декларацию на уровне глав МИД Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии». По словам главы словацкого внешнеполитического ведомства, проект Eastring представляет собой своеобразный «План Б» на тот случай, если Россия после 2019 года прекратит транзит своего газа через территорию Украины.

Словаки выражаются по поводу Украины осторожно, но понятно, что вне зависимости от того,  какой вид примет к 2019 году украинская государственность, ни Россия, ни здравомыслящие европейцы не станут больше ставить свою энергобезопасность в зависимость от приходящей в ветхое состояние украинской газотранспортной системы, не говоря уже о политических рисках транзита через Украину.

О том, что значение российских газовых поставок в Европу продолжает расти, свидетельствуют сообщённые председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером последние данные. Выступая на конференции «Энергетический сектор Европы: будущая структура и место на мировом рынке», А.Миллер отметил, что «объемы поставок газа в Европу «Газпромом» в 2015 году показывают положительную динамику по отношению к соответствующим периодам 2014 года. Эту тенденцию мы наблюдали в апреле, и эта тенденция продолжилась в мае». По данным А.Миллера, поставки российского газа в Европу в мае увеличились более чем на 5% по сравнению с маем 2014 года. Как известно, доля «газпромовского» газа на рынке газа в Европе в 2014 году составляла 30% рынка, причём эта доля росла на протяжении трех последних лет. Что же касается доли российского газа в объеме импорта Европейского союза и в общем потреблении газа в ЕС, то она составляет на сегодняшний день две трети. «При этом мы абсолютно уверенно можем говорить о том, что доля импортных поставок на европейский рынок будет только возрастать», - прогнозирует глава «Газпрома».

Рост показателей у «Газпрома» происходит при одновременном снижении поставок газа для европейцев из других источников, притом что доля импортных поставок на европейский рынок за последние 15 лет выросла на 17%. На ближайшие 15 лет эти темпы сохранятся.

Главный фактор – продолжающееся снижение добычи газа в самой Европе. По оценкам «Газпрома», снижение объемов добычи собственного газа в Европе к 2030 году составит 80 млрд кубометров газа. Сокращается и роль сжиженного природного газа. Еще в 2010 году его доля в европейском потреблении составляла 30%, но за последние пять лет она сократилась на 12%.

Если же говорить о Катаре, который неизменно присутствует во всех сценариях избавления Европы от «российской газовой зависимости», то надо заметить, что  власти Катара приняли амбициозную программу «Национальный взгляд-2030» (National Vision 2030), ключевым элементом которой являются масштабные инвестиции в возобновляемые источники энергии. Катар объявил это главной национальной задачей. А это означает отход от приоритетного развития газовой сферы со всеми вытекающими для европейцев последствиями.

Что же касается абсолютных показателей, то в среднесрочной перспективе потребности Европы в поставках российского газа могут составить до 120 млрд кубометров в год. Отсюда вытекает, что все заинтересованные стороны, включая руководство Евросоюза и лидеров европейских стран, должны садиться за стол переговоров с Россией. В том числе и по проекту Eastring, который глава «Газпрома» Алексей Миллер считает «очень интересным», но пока лишенным «технико-экономического обоснования» и нуждающимся в четкой проработке списка участников и параметров ресурсной базы.

«Если оценивать, что из себя на сегодняшний день представляет европейский газовый рынок», то это рынок, «на который очередь из поставщиков не стоит» - с такой оценкой, прозвучавшей из уст председателя правления ОАО «Газпром» А. Миллера, согласятся сегодня все знающие эксперты.